Файл: Адаптация ребенка к школе по методике Васильевой Л.Л..pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 179
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
1.1. Исследование проблемы адаптации ребенка к школе
1.2. Обучение детей по методике Васильевой Л.Л.
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРЕМЕТА ДО И ПОСЛЕ ЗАНЯТИЙ ПО МЕТОДИКЕ ВАСИЛЬЕВОЙ Л.Л.
2.1. Результаты работы с учениками первого класса по выявлению уровня адаптации к школе
Адаптация школьника в современной психолого-педагогической литературе понимается как сложный многокритериальный процесс приспособления ребенка к школе. Зачастую адаптация заканчивается в первом полугодии. Ребенок, который адаптирован к школьному обучению соответствует требованиям и нормам данной сферы, приспособлен к полноценному развитию в ней своего личностного, физического и интеллектуального потенциалов. Это определяет значимость успешной адаптации для школьника.
Успехи ребенка в обучении, его эмоциональное и физическое состояние во многом зависят от адаптации. Именно поэтому в первом классе много внимания уделяется мероприятиям, которые направлены на интенсификацию, которые облегчают процесс адаптации ребенка.
К началу школьного обучения ребенок обладает определенными индивидуально-психологическими особенностями, такими как уровень самооценки, степень преобладания отрицательных эмоций и уровень школьной мотивации[23].
Была проведена работа с детьми по методикам, определяющим уровень адаптации к обучению в школе. Методики выявления мотивационной готовности и уровня адаптации ребенка к школьному обучению представлены в приложении данной работы. В группе испытуемых было 10 детей, 70% из которых не адаптированы к обучению в школе.
Цель эксперимента – показать результативность занятий по методике Васильевой Л.Л.
Задачи:
- выявление уровня адаптации у школьников до занятий по данной методике;
- проведение занятий с детьми по выбранной методике;
- повторное выявление уровня адаптации у детей после занятий;
- подведение итогов по результатам эксперимента.
С целью выявления мотивационной готовности у детей к обучению в школе, было проведено исследование по методике Лускановой Н.Г. «Что мне нравится в школе» был выявлен результат[24] (см. приложение З). Результаты исследования отражены в таблице № 1.
Таблица 1
№ |
ФИО ребенка |
Содержание рисунка |
Анализ и оценка рисунка |
|
1. |
Сторожева Анна |
ученик у доски |
высокая школьная мотивация, наличие познавательных учебных мотивов |
|
2. |
Золотухин Антон |
ученик с рюкзаком |
положительным отношением к школе, но с большей направленностью на внешние школьные атрибуты |
|
3. |
Кирилов Денис |
машины на дороге |
отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов |
|
4. |
Возмукина Анфиса |
цветочные узоры |
отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов |
|
5. |
Бреусов Станислав |
сидящие за партами ученики перед учителем |
высокая школьная мотивация, наличие познавательных учебных мотивов |
|
6. |
Турсунов Фархад |
отказался рисовать |
неверное истолкование поставленной задачи, ее понимание |
|
7. |
Потапов Леонид |
дети в песочнице |
отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов |
|
8. |
Роговых Глеб |
срисовал детей в песочнице у Потапова |
неверное истолкование поставленной задачи, ее понимание |
|
9. |
Сулетаева Дина |
принцесса на троне |
детский негативизм |
|
10. |
Огай Лия |
учитель с указкой у доски |
высокая школьная мотивация, наличие познавательных учебных мотивов |
|
Итог: |
Дети с высокой школьной мотивацией |
3 |
||
Отсутствие школьной мотивации |
7 |
С целью определения эмоционального отношения к школьному обучению было проведено исследование по методике «Краски»[25]. (см. приложение И). В таблице № 2 отражены результаты проведения исследования по данной методике.
Таблица 2
№ |
ФИО ребенка |
Количество ярко окрашенных кружков |
Анализ и оценка |
|
1. |
Сторожева Анна |
7 |
+ |
|
2. |
Золотухин Антон |
4 |
- |
|
3. |
Кирилов Денис |
2 |
- |
|
4. |
Возмукина Анфиса |
4 |
- |
|
5. |
Бреусов Станислав |
9 |
+ |
|
6. |
Турсунов Фархад |
3 |
- |
|
7. |
Потапов Леонид |
4 |
- |
|
8. |
Роговых Глеб |
1 |
- |
|
9. |
Сулетаева Дина |
8 |
+ |
|
10. |
Огай Лия |
10 |
+ |
|
Итог: |
Позитивное отношение к школе (+) |
4 |
||
Негативное отношение к школе (-) |
7 |
Для определения предпочитаемого вида деятельности у детей, с испытуемыми была проведена работа в виде «Теста в картинках» (см. приложение К), в котором были представлены картинки, из которых ребенок должен был выбрать поочередно чем бы он хотел заняться[26]. Результат теста отражен в таблице № 3.
Таблица 3
№ |
ФИО ребенка |
Оценка результатов |
|
1. |
Сторожева Анна |
2 |
|
2. |
Золотухин Антон |
2 |
|
3. |
Кирилов Денис |
1 |
|
4. |
Возмукина Анфиса |
2 |
|
5. |
Бреусов Станислав |
3 |
|
6. |
Турсунов Фархад |
1 |
|
7. |
Потапов Леонид |
1 |
|
8. |
Роговых Глеб |
1 |
|
9. |
Сулетаева Дина |
2 |
|
10. |
Огай Лия |
3 |
|
Итог: |
Преобладает ориентация на учебную деятельность |
2 |
|
Ориентация на учебно-игровую деятельность |
4 |
||
Ориентация на игровую деятельность |
4 |
С целью оценить уровень школьной мотивации у детей была проведена работа в виде «Анкеты для шестилеток» (см. приложение Л), в которой детям предлагалось ответить на несколько вопросов о школе[27]. Результат опроса отражен в таблице № 4.
Таблица 4
№ |
ФИО ребенка |
Количество набранных баллов |
|
1. |
Сторожева Анна |
24 |
|
2. |
Золотухин Антон |
20 |
|
3. |
Кирилов Денис |
16 |
|
4. |
Возмукина Анфиса |
15 |
|
5. |
Бреусов Станислав |
30 |
|
6. |
Турсунов Фархад |
15 |
|
7. |
Потапов Леонид |
19 |
|
8. |
Роговых Глеб |
10 |
|
9. |
Сулетаева Дина |
21 |
|
10. |
Огай Лия |
30 |
|
Итог: |
Высокий уровень адаптации |
2 |
|
Средняя норма адаптации |
3 |
||
Внешняя мотивация |
4 |
||
Низкая школьная мотивация |
1 |
||
Негативное отношение к школе |
0 |
Для облегчения процесса адаптации родителям необходимо заниматься с ребёнком дома, чтобы он привык к нагрузкам и ответственности за исполнение заданий. Нужно научить ребенка не отвлекаться от занятия и доводить начатое до конца. Помимо домашних занятий, можно найти подходящий развивающий дошкольный центр, где ребенок научится уверенно чувствовать себя в коллективе и перед педагогом.
Участие учителя важно в том, чтобы в общении одноклассников присутствовали положительные эмоции, ведь отношение учителя к ребенку – это индикатор отношения к нему и других детей. Поскольку учебная деятельность подразумевает коллективный характер, учитель должен поддерживать дружбу первоклассников по интересам и формировать эти интересы. М,М. Безруких и С.П. Ефимова отмечают, что учитель должен демонстрировать образец отзывчивости и доброты, готовности прийти на помощь без упрёков в лени и нерадивости на собственном примере. От отношения учителя к ученикам на начальном этапе приспособления к школьной среде зависит, как будут складываться взаимоотношения в комплексе «учитель - ученик», определяющие в значительной степени психологическую адаптацию ребёнка к школе.
Авторами приводятся многочисленные примеры, связанные с негативным воздействием отметки для оценки успехов первоклассников. Для многих учителей отказ от традиционного способа оценивания в первом классе по пятибалльной шкале представляет определенную трудность, в связи с чем ими могут использоваться различные знаки и символы, «звёздочки», которые заменяют оценки. Но, несмотря на официальное отсутствие последних в первых классах, при оценивании учителем учащихся любыми такими знаками возникает понимание ребенком зависимости своего положения в классе от отметки. Учителю необходимо оценивать учащихся: «…успех каждого обязательно должен быть замечен, пусть даже небольшой, намного меньший, чем у других, а вот неудачи и недостатки не нужно делать достоянием гласности, лучше поговорить с ребенком наедине»[28].
Педагоги и психологи, адаптируя ребенка к школьной жизни, должны помнить о создании условий для последующего полноценного развития младшего школьника.
Классный руководитель реализует программу адаптации первоклассников к школьному обучению, учитывая результаты диагностики в процессе воспитания и обучения[29].
Для того чтобы процесс вхождения детей в новую жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо:
- как можно скорее познакомить детей друг с другом, помочь им увидеть, а каждом своем новом товарище по классу положительные стороны, показать, что каждый ребенок ценен и интересен чем-то своим: умеет что-то особенное делать, чем - то увлекается, в его жизни были какие-то интересные события;
- начать сразу же формировать коллектив класса, создавать доброжелательную атмосферу в классе, организовывать взаимодействие между детьми;
- дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться;
- обеспечить каждому ребенку сферу успеха, самореализации;
- использовать максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха.
Ключевыми моментами успешности работы на начальном этапе обучения также являются:
- оказание помощи первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников;
- приучение к режиму дня и соблюдению санитарно-гигиенических норм.
Для улучшения самочувствия детей в период адаптации к школе желательно, чтобы администрация учебного заведения обеспечила выполнение следующих условий:
- Фиксированный объем домашних заданий.
- Вынесение на дом только тех заданий, которые ребенок может выполнить самостоятельно.
- Обязательные дополнительные прогулки на свежем воздухе в группе продленного дня.
- Спортивные секции и кружки во второй половине дня, способствующие деятельности детей.
Эти и другие подобные меры, при полноценном (двух - или трехразовом) питании, будут способствовать хорошей адаптации детей к условиям школьного обучения[30].
Объективные критерии, характеризующие успешность адаптации первоклассников к обучению в школе, таковы:
- адекватность поведения;
- вовлеченность ребенка в жизнедеятельность класса;
- проявление способности к самоконтролю, к соблюдению порядка, к общению со сверстниками и взрослыми;
- терпимое, спокойное отношение к временным неудачам;
- способность к поиску конструктивного выхода из сложных ситуаций.
Нужно также постоянно контролировать состояние здоровья ребенка и изменение его показателей под влиянием учебной нагрузки - это один из основных критериев, характеризующих протекание адаптации к систематическому обучению[31].
2.2. Результаты проведения занятий по выявлению уровня адаптации к школе после занятий по методике Васильевой Л.Л.
Специально разработанные упражнения развивают образное мышление, концентрацию, переключаемость и устойчивость внимания, улучшают зрительную память и скорость зрительного восприятия, гибкость, вариативность мышления, обеспечивают гармонизацию работы обоих полушарий.
Исходя из этого, можно включить задания по методике Васильевой в школьную программу в качестве настройки к учебному дню в начале любого урока. Виды заданий можно каждый день чередовать, это поможет детям настроиться на рабочий лад и быть собранными и сконцентрированными в течении дня. По желанию педагога можно провести и между уроками несколько заданий, чтобы ребенок отдохнул от восприятия новой информации.
Например, если на уроке нужно настроиться на скорость работы, то уместно будет позаниматься по таблице Шульта, так как это задание ускоряет темп работы ребенка.
Если необходимо запоминать большой объем информации, то вначале урока можно дать детям задание по мнемотехнике, чтобы ребенок подготовился к запоминанию нового материала.
Для сконцентрированной работы можно дать детям перед уроком задание на развитие внимания, чтобы настроить их на рабочий лад.