Файл: Адаптация ребенка к школе по методике Васильевой Л.Л..pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 177
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
1.1. Исследование проблемы адаптации ребенка к школе
1.2. Обучение детей по методике Васильевой Л.Л.
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРЕМЕТА ДО И ПОСЛЕ ЗАНЯТИЙ ПО МЕТОДИКЕ ВАСИЛЬЕВОЙ Л.Л.
2.1. Результаты работы с учениками первого класса по выявлению уровня адаптации к школе
Рекомендации педагога - психолога учителям 1 - х классов по развитию тонкой моторики руки первоклассников:
1. Срисовывание графических образцов (геометрических фигур и узоров разной сложности).
2. Обведение по контуру геометрических фигур разной сложности с последовательным расширением радиуса обводки (по внешнему контуру) или его сужением (обводка по внутреннему контуру).
3. Вырезание по контуру фигур из бумаги (особенно - вырезание плавное, без отрыва ножниц от бумаги).
4. Раскрашивание и штриховка (наиболее известный прием совершенствования моторных навыков обычно не вызывает интереса у детей младшего школьного возраста и поэтому используется преимущественно на уроках только как учебное задание. Однако, придав этому занятию соревновательный игровой мотив, можно с успехом применять его и во внеурочное время).
5. Различные виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
6. Конструирование и работа с мозаикой.
7. Освоение ремесел (шитье, вышивание, вязание, работа с бисером)[32].
Учителям начальных классов необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- сочетать игровую, продуктивную, учебную и другие виды деятельности;
- для достижения эффективности в обучении шестилеток необходимо формировать положительное, эмоциональное отношения к занятиям;
- руководство деятельностью детей шестилетнего возраста осуществлять, широко используя (особенно в первом полугодии) методы дошкольного воспитания с частичным и дозированным применением школьных методов;
- необходимо соблюдать преемственность не только в методах, но и в стилях педагогического общения;
- использовать большие воспитательные возможности совместной (групповой) деятельности учащихся;
- формировать способности к ролевому и личностному общению — важному условию в подготовке смены ведущей деятельности;
- в процессе адаптации к школе учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся, которые проявляются в уровне их обучаемости, темпе усвоения знаний, отношении к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляции поведения[33].
Итак, по результатам включения методики Васильевой в учебный процесс мы добились значительных результатов в группе испытуемых школьников.
Проведя повторно тестирования по выявлению уровня адаптации, мы выяснили, что в процентном отношении результаты значительно возросли. В таблице 5 приведены результаты повторно проведенного теста в виде проектного рисунка «Что мне нравится в школе».
Таблица 5
№ |
ФИО ребенка |
Содержание рисунка |
Анализ и оценка рисунка |
|
1. |
Сторожева Анна |
школьная доска с записями |
высокая школьная мотивация, наличие познавательных учебных мотивов |
|
2. |
Золотухин Антон |
ученик за партой |
положительное отношением к школе, но с большей направленностью на внешние школьные атрибуты |
|
3. |
Кирилов Денис |
пустой школьный кабинет |
положительное отношением к школе, но с большей направленностью на внешние школьные атрибуты |
|
4. |
Возмукина Анфиса |
цветы на окне в классе |
положительное отношением к школе, но с большей направленностью на внешние школьные атрибуты |
|
5. |
Бреусов Станислав |
учитель с глобусом |
высокая школьная мотивация, наличие познавательных учебных мотивов |
|
6. |
Турсунов Фархад |
дети, играющие в кубики |
отсутствие школьной мотивации |
|
7. |
Потапов Леонид |
дети на уроке физкультуры |
положительное отношение к школе |
|
8. |
Роговых Глеб |
дети, лезущие на дерево |
отсутствие школьной мотивации |
|
9. |
Сулетаева Дина |
принцесса на школьном дворе |
положительное отношение к школе, но преобладание других мотивов |
|
10. |
Огай Лия |
девочка, отвечающая у доски |
высокая школьная мотивация, наличие познавательных учебных мотивов |
|
Итог: |
Дети с высокой школьной мотивацией |
8 |
||
Отсутствие школьной мотивации |
2 |
Итак, мы видим, что большая часть детей, по итогам повторного тестирования, имеет высокую школьную мотивацию. Рассмотрим результаты второго теста на выявление уровня адаптации - «Краски». Результаты повторного теста представлены в таблице 6.
Таблица 6
№ |
ФИО ребенка |
Количество ярко окрашенных кружков |
Анализ и оценка |
|
1. |
Сторожева Анна |
8 |
+ |
|
2. |
Золотухин Антон |
6 |
+ |
|
3. |
Кирилов Денис |
5 |
-+ |
|
4. |
Возмукина Анфиса |
7 |
+ |
|
5. |
Бреусов Станислав |
10 |
+ |
|
6. |
Турсунов Фархад |
4 |
- |
|
7. |
Потапов Леонид |
6 |
+ |
|
8. |
Роговых Глеб |
5 |
-+ |
|
9. |
Сулетаева Дина |
9 |
+ |
|
10. |
Огай Лия |
10 |
+ |
|
Итог: |
Позитивное отношение к школе (+) |
6 |
||
Негативное отношение к школе (-) |
1 |
|||
Нейтрально отношение к школе (+-) |
2 |
Количество ярко окрашенных кружков значительно выше, чем в первый раз. Рассмотрим в таблице 7 результаты повторного «Теста в картинках», где детям предлагалось выбрать поочередность выполнения предлагаемых действий.
Таблица 7
№ |
ФИО ребенка |
Оценка результатов |
|
1. |
Сторожева Анна |
3 |
|
2. |
Золотухин Антон |
3 |
|
3. |
Кирилов Денис |
2 |
|
4. |
Возмукина Анфиса |
3 |
|
5. |
Бреусов Станислав |
3 |
|
6. |
Турсунов Фархад |
2 |
|
7. |
Потапов Леонид |
2 |
|
8. |
Роговых Глеб |
1 |
|
9. |
Сулетаева Дина |
3 |
|
10. |
Огай Лия |
3 |
|
Итог: |
Преобладает ориентация на учебную деятельность |
6 |
|
Ориентация на учебно-игровую деятельность |
3 |
||
Ориентация на игровую деятельность |
1 |
Мы видим, что в сравнении с результатами первого тестирования есть заметные улучшения. В таблице 8 представлены результаты последней анкеты для первоклассников на выявление уровня адаптации к школе.
Таблица 8
№ |
ФИО ребенка |
Количество набранных баллов |
|
1. |
Сторожева Анна |
28 |
|
2. |
Золотухин Антон |
27 |
|
3. |
Кирилов Денис |
23 |
|
4. |
Возмукина Анфиса |
25 |
|
5. |
Бреусов Станислав |
30 |
|
6. |
Турсунов Фархад |
20 |
|
7. |
Потапов Леонид |
26 |
|
8. |
Роговых Глеб |
19 |
|
9. |
Сулетаева Дина |
29 |
|
10. |
Огай Лия |
30 |
|
Итог: |
Высокий уровень адаптации |
7 |
|
Средняя норма адаптации |
2 |
||
Внешняя мотивация |
1 |
||
Низкая школьная мотивация |
0 |
||
Негативное отношение к школе |
0 |
Итак, после курса занятий по методике Васильевой уровень адаптации испытуемых школьников возрос. В начале эксперимента были проведены тесты на выявление уровня адаптации. По результатам 70 % детей были не адаптированы к обучению в школе. После эксперимента были проведены повторные тесты и теперь 80 % детей адаптированы к обучению в школе.
Вывод
Таким образом, можно сделать вывод, что адаптировать ребенка можно не только до того, как он пойдет в школу, но и в процессе обучения. Внедряя в учебный процесс элементы методик адаптации, мы поможем ребенку лучше усваивать материал. Учеба должна стать для ребенка познавательной игрой, чтобы пробуждался интерес к новым знаниям и навыкам. Результат непременно отразится на успеваемости детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время проблема адаптации первоклассника к школе является одной из самых острых и массовых. Первый класс для ребёнка является сложным и трудным периодом жизни.
Адаптация к школе – это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. В более выигрышных условиях оказываются дети, посещавшие детский сад, поскольку там элементы готовности к школьному обучению целенаправленно формируются педагогическим воздействием. Затруднения, возникающие вследствие недостаточной готовности к школе, могут быть причиной дезадаптации ребёнка. С понятием «школьной дезадаптации» связывают любые отклонения в учебной деятельности школьников, возникновению которой предшествуют некоторые причины. В зависимости от уровня психологической подготовки ребёнка к школе соответственно протекает адаптация шестилетних детей – на высоком, среднем или низком уровне. Выделяют три формы адаптации: адаптация организма к новым условиям жизни и деятельности, к физическим и интеллектуальным нагрузкам; адаптация к новым социальным отношениям и связям; адаптация к новым условиям познавательной деятельности. Процесс физиологической адаптации ребёнка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма[34].
У многих детей проявляется дезадаптация и в начале, и в конце учебного года. Большинство детей испытывают негативные эмоции, связанные с обучением в школе, это говорит о том, что уровень адаптации низкий и нет заинтересованности в обучении. Можно сделать вывод, что многие дети не готовы к обучению в школе, поэтому работу по адаптации шестилеток к обучению в школе необходимо начинать ещё с детского сада. Следует подвести ребёнка к пониманию необходимости выполнять учебные и социальные требования, принимать на себя ролевые обязательства школьника. Педагоги и психологи должны помнить о создании условий для адаптации и последующего полноценного развития младшего школьника.
Задания по методике Васильевой Л.Л. можно давать детям как в детском саду, так и перед любым уроком, так как эта методика уникальна, как для концентрации внимания, так и для улучшения памяти и усидчивости у детей любого возраста – «Мнемотехника», «Индуктивность», «Зрительная память», «Таблица Шульта», «Наглядно-образная память», «Долговременная память», «Слуховая память».
По итогам эксперимента с первоклассниками можно сделать вывод, что методика Васильевой Л.Л. достаточно эффективна и дает видимые результаты. В начале эксперимента были проведены тесты с детьми на выявление уровня адаптации к обучению в школе. Результаты показали, что 70% из испытуемых не адаптированы к обучению. После проведения краткого курса по методике Васильевой были проведены повторно тесты на выявление уровня адаптации. Результат – 80 % детей из испытуемых адаптированы к обучению в школе.
Подводя итог можно сказать, что методика Васильевой уникальна и эффективна. Занимаясь по ней ребенок без труда сможет добиться успехов в учебе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология. Учебник для студентов высших учебных заведений / Т.В. Алейникова. – Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2006 – 270с.
- Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе / Э.М. Александровская. – М., 2014. – 153с.
- Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя/ Предисл. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 2016. - 208 с.
- Андрющенко Т.Ю. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения / Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. // Вопросы психологии. – 1993, №1.
- Артёмова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей / Л.В. Артёмова. -- М.: Просвещение, 1992.
- Афанасьева Н.В. Программа психологической диагностики готовности к обучению в школе / Н.В. Афанасьева, Е.Н. Дубиненкова - Вологда, 2000. - 157 с.
Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. – М.: Академия, 1998. – 240 с.
- Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь/М.М. Безруких. – М.:Эксмо, 2009. – 464 с.
- Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 25 с.
- Белопольская Н.Л. Детская патопсихология. Хрестоматия // Н.Л. Белопольская М.: Когито-Центр, 2016 – 348 с.
- Божович Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.М. Божович. – М., 1968. – 267с.
- Буров А.В. Корреляционный анализ взаимосвязей между индивидуально-психологическими особенностями детей и показателями адаптации к школьному обучению// Концепт. – 2014 - № 07 (июль) – ART 14193, - 0,4 п. л. – Гос. Рег. Эл № ФС 77-49965 – ISSN 2304-120Х
- Васильева Л.Л. Тренажер интеллекта для детей 6-7 лет. 15 занятий в игровой форме// Л.Л. Васильева – БиЛингва, 2018 – 160 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 5 / Л.С. Выготский – М.: Педагогика, 1983. – 251 с.
- Голубенко О.Н. Методические рекомендации для учителей начальной школы «Педагогические технологии, применяемые на уроках в начальной школе, в условиях перехода на ФГОС»// О.Н. Голубенко г. Красноперекопск, 2015 – 20с.
- Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / Давыдов В.В. // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1979. – 288 c.
- Дорожевец Т.В. Изучение школьной дезадаптации / Т.В. Дорожевец. Витебск, 1995. – 182с
- Ефимкина Р.П. – Детская психология. Методические указания. Автор-составитель Р.П. Ефимкина. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995.
- Коваленко Д.В. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке / под. ред. Д.В. Коваленко. – М.: Педагогика. 1987-152с.
- Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М., 1988. – 265с.
- Кольберг Л. Дилеммы Л. Кольберга. Теория нравственного развития. Диагностика сознания /Л. Кольберг – М: Академия, 2014 – 342с.
- Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников / Т.В. Костяк - М.: Академия, 2008. - 176 с.
- Макаренко А.С. Книга для родителей/ А.С. Макаренко; Вступит. статья К.И.Беляева.-Москва: Просвещение, 1969.-359с.
- Остроухова А.Успешная адаптация в ДОУ. Как ее измерить / А. Остроухова - обруч №3-2000 – 80 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология// Ж. Пиаже – М: Академия, 2015 – 646 с.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации // Школьный психолог.- 2005. - №5.
- Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2016. - 416 с.
- Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей // Т.П. Смирнова – М: Ростов-на-Дону «Феникс» 2014 – 80 с.
- Соловьева Т.А. Первоклассник: адаптация в новой социальной среде / Т.А. Соловьева - М.: ВАКО, 2008. - 72 с.
- Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова. -- М., 1982.
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений// - Г.А. Урунтаева – М: Издательский центр «Академия» - 2016 – 336 с.
- Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей. / А.П. Усова.; Под ред. А.В. Запорожца. -- М.: «Просвещение», 1976.
- Якиманская И.С. Организация восприятия учебного материала // И.С. Якиманская - Сред. спец., 1995 – 200 с.
- Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: Методическое руководство / Л.А. Ясюкова. - СПб., 2006. - 204 с.