Файл: Адаптация ребенка к школе по методике Васильевой Л.Л..pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
1.1. Исследование проблемы адаптации ребенка к школе
1.2. Обучение детей по методике Васильевой Л.Л.
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРЕМЕТА ДО И ПОСЛЕ ЗАНЯТИЙ ПО МЕТОДИКЕ ВАСИЛЬЕВОЙ Л.Л.
2.1. Результаты работы с учениками первого класса по выявлению уровня адаптации к школе
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е
Приложение Ж
Начало урока
Конец урока
Приложение З
Методика: Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (по Н.Г. Лускановой).
Цель: методика выявляет отношение детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе.
Инструкция: «Дети, нарисуйте, что вам больше всего нравится в школе. Рисовать можно все, что хотите. Рисуйте, как сможете, оценки ставиться не будут».
Оборудование: стандартный лист бумаги для рисования, карандаш и ластик.
Анализ и оценка рисунков.
1. Несоответствие теме указывает на:
а) отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры. Свидетельствует о мотивационной незрелости;
б) детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований;
в) неверное истолкование поставленной задачи, ее понимание. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.
2. Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе, при этом следует учитывать сюжет рисунка, т. е. что именно изображено:
а) учебные ситуации - учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с записанными заданиями и т.п. Свидетельствует о высокой школьной мотивации учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов;
б) ситуации не учебного характера - школьное задание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т. п. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но с большей направленностью на внешние школьные атрибуты;
в) игровые ситуации - качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе (например, телевизор, цветы на окне и т. п.). Свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой мотивации.
Для большей надежности оценки детских рисунков при проведении обследования целесообразно спросить ребенка, что он изобразил, почему нарисовал тот или иной предмет, ту или иную ситуацию.
В ряде случаев по рисункам детей можно судить не только об уровне их учебной мотивации, об их отношении к школе, но и выявить те стороны школьной жизни, которые являются для ребенка наиболее привлекательными.
Приложение И
Методика «Краски»:
Цель: определение эмоционального отношения к школьному обучению.
Оборудование: набор красок или цветных карандашей (чем больше цветов, тем лучше); альбомные листы, на каждом из которых нарисовано 10 кружков, - в каждый кружок вписаны слова, связанные со школой: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, одноклассники, урок, домашнее задание, тетрадь.
Инструкция: раздаются учащимся листы с просьбой их внимательно прочитать слова, написанные в кружках. Читайте по порядку слова, написанные в кружках, и каждый кружок покрасьте в какой-либо цвет. Необязательно красить кружки разными цветами. Выбирайте каждый раз тот цвет, который хочется.
Анализ результатов: Если ребенок окрашивает большинство кружков в темные (фиолетовый, синий, лиловый, серый, черный) цвета, - это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению в целом.
Приложение К
Методика «Тест в картинках»:
Цель: Помогает определить предпочитаемый вид деятельности.
Оборудование: картинки
Инструкция: Ребенку предлагают рассмотреть рисунки. Убедившись, что их содержание понятно, психолог спрашивает: «Чем ты хотел бы заниматься в первую очередь, во вторую?»
Оценка результатов: Если ребенок выбирает картинки с учебной деятельностью как наиболее важную, желаемую в первую очередь, это свидетельствует о высоком уровне его мотивационной готовности, во второй очередь - о среднем уровне, если он выбирает учебу в третью очередь или вообще не выбирает, это говорит о низком уровне его мотивационной готовности.
3 балла - преобладает ориентация на учебную деятельность; 2 балла - ориентация на учебно-игровую деятельность; 1 балл - ориентация на игровую деятельность.
Приложение Л
Анкета для шестилеток:
Цель: Оценивать уровень школьной мотивации.
Оборудование: Бланк.
- Тебе нравится в школе или не очень?
- Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?
- Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?
- Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
- Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
- Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни предметы?
- Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- У тебя в классе много друзей?
- Тебе нравятся твои одноклассники?
Инструкция: Детям зачитываются вопросы, а они на них отвечают.
Оценка результатов: Ответы на вопросы оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ - 0 баллов, нейтральный - 1, положительный - 3 балла). Учащиеся, набравшие 25 - 30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20 - 24 балла характерны для средней нормы, 15 - 19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10 - 14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов - о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.
-
Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь/М.М. Безруких. – М.:Эксмо, 2009. – 464 с. ↑
-
Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М., 1988. – 265с. ↑
-
Божович Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.М. Божович. – М., 1968. – 267с. ↑
-
Дорожевец Т.В. Изучение школьной дезадаптации / Т.В. Дорожевец. Витебск, 1995. – 182с ↑
-
Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов // П.И. Сидоров, А.В. Парняков - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 416 с. ↑
-
Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / Давыдов В.В. // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1979. – 288 c. ↑
-
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология// Ж. Пиаже – М: Академия, 1969 – 646 с. ↑
-
Кольберг Л. Дилеммы Л. Кольберга. Теория нравственного развития. Диагностика сознания /Л. Кольберг – М: Академия, 2014 – 342с. ↑
-
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений// - Г.А. Урунтаева – М: Издательский центр «Академия» - 2016 – 336 с. ↑
-
Андрющенко Т.Ю. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения / Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. // Вопросы психологии. – 1993, №1. ↑
-
Коваленко Д.В. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке / под. ред. Д.В. Коваленко. – М.: Педагогика. 1987-152с. ↑
-
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации // Школьный психолог.- 2005. - №5. ↑
-
Соловьева Т.А. Первоклассник: адаптация в новой социальной среде / Т.А. Соловьева - М.: ВАКО, 2008. - 72 с. ↑
-
Белопольская Н.Л. Детская патопсихология. Хрестоматия // Н.Л. Белопольская М.: Когито-Центр, 2016 – 348 с. ↑
-
Афанасьева Н.В. Программа психологической диагностики готовности к обучению в школе / Н.В. Афанасьева, Е.Н. Дубиненкова - Вологда, 2000. - 157 с. ↑
-
Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова. -- М., 1982. ↑
-
Якиманская И.С. Организация восприятия учебного материала // И.С. Якиманская - Сред. спец., 1995 – 200 с. ↑
-
Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей. / А.П. Усова.; Под ред. А.В. Запорожца. -- М.: «Просвещение», 1976. ↑
-
Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 25 с. ↑
-
Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя/ Предисл. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 2016. - 208 с. ↑
-
Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 5 / Л.С. Выготский – М.: Педагогика, 1983. – 251 с. ↑
-
Васильева Л.Л. Тренажер интеллекта для детей 6-7 лет. 15 занятий в игровой форме// Л.Л. Васильева – БиЛингва, 2018 – 160 с. ↑
-
Буров А.В. Корреляционный анализ взаимосвязей между индивидуально-психологическими особенностями детей и показателями адаптации к школьному обучению// Концепт. – 2014 - № 07 (июль) – ART 14193, - 0,4 п. л. – Гос. Рег. Эл № ФС 77-49965 – ISSN 2304-120Х ↑
-
Лусканова Н.Г. Пути психологической коррекции аномалий развития личности./ Н.Г. Лусканова В сб.: Здоровье, развитие, личность, М: Медицина, 1990 ↑
-
Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: Методическое руководство / Л.А. Ясюкова. - СПб., 2006. - 204 с. ↑
-
Остроухова А. Успешная адаптация в ДОУ. Как ее измерить / А. Остроухова - обруч №3-2000 – 80 с. ↑
-
Артёмова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей / Л.В. Артёмова. -- М.: Просвещение, 1992. ↑
-
Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. – М.: Академия, 1998. – 240 с. ↑
-
Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников / Т.В. Костяк - М.: Академия, 2008. - 176 с. ↑
-
Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе / Э.М. Александровская. – М., 2014. – 153с. ↑
-
Ефимкина Р.П. – Детская психология. Методические указания. Автор-составитель Р.П. Ефимкина. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. ↑
-
Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология. Учебник для студентов высших учебных заведений / Т.В. Алейникова. – Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2006 – 270с. ↑
-
Голубенко О.Н. Методические рекомендации для учителей начальной школы «Педагогические технологии, применяемые на уроках в начальной школе, в условиях перехода на ФГОС»// О.Н. Голубенко г. Красноперекопск, 2015 – 20с. ↑
-
Макаренко А.С. Книга для родителей/ А.С. Макаренко; Вступит. статья К.И.Беляева.-Москва: Просвещение, 1969.-359с. ↑