Файл: Исключительные (имущественные) права на товарный знак ООО «O’STIN».pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 256
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
2. Применяемые стандарты оценочной деятельности
3. Допущения, использованные оценщиком при проведении оценки
4. Сведения о заказчике оценки и об оценщике
7.1. Основные социально-экономического показатели Российской Федерации за январь-сентябрь 2017 года.
7.2. Анализ сегмента рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект.
7.2.3. Анализ положения O’STIN на рынке одежды
7.2.4. Анализ сделок с объектом оценки
7.4. Основные выводы относительно рынка создания и использования объекта оценки
8. описание процесса оценки объекта оценки
8.1 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности доходным подходом
Факторы, влияющие на предложение
1. Цены ресурсов, используемых в производстве товара. Чем больше должен платить предприниматель за труд, землю, сырье, энергоносители и т. п., тем ниже его прибыль и тем меньше его желание предлагать на продажу данный товар. Значит, при увеличении цен на применяемые факторы производства предложение товара снижается, а уменьшение цен на ресурсы, наоборот, стимулирует повышение количества предлагаемого товара при каждой цене, и предложение возрастает.
2. Уровень технологии. Любое технологическое усовершенствование, как правило, приводит к сокращению затрат на ресурсы (снижению издержек производства) и поэтому сопровождается расширением предложения товара.
3. Цели фирмы. Основная цель любой фирмы — максимизация прибыли. Однако зачастую фирмы могут преследовать иные цели, что сказывается на предложении. Например, стремление фирмы производить товар без загрязнения окружающей среды может привести к снижению количества предлагаемого товара при каждой возможной цене.
4. Налоги и субсидии. Налоги влияют на расходы предпринимателей. Рост налогов означает для фирмы рост затрат на производство продукции, а это, как правило, вызывает сокращение предложения; снижение налогового бремени имеет обычно обратный эффект. Субсидии ведут к снижению издержек производства, поэтому увеличение субсидий бизнесу, безусловно, стимулирует расширение производства, и кривая предложения смещается вправо.
5. Цены на иные товары также могут влиять на предложение данного блага.
6. Ожидания производителей. Так, ожидания производителями возможного повышения цен (инфляционные ожидания) оказывают неоднозначное воздействие на предложение товаров. Предложение тесно связанно с инвестициями, а последние чутко и, главное, труднопредсказуемо реагируют на конъюнктуру рынка. Однако в зрелой рыночной экономике ожидаемый рост цен на многие товары вызывает оживление предложения. Инфляция в условиях кризиса обычно вызывает снижение производства и сокращение предложения.
7. Количество производителей (степень монополизации рынка). Чем больше фирм выпускает данный товар, тем выше предложение этого товара на рынке. И наоборот. [10]
7.4. Основные выводы относительно рынка создания и использования объекта оценки
Выводы по анализу рынка/сегмента рынка, к которому относится объект оценки, могут быть представлены Оценщиком в форме следующей таблицы:
Таблица 8
№ |
Показатель |
Единица измерения |
Значения /диапазон значений показателя |
1 |
Ставка роялти (аренды) за использование прав на ОИС аналогичного назначения и сравнимой полезности |
% |
1-5[11] |
2 |
Доля рынка, приходящаяся на продукцию, производимую с использованием объекта оценки |
% |
нет данных |
3 |
Тенденции изменения спроса (емкости рынка) на аналогичную продукцию |
увеличение |
|
4 |
Уровень доходности от реализации продукции, производимой с использованием ОИС, аналогичных объекту оценки |
% |
5,7%[12] |
5 |
Средний срок сохранения конкурентного преимущества на рынке (полезный срок использования объекта оценки, в течение которого сохраняется конкурентное преимущество, достигнутое за счет использования объекта оценки) |
лет |
5 |
8. описание процесса оценки объекта оценки
Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы.[13] При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком.
Таблица 9
Выбор используемых при проведении оценки подходов
Подход |
Затратный |
Сравнительный |
Доходный |
Цели и задачи оценки |
+ |
||
Определение рыночной стоимости |
|||
Предполагаемое использование результатов оценки |
+ |
||
Купля-продажа объекта оценки |
|||
Полнота исходной информации |
+ |
+ |
|
Достоверность исходной информации |
+ |
+ |
|
С точки зрения цели оценки и предполагаемого использования результатов оценки основным в оценке стоимости исключительных прав ООО «O’STIN» на товарный знак № 446948 должен быть сравнительный подход. Однако ввиду неразвитости рынка товарных знаков применение этого подхода затруднено. С точки зрения полноты и достоверности исходных данных результаты использования доходного и затратного подходов являются более обоснованными.
Таблица 10
Предпочтительность применения подходов к оценке стоимости товарных знаков[14]
Вид неосязаемого актива |
В первую очередь |
Во вторую очередь |
Слабо применим |
|
Право на товарный знак (ТЗ), знак обслуживания |
Доходный |
Затратный |
Сравнительный |
|
Право на фирменное наименование |
Доходный |
Сравнительный |
Затратный |
|
Право на наименование места происхождения товаров (услуг) |
– |
– |
– |
Если учитывать предпочтительность применения подходов к оценке стоимости товарных знаков, то определение рыночной стоимости исключительных прав ООО «O’STIN»на товарный знак № 446948 должно опираться прежде всего на результаты использования доходного подхода.
Доходный подход – совокупность методов оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от использования объекта оценки. Доходный подход рекомендуется применять, когда существует достоверная информация, позволяющая прогнозировать будущие доходы, которые объект оценки способен приносить, а также связанные с объектом оценки расходы. В рамках доходного подхода применяются различные методы, основанные на дисконтировании денежных потоков и капитализации дохода.
При применении доходного подхода оценщик учитывает следующие положения[15]:
а) оценщик определяет будущие денежные потоки, формируемые из экономической выгоды, генерируемой объектом оценки. В общем случае выгода может образовываться из экономий на издержках, освобождения от роялти, преимуществ в прибыли, реальных лицензионных платежей, платежей по роялти, избыточного дохода или других выгод;
б) период, в течение которого объект оценки способен приносить экономические выгоды, как правило, ограничивается сроком действия правовой охраны или сроком действия лицензионного договора;
в) ставка дисконтирования рассчитывается одним из следующих методов:
- на основе анализа рыночных показателей, отражающих доходность аналогичных объекту оценки объектов;
- на основе средневзвешенной стоимости капитала организации (бизнеса), использующей объект оценки;
- кумулятивным способом, основанным на определении безрисковой ставки использования денежных средств, ожидаемого уровня инфляции и размера премиальной надбавки за риски, связанные с инвестицией в объект оценки.
Основные методы доходного подхода:[16]
- метод освобождения от роялти;
- метод преимущества в доходах (в прибыли);
- метод выигрыша в себестоимости;
- метод дробления прибыли.
Использование метода преимущества в доходах и метода выигрыша в себестоимости возможно только в том случае, если организация стала использовать товарный знак или любой другой объект интеллектуальной собственности в своей деятельности недавно. В этом случае можно сравнивать финансовые результаты компании до и после использования объекта интеллектуальной собственности, и на основе этой разницы делать выводы о стоимости такого товарного знака. Для оцениваемого товарного знака эти методы неприменимы, т.к. он используется ООО «O’STIN» с 2011 года. Метод дробления прибыли используется для оценки стоимости объектов патентного права – изобретений, полезных моделей, промышленных образцов. Таким образом, в настоящем отчете при применении доходного подхода применяется метод освобождения от роялти.
Сравнительный подход – совокупность методов оценки, основанных на получении стоимости объекта оценки путем сравнения оцениваемого объекта с объектами-аналогами.. В рамках сравнительного подхода применяются различные методы, основанные как на прямом сопоставлении оцениваемого объекта и объектов-аналогов, так и методы, основанные на анализе статистических данных и информации о рынке объекта оценки.
При применении сравнительного подхода к оценке объектов оценки стоимость определяется оценщиком с использованием следующей информации[17]:
- об условиях сделок, а также о предложениях на продажу и покупку объектов-аналогов на рынке по состоянию на дату оценки или по состоянию на дату, предшествующую дате оценки, если по состоянию на дату оценки такая информация доступна;
- о влиянии ценообразующих факторов объектов-аналогов на их рыночную стоимость.
Определение влияния ценообразующих факторов объектов-аналогов на их рыночную стоимость может проводиться с применением ценовых мультипликаторов - расчетных величин, отражающих соотношение между стоимостью объекта-аналога и его ценообразующим параметром при условии доказанной значимости последнего.
В ряде случаев цены предложений объектов-аналогов могут быть обоснованно скорректированы.
Для сравнения объекта оценки с другими объектами, с которыми были совершены сделки или которые представлены на рынке для их совершения, обычно используются следующие элементы сравнения:
- режим предоставленной правовой охраны, включая переданные права и сроки использования интеллектуальной собственности;
- условия финансирования сделок с нематериальными активами, включая соотношение собственных и заемных средств;
- изменение цен на нематериальные активы за период с даты совершения сделки с объектом-аналогом до даты проведения оценки;
- отрасль, в которой были или будут использованы нематериальные активы;
- территория, на которую распространяется действие предоставляемых (оцениваемых) прав;
- функциональные, технологические, экономические характеристики выбранных объектов-аналогов, аналогичные соответствующим характеристикам объекта оценки;
- спрос на продукцию, которая может производиться или реализовываться с использованием объекта оценки;
- срок использования объекта оценки, в течение которого объект оценки способен приносить экономические выгоды;
- другие характеристики нематериального актива, влияющие на стоимость.
Сравнительный подход рекомендуется применять, когда доступна достоверная и достаточная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов.
Для объектов интеллектуальной собственности обычно не существует эффективного рынка, применение сравнительного подхода в чистом виде затруднительно. Тем не менее, существуют методы стоимостной оценки, прямо или косвенно использующие информацию о продажах. В рамках сравнительного подхода рассматриваются методы[18]:
- метод прямого анализа сравнения продаж;
- метод качественного анализа для корректировки данных;
- метод параметрической оценки;
- правила Бегунка.
Для использования метода качественного анализа для корректировки данных необходима информация по нескольким объектам-аналогам. Этот метод используется, когда характеристики объекта оценки и объектов-аналогов выражены качественными показателями. Метод параметрической оценки; требует анализа информации по большому количеству сделок с аналогичными объектами. Метод Бегунка– это метод экспресс - оценки и не может быть единственной основой для принятия решения стоимости объекта оценки по результатам применения сравнительного подхода.