Файл: Адаптация ребенка к школе по методике Васильевой Л.Л..pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 185
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
1.1. Исследование проблемы адаптации ребенка к школе
1.2. Обучение детей по методике Васильевой Л.Л.
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРЕМЕТА ДО И ПОСЛЕ ЗАНЯТИЙ ПО МЕТОДИКЕ ВАСИЛЬЕВОЙ Л.Л.
2.1. Результаты работы с учениками первого класса по выявлению уровня адаптации к школе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что адаптация к школе необходима для детей и определяется тем, что учащиеся начальных классов испытывают различные затруднения в процессе обучения, в частности, при выполнении заданий на запоминание и внимательность. По данным разных авторов подобные затруднения испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы, причем отмечается тенденция к дальнейшему росту их количества[1].
У подрастающего ребенка довольно много информации вокруг: он познает мир, проявляет интерес ко всему, но не способен концентрироваться на конкретном задании или на определенной информации. Для того, чтобы он мог запоминать то, чему его будут обучать в школе, усердно выполнять необходимые задания, которые будут поручать педагоги, необходимо пройти адаптационную ступень перед школой. Проблема адаптации первоклассника к обучению в школе также представляет собой одну из наиболее важных проблем для всей системы образования. Оттого, насколько успешно ребенок адаптируется в школе, будут зависеть не только дальнейшее его обучение, отношение к учению, учителю и сверстникам, но и способности к дальнейшему психическому, личностному и социальному развитию.
Наличие большого числа научных и практических работ по проблеме адаптации к школе свидетельствует об её актуальности, но в то же время, проблема разработки и совершенствования форм и методов развития памяти и внимания у детей младшего школьного и дошкольного возраста в настоящее время полностью не раскрыта.
Проблема исследования заключается в противоречии между объективной необходимостью развития адаптации к школе у детей младшего школьного и дошкольного возраста с целью адаптации к обучению в школе и недостаточной разработкой форм и методов осуществления данного процесса.
Цель исследования - выявить наиболее действенные способы адаптации для детей младшего школьного и дошкольного возраста.
Задачи:
- изучить проблемы адаптации ребенка к школе;
- подвести итоги проведенной работы с первоклассниками по выявлению уровня адаптации к школе;
- систематизировать виды дидактических игр для старших дошкольников;
- разработать комплекс адаптации ребенка к школе для реализации его на уроках в начальной школе.
Объект исследования - виды методик адаптации ребенка к школе с целью развития памяти и внимания у детей младшего школьного и дошкольного возраста в игровой форме.
Предмет исследования - разработка комплекса дидактических игр для адаптации ребенка к школе.
Степень научной разработанности проблемы исследования.
Указанным выше проблемам посвящено большое количество научных исследований, содержащих как теоретические, так и практические разработки.
Вопросами обучения шести, семилетних детей занимались многие известные психологи и педагоги: А.С. Макаренко, Р. Оуэн, К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, Л.А. Ясюкова и др.
Теоретические основы формирования интеллектуальных умений широко представлены в целом ряде психолого-педагогических исследований (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Е.Н. Кабанова-Меллер, Н.А. Менчинская, В.Ф. Паламарчук, С.Л. Рубинштейн, Т.И. Шамова, И.С. Якиманская и др).
Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к школьным условиям внесли российские ученые в области педагогики и психологии Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, М.Э.Вайнер, А.В. Мудрик, М.Р. Битянова и др.
Большое внимание проблемам адаптации к школе уделяется не только, учеными, но и педагогами-практиками.
В учебном пособии авторов Вьюновой Н.И., Гайдар К.М. и Темновой Л.В. «Психологическая готовность к школе» в единстве освещены вопросы возрастных особенностей детей «на старте» школьного обучения, психодиагностики их готовности к этому обучению, консультирования учителей и родителей по проблемам формирования психологической готовности к школе, разработки развивающих программ, призванных помочь первоклассникам более успешно включиться в школьную жизнь.
В учебном пособии Костяк Т.В. «Психологическая адаптация первоклассников к школе» проблема адаптации рассматривается в контексте проблемы психологического благополучия (здоровья) личности. Раскрыты особенности психического развития младших школьников, факторы школьной адаптации, причины трудностей вхождения ребенка в школьную жизнь и основные проявления школьной дезадаптации. Охарактеризованы принципы, формы и методы диагностики, коррекции и профилактики психологического неблагополучия ребенка в школе.
Книга Белинской Е.В. «Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников» представляет собой сборник программ, игр и упражнений, предназначенных для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Каждая из программ имеют подробное описание, направлены на развитие эмоционального мира и экологических знаний детей. Издание адресовано психологам, воспитателям, социальным педагогам, учителям начальных классов.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. в своей книге «Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации» предложили методику, которая позволяет оценить степень сформированности предпосылок к учебной деятельности ребенка, его готовность к началу школьного обучения. В нее включены задания для фронтального обследования детей, инструкции к их выполнению, анализ результатов, описание поведенческих особенностей детей и их оценка.
База исследования: Детский развивающий центр «Школа интеллектуального развития», действующий при одной из общеобразовательных школ в городе Алматы (Казахстан).
Методы исследования:
- системный анализ видов адаптации детей к школе;
- анализ результатов проведенной работы с первоклассниками;
- обобщение информации с целью разработки комплекса дидактических игр для адаптации ребенка к школе.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации материалов, которые могут быть использованы при изучении вопроса адаптации к школе детей младшего школьного и дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в необходимости разработки комплекса дидактических игр для адаптации ребенка к школе, который можно использовать в развивающих центрах дошкольного образования, а также применять в начальной школе.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложение. В первой главе описаны теоретические основы сущности адаптации детей к школе. Вторая глава включает в себя проведение пытно-экспериментальной работы по развитию внимания у детей младшего школьного и дошкольного возраста при помощи разработанного автором комплекса дидактических игрдля адаптации ребенка дошкольного и младшего школьного возраста к начальному обучению. В заключении работы подводятся итоги проведенного исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
1.1. Исследование проблемы адаптации ребенка к школе
Адаптация к школе – это переход ребенка к систематическому школьному обучению и привыкание его к школьным условиям. Поступление в школу – это сложный период как для первоклассника, так и для его родителей. Меняется социальная ситуация, круг общения, возрастают требования к нему, круг обязанностей расширяется.
Социально-психологическая адаптация, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически, представляет собой процесс активного приспособления. Отношения с окружающей средой здесь совсем иные - не только среда воздействует на человека, но и человек меняет социально-психологическую ситуацию[2]. Поэтому адаптироваться приходится и ребенку к классу и учителю, и педагогу к воспитанникам.
Дети по-разному «вживаются» в условия школьной жизни[3]. Главные моменты, влияющие на социально-психологическую адаптацию в школе, это адаптация к новому образу жизни, который подразумевает изменения в режиме дня – продолжительность урока, перемены, количество уроков, режим питания, домашняя самоподготовка и другие; адаптация к классному коллективу - проблемы приобретения социального статуса, взаимоотношений со сверстниками. Трудности возникают в области взаимоотношений со школьным учителем – требования дисциплины, с родителями – в связи с изменениями в отношении к ребенку, в частности, повышение с их стороны требовательности к самодисциплине, апелляция к чувству ответственности.
Если уровень адаптации высокий, то ребенок положительно относится к школе, проявляет интерес к самостоятельной учебной работе, требования учителя воспринимает адекватно, готовится ко всем урокам, занимает в классе благоприятное статусное положение.
При среднем уровне адаптации отношение к школе также положительное и переживаний ребенка по поводу ее посещения не возникает. Однако здесь требуется больший контроль со стороны взрослых (учителя, родителей) к ребенку и его учебе в школе. Ребенок понимает учебный материал, решает типовые задачи, но сосредоточен только тогда, когда занят чем-то интересным. Дружит со многими одноклассниками.
Если уровень адаптации низкий, то ребенок отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на здоровье, имеются нарушения дисциплины, доминирует подавленное настроение, учебный материал усваивает фрагментарно, нет интереса к домашнему приготовлению уроков, близких друзей в классе нет. Внимательно наблюдая за ребенком, можно заметить, что у него улучшается внимание и работоспособность при удлинении пауз для отдыха[4].
Дети, которые не посещали ранее детские дошкольные учреждения и мало общались со сверстниками тяжелее привыкают к школьной жизни.
При затяжном протекании адаптационного периода следует обратить внимание на состояние здоровья ребенка, так как за этим может скрываться возможность остаточной декомпенсации, обострения каких-либо хронических заболеваний, органической мозговой недостаточности (в анамнезе таких детей часто прослеживаются трудные роды или осложнения беременности у матери, болезни ребенка в раннем послеродовом периоде)[5].
Психологические трудности младшего школьного возраста - это уже трудности литического периода, а не критического, которые связаны с особенностями формирования у ребенка отношения к учебной деятельности. Это момент, когда на место проблем, связанных с фактом поступлением в школу и адаптации к ней, приходят проблемы трудностей освоения тех или иных сторон этой новой для ребенка учебной деятельности[6].
Начало обучения в школе предполагает наличие у ребенка школьной зрелости, это значит, что он должен достичь определенного уровня физического и интеллектуального развития, а также социальной адаптации, что позволяет ему соответствовать традиционным школьным требованиям. При определении школьной зрелости врачами и педагогами оцениваются в первую очередь рост, масса тела и интеллект. Однако при оценке школьной зрелости необходимо учитывать и социально-психологическую готовность ребенка к школьному обучению. К сожалению, социальной зрелости, которую нелегко оценить, не уделяется достаточного внимания. В результате в школу поступает достаточно много детей, которым хотелось бы скорее играть, чем заниматься уроками. У них низкая работоспособность, внимание еще неустойчиво и с предлагаемыми учителем заданиями они справляются плохо, и не в состоянии соблюдать школьную дисциплину.
Когнитивные теории во главу угла ставят развитие познавательной сферы, а развитие других сфер личности пытаются объяснить особенностями развития интеллекта. Однако, по мнению Ж. Пиаже, создателя теории интеллектуального развития ребенка, нравственное развитие происходит во взаимосвязи с умственным, но все же иначе и зависит от опыта общения ребенка с окружающими людьми и предметами. Опираясь на труды Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии детей, американский психолог Лоуренс Кольберг разработал теорию нравственного развития ребенка, показывающую взаимосвязь морального обоснования поступков и умственного развития[7].