Файл: Адаптация ребенка к школе по методике Васильевой Л.Л..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В своих исследованиях Л. Кольберг ставил детей и подростков перед гипотетическими моральными дилеммами. Например, ребенку предлагают прослушать рассказ с просьбой его оценить: «В одном городе серьезно заболела женщина. Врач сказал, что только одно лекарство, которое придумал местный аптекарь, способно вылечить ее. Лекарство стоило дорого, и муж заболевшей женщины смог собрать у всех своих родственников и знакомых только половину нужной суммы. Однако аптекарь, хотя и знал, что женщина умирает, отказался отпустить лекарство за полцены или в долг. Тогда муж этой женщины ночью пробрался в дом аптекаря и украл нужное лекарство»[8]. Дети должны высказать свое мнение о поступке мужа заболевшей женщины.

Слабоуспевающие и беспокойные дети легко оказываются аутсайдерами в классе. Такая ситуация часто ведет к разочарованиям и враждебности к школе. Успеваемость у таких детей часто становится ниже их потенциальных возможностей, а в поведенческом плане возможны проявления агрессии. Ситуация может усугубиться, если вовремя не принять меры.

Дисциплина.

Главная трудность, с которой встречаются дети в школе - это требования определенной дисциплины. Они лишаются свободы действий, так как уроки идут по 40 минут. Для ребенка это достаточно долго – нужно сидеть на одном месте, нельзя разговаривать с соседом по парте, с учителем можно заговорить только с его разрешения, когда молчат другие. В данном случае речь идет о традиционной системе обучения.

Учет индивидуальных способностей ребенка.

Нужно определить тип темперамента, к которому принадлежит ребенок.

Обычно у людей выделяется четыре типа темперамента:

1. Холерик;

2. Сангвиник;

3. Флегматик;

4. Меланхолик.

Важно отметить, что чистых темпераментов почти не встречается. Речь может идти о доминировании одного из типов у конкретного ребенка. К тому моменту как ребенок достигает школьного возраста, его тип темперамента вырисовывается более отчетливо[9].

Холерик. По внешним проявлениям - это активный и энергичный ребенок, но он может быть сверхэнергичным. Главная особенность – процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Если он увлекся во время игры, то переключить его внимание с активной деятельности на занятия очень трудно. Таким детям нелегко сдерживать эмоциональные порывы, они не могут долго усидеть на одном месте. Родителям таких детей стоит порекомендовать следующее:


- подыскать школу, где есть учитель, практикующий на начальной стадии обучения игровые методы, это во многом облегчит приспособление к школе;

- интенсивно заниматься с ребенком, приучая его к регламентации времени и действий, тренируя его.

Сангвиник. Подвижный ребенок, с высокой работоспособностью, он не устает во время игр или занятий, достаточно легко переключается с одного на другое, не склонен впадать в депрессию. Что касается возможных адаптационных проблем они схожи с проблемами у детей холериков.

Флегматик. У этого типа темперамента преобладают замедленные реакции. Они проявляются в манере двигаться, в темпе речи, в плавной и небогатой жестикуляции. Но это сильный тип темперамента, у него высокая работоспособность. Он не сразу включается в какое-то дело, но, приступив к работе, будет заниматься внимательно, усидчиво и вдумчиво. Такой ребенок спокойно выдержит и тридцать, и сорок минут урока. Но у него могут возникнуть некоторые трудности. Например, если урок идет в быстром темпе, то ребенок - флегматик не всегда будет воспринимать предложенный материал, а значит он будет отставать в понимании и усвоении материала, так как он медленней реагирует на вопросы и пояснения учителя. В случае с ребенком флегматиком рекомендуется подбирать такие упражнения, которые строятся на длительной работе в одиночку, а на взаимодействие, лучше устроить соревнование с родителями, по схеме «Кто быстрее ответит», «Кто лучше решит». С помощью таких занятий родители намного облегчат ему адаптацию к темпу занятий в школе.

Меланхолик. Слабость нервной системы проявляется в быстрой утомляемости, низкой работоспособности, высокой чувствительности. Вследствие этого меланхолик довольно ранимый в общении и во взаимодействии с окружающим миром. Из-за своей слабости меланхолик с трудом выдерживает любое напряжение - не только длительные и интенсивные умственные, эмоциональные и психические нагрузки, но и конфликты, которые он переживает особенно сильно и остро. Применительно к такому типу темперамента проблемы с дисциплиной обычно не возникают.

В данном случае главный совет родителям – подобрать учителя в соответствии с индивидуальными способностями ребенка. Ребенок- меланхолик чаще других нуждается в частых перерывах, что стоит рекомендовать его будущему учителю. Посоветуем родителям не оказывать давление на темперамент ребенка. Тренировка интеллектуальных навыков должна быть направлена на приучение его к длительным занятиям, требующим концентрации, напряженных размышлений. К этой цели ведут упражнения, интеллектуальные игры, при этом тема, форма и продолжительность занятий изменяются постепенно (от 10 до 15 минут), ребенок втянется в процессе обучения[10].


Развитие ответственности.

Два важнейших фактора, от которых зависит успешная адаптация ребенка к школе – это ответственность и дисциплина. Ответственность гораздо важнее, чем дисциплина, поскольку она определяет не только адаптацию ребенка в первом классе, но и дальнейшую адаптацию человека в жизни. Начиная заниматься с ребенком, развивая у него личную ответственность, мы закладываем фундамент зрелой личности. В жизни есть два типа ответственности:

1. Принятие ответственности на себя. Человек считает, что от него самого зависят его победы и поражения, и их причины ищет в себе.

2. Перенесение ответственности на других, снятие ее с себя. При ответственности второго типа человек склонен считать, что его неудачи и успехи зависят от других людей - родителей, учителей, сослуживцев или же от случая, обстоятельств. Он никогда не станет искать причину в себе[11].

Разумеется, что развить ответственность у ребенка невозможно за месяц до школы, к ее вырабатыванию следует приступать как минимум за два года до школы. Необходимо дать понять ребенку, что в его жизни все зависит только от него и тогда он обретет уверенность в себе.

Для развития ответственности мы стараемся предоставлять ребенку свободу в принятии решений. Если мы будем все решать за него, то от ребенка нельзя требовать ответственности. Ответственность и автономность, самостоятельность личности тесно связаны между собой, из этого следует, как можно чаще предоставлять свободу в принятии решений, но не забывать указывать ему на необходимость нести ответственность за свои поступки: «да, ты сам хотел это сделать, я предупреждаю, что может получиться в результате, а теперь решай, возьмешься ты за это или нет». Ребенок должен понимать, что безответственность ведет к негативным последствиям.

Общение с учителем.

Ребенка надо готовить не только к общению с одноклассниками, но и к общению с учителем. Стиль общения учителя с детьми определяет их поведение в классе во время урока, в игровой комнате и в других местах, отведенных для занятий и развлечений. Учитель на уроке имеет возможность воздействовать на класс и каждого ребенка в отдельности через те принятые формы, предписанные традициями и правилами школы. Обычно учитель стоит перед учениками класса, а дети должны сидеть и слушать учителя, когда он объясняет. Учитель ходит между рядами и контролирует работу каждого, когда дети пишут, рисуют, считают, и т.д. Учитель занят на уроке выполнением рабочего плана обучения детей[12].


Как помочь ребенку в овладении счетом, чтением и письмом. Советы психолога Н.Л. Белопольской:

Письмо. В детском саду детей учат писать только печатными буквами. Обучение письму в современной школе проводится по специальной методике безотрывного письма. Но, из лично опыта можно отметить, что для более каллиграфического письма нужно учить ребенка писать плавно, соединяя символы, отрывая ручку от листа бумаги, потому что детям сложно безотрывно и каллиграфично соединять все символы в слова.

Чтение. На первом этапе обучения чтению имеет смысл выучить группу звуков, разъяснить ребенку разницу между гласными (тянутся) и согласными (произносятся отрывисто) звуками. Затем нужно показать, как из согласного и гласного звуков можно составлять слоги. Из выученных букв - звуков (буквы пишутся, звуки произносятся) составляют 3 - 4 - слога, например, ма, ра, жа, на. Требуйте от ребенка, чтобы он произносил первый звук до тех пор, пока не прочитает второй (м - м - м - м - а - а). Так формируется слияние звуков в слоги. На первых порах дети читают нараспев, выделяя гласные звуки и помогая себе тем самым сливать звуки в слоги и слоги в слова.

Ребенок должен самостоятельно найти определенные слоги среди других и прочитать их. Потом из знакомых слогов составляют несколько слов (рама, наша, мама, и т.д.) и читают их несколько раз по слогам. Затем добавляют несколько новых букв - звуков (гласных и согласных), составляют из них новые слоги и новые слова. Потом можно перейти к чтению закрытого слога (уж, ан) и сравнить открытый слог с закрытым, так как, не уяснив разницу между ними, ребенок будет допускать ошибки типа перестановок, читая слоги то слева направо, то справа налево[13].

Если самый первый этап обучения чтению прошел успешно, то ребенку будет нетрудно перейти к чтению многосложных слов и предложений. Прочитав новое слово, ребенок должен, не глядя в текст, повторить его и осознать, что оно значит. Иногда даже простые слова, прочитанные с неправильным ударением, остаются непонятыми детьми.

Среди огромного выбора методик обучение чтению по методике Надежды Жуковой очень популярно. Ее способ адаптирован для самостоятельных занятий родителей с детьми в домашних условиях. В речевой деятельности ребенку проще выделить слог, чем звук в произнесенном слове. В ее методике чтение слогов предполагается уже на третьем занятии.

Учить с ребенком сразу все буквы алфавита не стоит. Для начала нужно познакомить ребенка с гласными звуками, объяснить, что они поются. Затем попробовать с ребенком их соединить: АУ, УА, ОУ, УО, ОА, ОА. Это, разумеется, еще не слоги, но ребенок должен научиться тянуть звуки, чтобы в дальнейшем ему было проще объяснить принцип сложения слогов. После этого можно приступать к изучению согласных.


Обучение счету. Устный счет, которому придается большое значение в начальной школе, основан на групповом счете, т.е. на знании состава числа.

Ознакомьте ребенка с понятием «состав числа» можно на наглядном примере. Для начала лучше взять не большое число 3 или 4. Ребенку предлагают, например, разложить 3 палочки на 2 кучки. Очень скоро ребенок убедится, что возможны только два варианта: 1 и 2 или 2 и 1. Это и есть модель понятия «состав числа», т.е. чтобы получить число 3 надо к 1 прибавить 2 или к 2 прибавить 1. Тоже упражнение проделываются и с другими числами[14].

Дошкольник способен воспринимать информацию только в игровой форме. Игра для него – это спокойная, привычная обстановка, где никто не будет ругать, критиковать. Нужно стараться все начально обучение превращать в игру, чтобы ребенку было интересно учиться, так вы привьете ему любовь к учебе и школе.

Таким образом, мы видим, что подготовка к школе необходима. Существуют специализированные центры раннего развития, подготовительные классы, а также в детских садах присутствует элементарная подготовка к начальной школе. Методик много и все эффективны. Давайте рассмотрим некоторые из них.

1.2. Обучение детей по методике Васильевой Л.Л.

Обучать ребенка чтению и счету начинают в разном возрасте. В 3-4 года начинать обучать ребенка еще рано, но, если он сам проявляет интерес к чему-то, нужно всячески поддерживать его желание. В 5-6 лет уже стоит всерьез задуматься о подготовке к школе. Многим детям необходимы индивидуальные занятия, чтобы лучше усвоить, например, то как правильно сливать звуки в слоги. Родителям стоит находить время заниматься с ребенком дома. Придя в школу хорошо подготовленным, ребенку будет легче перенести период адаптации.

Для достижения главной цели учебно-воспитательного процесса — формирование разносторонне развитой личности, одним из путей решения проблемы является организация систематической целенаправленной работы с применением дидактических игр. В результате повысится уровень развития познавательного интереса к учебе у старших дошкольников и младших школьников[15].

В младших классах одним из самых эффективных методов и приёмов, которые активно воздействуют на познавательную деятельность учащихся и на их эмоциональную сферу, является дидактическая игра. Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки[16].