Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности и основные направления.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Международный валютный фонд как центральный институт международных финансовых организаций
1.1. Цели создания Международного валютного фонда
Глава 2. Деятельность МВФ в области регулирования международных валютно-кредитных отношений
2.1. МВФ как кредитор последней инстанции
2.2. Стратегия урегулирования внешнего долга
2.3. Развитие сотрудничества России с МВФ
В течение второго этапа Парижский клуб и другие кредиторы дополнительного снижают задолженность в соответствии с «кельнскими условиями» (июнь 1999 г.) до 90 % дисконтированной стоимости текущих платежей. МВФ и другие международные организации предоставляют «промежуточную помощь» (авансом до планового сокращения долга), которая призвана ослабить тяжесть текущих долговых платежей.
При выполнении стабилизационной программы страна вступает в «стадию завершения» реализации «Инициативы ХИПК» и получает оставшуюся часть пакета помощи. Все кредиторы предпринимают согласованные действия с целью снизить сумму долга страны до приемлемого уровня.
2.3. Развитие сотрудничества России с МВФ
Несмотря на присутствие представителей СССР на Бреттон-Вудской конференции и их активное участие в разработке соглашений, результатами которых стало создание МВФ и Международного банка реконструкции и развития (МБРР), страна — уже в лице Российской Федерации — стала членом организаций лишь в 1992 г. С тех пор характер взаимоотношений России и МФИ претерпел существенные изменения, чему способствовал целый ряд факторов[13]. К ключевым из них можно отнести: улучшение финансово-экономического положения России в начале 2000-х гг.; переосмысление мировым сообществом роли МФИ и осознание необходимости реформирования мировой финансовой архитектуры; изменение баланса сил в мировой экономике в пользу стран с формирующимися рынками, в первую очередь группы БРИКС; усиление в мире процесса регионализации, сопровождающегося формированием региональных финансовых институтов; нарастание геополитической напряженности в результате событий на Украине и введение санкций против России.
Присоединение Российской Федерации к МВФ в 1992 г. предоставило стране возможность привлекать средства фонда в целях проведения экономических преобразований, а также финансирования дефицита бюджета и платежного баланса. Первые восемь лет своего членства в МВФ Россия являлась реципиентом средств фонда. Такие средства выделялись в форме специальных программ финансово-экономической помощи на определенных условиях, которые включали в себя обеспечение макроэкономической стабилизации (в том числе сокращение дефицита бюджета, снижение уровня инфляции, ужесточение денежно-кредитной политики), а также проведение структурных реформ, таких как приватизация предприятий, либерализация внешнеэкономической деятельности, введение рыночного ценообразования[14].
Средства, полученные Россией в июле 1999 г. в размере 640 млн. долл., стали последним траншем, привлеченным страной от МВФ. Начиная с 2000 г. Россия прекратила привлечение кредитных ресурсов из фонда и стала осуществлять меры по погашению своей задолженности. По мере улучшения экономического положения в стране России удалось полностью погасить свой долг перед МВФ за пять лет (Таблица 2).
Таблица 2
Задолженность Российской Федерации перед МВФ за период
с 1992 по 2005 гг. (млрд. долл. США на конец периода)
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
1,0 |
2,5 |
4,2 |
9,6 |
12,5 |
13,2 |
19,3 |
15,2 |
11,6 |
7,4 |
6,5 |
5,1 |
3,5 |
В настоящий момент Россия выступает в МВФ в качестве кредитора.
Выводы
Капитал МВФ формируется из взносов государств-членов по подписке. Каждая страна имеет квоту в СДР, которая определяет сумму подписки на капитал; возможности использования ресурсов Фонда; сумму получаемых страной-членом СДР при их очередном распределении; количество голосов страны в Фонде. В дополнение к собственному капиталу МВФ привлекает заемные средства. Страны «группы десяти» (Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, США, Франция, Швеция, Япония) заключили в 1962 г. с Фондом Генеральное соглашение о займах (ГСЗ). В 1964 г. к ним присоединился в качестве ассоциированного члена Швейцарский национальный банк (с апреля 1984 г. участвует в полном объеме). Для увеличения своих кредитных ресурсов МВФ в 80-е гг. получал займы также и на двухсторонней основе у министерств финансов и центральных банков Бельгии, Саудовской Аравии, Швейцарии, Японии и других стран, а также у БМР. К заимствованиям у частных банков МВФ пока не прибегал, хотя устав не исключает такую возможность.
В процессе регулирования и поддержания стабильности мировой валютной системы немаловажное значение играет роль МВФ как «кредитора последней инстанции», реализуемая через систему, в рамках которой каждая страна может получать от фонда кредитную помощь, размеры которой связаны с ее квотой.
Кредиты МВФ выдаются как со счета общих ресурсов, так и из льготных источников. Кредиты со счета общих ресурсов реализуются в виде покупки странами-заемщиками иностранной валюты или СДР в обмен на свою национальную валюту. Льготные кредиты, предоставляемые МВФ в виде ссуды под низкие процентные ставки, выдаются со счета специального использования. Вся временная кредитная деятельность МВФ реализуется через три основных механизма: обычное, специальное и льготное финансировании.
Наиболее часто используемыми механизмами обычного финансирования является стенд-бай и расширенное финансирование. Механизм стенд-бай представляет собой соглашение, при котором государству предоставляется гарантия того, что при выполнении определенных условий оно получит иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Механизм расширенного финансирования предназначен для предоставления валютных средств странам-членам на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам. Главной причиной для получения кредита является наличие серьезного неравновесия платежного баланса, связанного со структурным нарушением в производстве, торговле и ценах.
Механизмы льготного кредитования применяются для помощи беднейшим странам с целью устранения проблем платежного баланса, структурной перестройки экономики в течение длительного периода
МВФ активно участвует в урегулировании внешней задолженности развивающихся стран. Принятая в 1999 г. «Инициатива ХИПК» предусматривает предоставление кредиторами (правительственными учреждениями, международными организациями, частными банками) дополнительной помощи странам с низким уровнем дохода и высоким уровнем задолженности с целью сокращения бремени их внешнего долга до приемлемого уровня, на котором он мог бы бесперебойно обслуживаться за счет поступлений от экспорта, обычной иностранной помощи и притока капиталов.
Исследование взаимоотношений МВФ и России показали, что в первые годы рыночных преобразований кредиты МВФ были для страны важнейшим источником финансовых ресурсов как покрытия дефицита платежного баланса, так и дефицита бюджета. Участие России в МВФ позволило ей также присоединиться к системе специальных прав заимствования. Вступление России в МВФ способствовало ускорению ее интеграции с мировую экономику и мировую валютную систему. Одним из существенных положительных факторов участия России в МВФ можно считать облегчение проблемы реструктуризации внешней задолженности. Членство в МВФ позволило России участвовать в решении важнейших мировых проблем и, в частности, проблемы упрочения ямайского валютного порядка, создания новой «мировой финансовой архитектуры».
Проведенные исследования выявили недостатки деятельности МВФ в области регулирования валютно-кредитных отношений:
- недооценка возможности быстрого распространения кризиса с одних стран на другие; неэффективность рекомендованных МВФ программ преодоления кризиса; отрицание необходимости принятия немедленных мер для приостановки оттока капитала и начала переговоров по реструктуризации долга в момент кризиса;
- при разработке стабилизационных программ МВФ зачастую руководствуется монетаристским подходом к анализу инфляции и платежного баланса, исходя из взаимозависимости между величиной денежной массы в стране, различными финансовыми показателями, объемом совокупного платежеспособного спроса, с одной стороны, и динамикой цен, состоянием платежного баланса – с другой;
- практические стабилизационные программы МВФ имеют преимущественно дефляционный характер;
- жесткие рекомендации Фонда усиливают противоборство между различными общественно-политическими движениями.
Глава 3. Проблемы МВФ и пути их разрешения
С 2008 г. Россия участвует в разработке предложений по реформированию МВФ и мировой валютной системы, институциональной основой которой является Фонд. Официальная позиция изложена в документе – «Предложения России к саммиту в Лондоне» (март 2009 г.)[15].
Россия выступает за пересмотр роли и полномочий МВФ в средне- и долгосрочной перспективе, приведение их в соответствие с реформой мировой валютной системы с учетом ее модификации в современных условиях. Это должно реализовываться по линии повышения его легитимности, эффективности и разработки многосторонних подходов к решению проблем.
Основное участие в реформе Фонда проявилось в увеличении его ресурсов и модификации его управления, а также формулировании предложений об усилении надзорной функции этого мирового финансового института. В области реформы кредитной деятельности МВФ Россия дала положительную оценку разрабатываемым превентивным инструментам кредитования. Несмотря на ограниченное участие в реформировании взаимоотношений со странами с низкими доходами, вне рамок Фонда сотрудничество с беднейшими странами мира проявляется, прежде всего, в облегчении бремени их внешнего долга. Рассмотрим деятельность России по направлениям реформы МВФ.
Россия поддержала идею реформы источников ресурсов Фонда и их достаточности в целях обеспечения его средствами для кредитной деятельности. По итогам антикризисного саммита «Группы» 20» (Лондон, апрель 2009 г.) было заявлено о приобретении облигаций МВФ на 10 млрд. долл., обязательства по которым затем были трансформированы в Новые соглашения о займах (НСЗ): согласованная величина кредитной линии Фонду составляет чуть более 8,7 млрд. СДР (около 13,1 млрд. долл.), из них – 1,16 млрд. СДР (около 1,74 млрд. долл.) фактически им используются в результате приведения НСЗ в действие в августе 2014 г.
Несмотря на собственные потребности в средствах для реализации антикризисный правительственный программы и преодоления последствий мирового кризиса, эти меры по укреплению ресурсного потенциала МВФ следует рассматривать с точки зрения участия России в развитии международного сотрудничества по обеспечению валютно-финансовой стабильности в мире.
Другой формой участия в реформе источников ресурсов Фонда является необходимость дополнительных взносов в акционерный капитал МВФ по линии пересмотра квот стран-членов. После вступления в силу реформы квот 2010 г. Россия внесет соответствующие дополнительные взносы в капитал МВФ, увеличив свою квоту, не меняющуюся в абсолютном выражении с февраля 1999 г., с 5,95 млрд. СДР (около 8,9 млрд. долл.) до 12,9 млрд. СДР (около 19,35 млрд. долл.). В соответствии с планом МВФ при вступлении в силу реформы квот и соответствующего увеличения капитала, на соответствующую величину буду уменьшен механизм Новые соглашения о займах. Соответственно средства по оплате взноса уже зарезервированы и фактически используются Фондом.
Представляется, что дальнейшее увеличение взносов России в ресурсы МВФ в ситуации, когда объем предоставленных Фонду средств не учитывается в формуле расчета квот и не предоставляет дополнительных голосов, а, следовательно, не усиливает роль страны в управлении, нецелесообразно. Меры реформы управления Фондом повлияли на позиции России в этом мировом финансовом институте, что отражено в данных таблицы 2.
Еще до вступления в силу пакета реформ квот и голосов 2008 г., принятого с целью усиления позиций развивающихся стран, российскими официальными органами было предложено его аннулировать и вынести на обсуждение и утверждение более радикальный вариант преобразований. Однако после его вступления в силу в марте 2011г. данное предложение оказалось невостребованным. По итогам реформы 2008 г. в сравнении с показателями 2006 г. уменьшилась как квота России (с 2,8 до 2,5%), так и ее доля в общей сумме голосов (с 2,7 до 2,4%).