Файл: Адаптация ребенка к школе по методике Васильевой Л.Л..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рекомендации педагога - психолога учителям 1 - х классов по развитию тонкой моторики руки первоклассников:

1. Срисовывание графических образцов (геометрических фигур и узоров разной сложности).

2. Обведение по контуру геометрических фигур разной сложности с последовательным расширением радиуса обводки (по внешнему контуру) или его сужением (обводка по внутреннему контуру).

3. Вырезание по контуру фигур из бумаги (особенно - вырезание плавное, без отрыва ножниц от бумаги).

4. Раскрашивание и штриховка (наиболее известный прием совершенствования моторных навыков обычно не вызывает интереса у детей младшего школьного возраста и поэтому используется преимущественно на уроках только как учебное задание. Однако, придав этому занятию соревновательный игровой мотив, можно с успехом применять его и во внеурочное время).

5. Различные виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

6. Конструирование и работа с мозаикой.

7. Освоение ремесел (шитье, вышивание, вязание, работа с бисером)[32].

Учителям начальных классов необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

- сочетать игровую, продуктивную, учебную и другие виды деятельности;

- для достижения эффективности в обучении шестилеток необходимо формировать положительное, эмоциональное отношения к занятиям;

- руководство деятельностью детей шестилетнего возраста осуществлять, широко используя (особенно в первом полугодии) методы дошкольного воспитания с частичным и дозированным применением школьных методов;

- необходимо соблюдать преемственность не только в методах, но и в стилях педагогического общения;

- использовать большие воспитательные возможности совместной (групповой) деятельности учащихся;

- формировать способности к ролевому и личностному общению — важному условию в подготовке смены ведущей деятельности;

- в процессе адаптации к школе учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся, которые проявляются в уровне их обучаемости, темпе усвоения знаний, отношении к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляции поведения[33].

Итак, по результатам включения методики Васильевой в учебный процесс мы добились значительных результатов в группе испытуемых школьников.

Проведя повторно тестирования по выявлению уровня адаптации, мы выяснили, что в процентном отношении результаты значительно возросли. В таблице 5 приведены результаты повторно проведенного теста в виде проектного рисунка «Что мне нравится в школе».


Таблица 5

ФИО ребенка

Содержание рисунка

Анализ и оценка рисунка

1.

Сторожева Анна

школьная доска с записями

высокая школьная мотивация, наличие познавательных учебных мотивов

2.

Золотухин Антон

ученик за партой

положительное отношением к школе, но с большей направленностью на внешние школьные атрибуты

3.

Кирилов Денис

пустой школьный кабинет

положительное отношением к школе, но с большей направленностью на внешние школьные атрибуты

4.

Возмукина Анфиса

цветы на окне в классе

положительное отношением к школе, но с большей направленностью на внешние школьные атрибуты

5.

Бреусов Станислав

учитель с глобусом

высокая школьная мотивация, наличие познавательных учебных мотивов

6.

Турсунов Фархад

дети, играющие в кубики

отсутствие школьной мотивации

7.

Потапов Леонид

дети на уроке физкультуры

положительное отношение к школе

8.

Роговых Глеб

дети, лезущие на дерево

отсутствие школьной мотивации

9.

Сулетаева Дина

принцесса на школьном дворе

положительное отношение к школе, но преобладание других мотивов

10.

Огай Лия

девочка, отвечающая у доски

высокая школьная мотивация, наличие познавательных учебных мотивов

Итог:

Дети с высокой школьной мотивацией

8

Отсутствие школьной мотивации

2

Итак, мы видим, что большая часть детей, по итогам повторного тестирования, имеет высокую школьную мотивацию. Рассмотрим результаты второго теста на выявление уровня адаптации - «Краски». Результаты повторного теста представлены в таблице 6.

Таблица 6

ФИО ребенка

Количество ярко окрашенных кружков

Анализ и оценка

1.

Сторожева Анна

8

+

2.

Золотухин Антон

6

+

3.

Кирилов Денис

5

-+

4.

Возмукина Анфиса

7

+

5.

Бреусов Станислав

10

+

6.

Турсунов Фархад

4

-

7.

Потапов Леонид

6

+

8.

Роговых Глеб

5

-+

9.

Сулетаева Дина

9

+

10.

Огай Лия

10

+

Итог:

Позитивное отношение к школе (+)

6

Негативное отношение к школе (-)

1

Нейтрально отношение к школе (+-)

2


Количество ярко окрашенных кружков значительно выше, чем в первый раз. Рассмотрим в таблице 7 результаты повторного «Теста в картинках», где детям предлагалось выбрать поочередность выполнения предлагаемых действий.

Таблица 7

ФИО ребенка

Оценка результатов

1.

Сторожева Анна

3

2.

Золотухин Антон

3

3.

Кирилов Денис

2

4.

Возмукина Анфиса

3

5.

Бреусов Станислав

3

6.

Турсунов Фархад

2

7.

Потапов Леонид

2

8.

Роговых Глеб

1

9.

Сулетаева Дина

3

10.

Огай Лия

3

Итог:

Преобладает ориентация на учебную деятельность

6

Ориентация на учебно-игровую деятельность

3

Ориентация на игровую деятельность

1

Мы видим, что в сравнении с результатами первого тестирования есть заметные улучшения. В таблице 8 представлены результаты последней анкеты для первоклассников на выявление уровня адаптации к школе.

Таблица 8

ФИО ребенка

Количество набранных баллов

1.

Сторожева Анна

28

2.

Золотухин Антон

27

3.

Кирилов Денис

23

4.

Возмукина Анфиса

25

5.

Бреусов Станислав

30

6.

Турсунов Фархад

20

7.

Потапов Леонид

26

8.

Роговых Глеб

19

9.

Сулетаева Дина

29

10.

Огай Лия

30

Итог:

Высокий уровень адаптации

7

Средняя норма адаптации

2

Внешняя мотивация

1

Низкая школьная мотивация

0

Негативное отношение к школе

0


Итак, после курса занятий по методике Васильевой уровень адаптации испытуемых школьников возрос. В начале эксперимента были проведены тесты на выявление уровня адаптации. По результатам 70 % детей были не адаптированы к обучению в школе. После эксперимента были проведены повторные тесты и теперь 80 % детей адаптированы к обучению в школе.

Вывод

Таким образом, можно сделать вывод, что адаптировать ребенка можно не только до того, как он пойдет в школу, но и в процессе обучения. Внедряя в учебный процесс элементы методик адаптации, мы поможем ребенку лучше усваивать материал. Учеба должна стать для ребенка познавательной игрой, чтобы пробуждался интерес к новым знаниям и навыкам. Результат непременно отразится на успеваемости детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время проблема адаптации первоклассника к школе является одной из самых острых и массовых. Первый класс для ребёнка является сложным и трудным периодом жизни.

Адаптация к школе – это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. В более выигрышных условиях оказываются дети, посещавшие детский сад, поскольку там элементы готовности к школьному обучению целенаправленно формируются педагогическим воздействием. Затруднения, возникающие вследствие недостаточной готовности к школе, могут быть причиной дезадаптации ребёнка. С понятием «школьной дезадаптации» связывают любые отклонения в учебной деятельности школьников, возникновению которой предшествуют некоторые причины. В зависимости от уровня психологической подготовки ребёнка к школе соответственно протекает адаптация шестилетних детей – на высоком, среднем или низком уровне. Выделяют три формы адаптации: адаптация организма к новым условиям жизни и деятельности, к физическим и интеллектуальным нагрузкам; адаптация к новым социальным отношениям и связям; адаптация к новым условиям познавательной деятельности. Процесс физиологической адаптации ребёнка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма[34].

У многих детей проявляется дезадаптация и в начале, и в конце учебного года. Большинство детей испытывают негативные эмоции, связанные с обучением в школе, это говорит о том, что уровень адаптации низкий и нет заинтересованности в обучении. Можно сделать вывод, что многие дети не готовы к обучению в школе, поэтому работу по адаптации шестилеток к обучению в школе необходимо начинать ещё с детского сада. Следует подвести ребёнка к пониманию необходимости выполнять учебные и социальные требования, принимать на себя ролевые обязательства школьника. Педагоги и психологи должны помнить о создании условий для адаптации и последующего полноценного развития младшего школьника.


Задания по методике Васильевой Л.Л. можно давать детям как в детском саду, так и перед любым уроком, так как эта методика уникальна, как для концентрации внимания, так и для улучшения памяти и усидчивости у детей любого возраста – «Мнемотехника», «Индуктивность», «Зрительная память», «Таблица Шульта», «Наглядно-образная память», «Долговременная память», «Слуховая память».

По итогам эксперимента с первоклассниками можно сделать вывод, что методика Васильевой Л.Л. достаточно эффективна и дает видимые результаты. В начале эксперимента были проведены тесты с детьми на выявление уровня адаптации к обучению в школе. Результаты показали, что 70% из испытуемых не адаптированы к обучению. После проведения краткого курса по методике Васильевой были проведены повторно тесты на выявление уровня адаптации. Результат – 80 % детей из испытуемых адаптированы к обучению в школе.

Подводя итог можно сказать, что методика Васильевой уникальна и эффективна. Занимаясь по ней ребенок без труда сможет добиться успехов в учебе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология. Учебник для студентов высших учебных заведений / Т.В. Алейникова. – Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2006 – 270с.
  2. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе / Э.М. Александровская. – М., 2014. – 153с.
  3. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя/ Предисл. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 2016. - 208 с.
  4. Андрющенко Т.Ю. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения / Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. // Вопросы психологии. – 1993, №1.
  5. Артёмова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей / Л.В. Артёмова. -- М.: Просвещение, 1992.
  6. Афанасьева Н.В. Программа психологической диагностики готовности к обучению в школе / Н.В. Афанасьева, Е.Н. Дубиненкова - Вологда, 2000. - 157 с.

Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. – М.: Академия, 1998. – 240 с.

  1. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь/М.М. Безруких. – М.:Эксмо, 2009. – 464 с.
  2. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 25 с. 
  3. Белопольская Н.Л. Детская патопсихология. Хрестоматия // Н.Л. Белопольская М.: Когито-Центр, 2016 – 348 с.
  4. Божович Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.М. Божович. – М., 1968. – 267с.
  5. Буров А.В. Корреляционный анализ взаимосвязей между индивидуально-психологическими особенностями детей и показателями адаптации к школьному обучению// Концепт. – 2014 - № 07 (июль) – ART 14193, - 0,4 п. л. – Гос. Рег. Эл № ФС 77-49965 – ISSN 2304-120Х
  6. Васильева Л.Л. Тренажер интеллекта для детей 6-7 лет. 15 занятий в игровой форме// Л.Л. Васильева – БиЛингва, 2018 – 160 с.
  7. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 5 / Л.С. Выготский – М.: Педагогика, 1983. – 251 с.
  8. Голубенко О.Н. Методические рекомендации для учителей начальной школы «Педагогические технологии, применяемые на уроках в начальной школе, в условиях перехода на ФГОС»// О.Н. Голубенко г. Красноперекопск, 2015 – 20с.
  9. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном воз­расте / Давыдов В.В. // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1979. – 288 c.
  10. Дорожевец Т.В. Изучение школьной дезадаптации / Т.В. Дорожевец. Витебск, 1995. – 182с
  11. Ефимкина Р.П. – Детская психология. Методические указания. Автор-составитель Р.П. Ефимкина. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995.
  12. Коваленко Д.В. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке / под. ред. Д.В. Коваленко. – М.: Педагогика. 1987-152с.
  13. Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М., 1988. – 265с.
  14. Кольберг Л. Дилеммы Л. Кольберга. Теория нравственного развития. Диагностика сознания /Л. Кольберг – М: Академия, 2014 – 342с.
  15. Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников / Т.В. Костяк - М.: Академия, 2008. - 176 с.
  16. Макаренко А.С. Книга для родителей/ А.С. Макаренко; Вступит. статья К.И.Беляева.-Москва: Просвещение, 1969.-359с.
  17. Остроухова А.Успешная адаптация в ДОУ. Как ее измерить / А. Остроухова - обруч №3-2000 – 80 с.
  18. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология// Ж. Пиаже – М: Академия, 2015 – 646 с.
  19. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации // Школьный психолог.- 2005. - №5.
  20. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2016. - 416 с.
  21. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей // Т.П. Смирнова – М: Ростов-на-Дону «Феникс» 2014 – 80 с.
  22. Соловьева Т.А. Первоклассник: адаптация в новой социальной среде / Т.А. Соловьева - М.: ВАКО, 2008. - 72 с.
  23. Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова. -- М., 1982.
  24. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений// - Г.А. Урунтаева – М: Издательский центр «Академия» - 2016 – 336 с.
  25. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей. / А.П. Усова.; Под ред. А.В. Запорожца. -- М.: «Просвещение», 1976.
  26. Якиманская И.С. Организация восприятия учебного материала // И.С. Якиманская - Сред. спец., 1995 – 200 с.
  27. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: Методическое руководство / Л.А. Ясюкова. - СПб., 2006. - 204 с.