Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
1.3 Причины конфликтов
Все что мы делаем имеет на то причины, конфликты тому не исключение. Что же такое «причина»? Причина – это явление, действие которого вызывает какое-либо другое явление, которое называется следствием. Что в обществе, что в природе, все имеет причинно-следственное объяснение. Конфликты могут появляться по разным причинам: внешними и внутренними, объективными и субъективными, всеобщими и единичными и т.д.
Следует отличать причину возникновения конфликта от его повода.
Поводом конфликта – формальный предлог для начала конфликта[21]. В отличие от причины, повод возникает случайно и может создаваться искусственно, как говорят, «на пустом месте». Причина же отражает закономерную связь вещей[22]. Например, поводом для войны между Англией и Испанией в 1739–1742 годах послужило отрезанное ухо английского купца Роберта Дженкинса, которое он продемонстрировал британскому парламенту. По словам Дженкинса, ухо ему отсек испанский офицер во время досмотра судна в Гаване. Англии давно был нужен повод к войне с Испанией за карибские территории. Отрезанное ухо соотечественника британское правительство посчитало достаточным основанием для начала боевых действий (война закончилась вничью)[23].
Противоречие интересов как фундаментальная причина конфликта
Составляющие причины конфликта являются потребность, дефицит и противоречие интересов. Потребность – это нужда или недостаток в чем-то, чего не хватает организму для жизнедеятельности, личности, социальной группы или общества[24]. Например, желание попасть на более высокую должность, чем выше, тем потребность более удовлетворена.
Дефицит – появляется тогда, когда возникает отсутствие явлений, выступающих как потребность людей, вступающих во взаимодействие[25]. Например, из-за недостатка чистого воздуха или питьевой воды начинаются противоборства и противостояние[26].
Причиной конфликта является осознанная потребность, которая выступает как интерес. Однако не всякий интерес является причиной конфликта, если только тот, который связан с удовлетворением дефицита у человека.
Конечная причина всякого социального конфликта – это противоречие интересов между его субъектами: индивидами, социальными группами и обществами.
Сами интересы могут быть весьма разнообразными. Люди могут вступать в борьбу как за капитал, так и за идеи; как за утверждение общественных ценностей, так и своих личных амбиций.
Не менее разнообразны и противоречия интересов, которые вызывают конфликт. Противоречие – это противоположные друг другу высказывания, из которых одно является отрицанием другого. По своему характеру они могут быть:
- внутренними и внешними;
- антагонистическими и неантагонистическими;
- основными и неосновными;
- объективными и субъективными[27].
Внутренние и внешние противоречия
Внутренние противоречия социального конфликта выражаются в столкновении интересов внутри группы, общества, организации и т.д[28]. Например, такой конфликт может возникнуть между мужем и женой внутри семьи или же между начальником и подчиненным внутри организации и пр.
Внешние противоречия происходят между двумя или несколькими относительно самостоятельными социальными системами (предметами и явлениями). Например, между обществом и природой, живым организмом и внешней средой. Стоит знать, что внешние и внутренние противоречия воздействуют друг на друга.
Антагонистическими и неантагонистическими противоречия
Антагонистические противоречия. Участники такого конфликта имеют непримиримо враждебные интересы и способ решения сугубо деструктивный, то есть уничтожение обеих сторон или одной из сторон. В таких конфликтах звучат такие девизы как: «Победа или смерть!», «Третьего не дано». «Примирение» в данном конфликте значит отложить конфликт на какое-то время, поскольку решить конструктивно на основе компромисса его нельзя. Нельзя соединить вместе законную власть и бандитские формирования, справедливость и коррупцию и пр.
Неантагонистические противоречия являются противоположностью антагонистических противоречий. Эти противоречия допускают согласование, «примирение» интересов конкурентов. Главная особенность заключается в том, что на основе возникших конфликтов появляется возможность компромисса. Другими словами это соглашение, достигаемого путем взаимных уступок. Например, руководитель просит работника поработать сверхурочно, а работник хочет больше времени уделить семье[29].
Основные и неосновные противоречия
Основные противоречия играют решающую роль в возникновении и развитии конфликта, а неосновные противоречия лишь сопутствуют конфликту. Они могут находиться во взаимодействии как с основными участниками конфликта, так и с косвенными. При этом основные и неосновные противоречия находятся между собой в диалектическом взаимодействии. Если неосновных противоречий накапливается больше, то сложнее решаются основные. Например, конфликт между федеральной властью и бандитскими формированиями обусловлен основным антагонистическим противоречием, но его разрешению мешает множество неосновных противоречий[30].
Объективные и субъективные противоречия
Объективные противоречия зависимы такими явлениями и процессами, которые не зависят от воли и сознания людей. Поэтому их избежать нельзя. Они будут возникать до тех пор, пока не устранена сама причина такого противоречия. Например, противоречия между производством и потреблением; противоречия, возникающие по поводу дефицита ресурсов и т.д.
Субъективные противоречия напротив зависят от воли и сознания людей. Вызванные несовместимость характеров, мировоззрениях, ценностных ориентациях, а также различием в манере поведения. Главной причиной межличностных и внутриличностных конфликтов являются субъективные противоречия. Хотя могут вызвать более масштабные конфликты. Примером может послужить противоречия среди глав государств, которые могут послужить возникновению конфликта на межгосударственном уровне[31].
Объективные факторы возникновения конфликтов в организации
Разберем следующие объективные причины конфликтов, которые присутствуют в современной конфликтологии[32].
- Ограниченность ресурсов, подлежащих распределению, к ним могут относиться различные ресурсы, такие как: материально-технические, социально-экономические, финансовые и др. Их недостаточность может привести к противоречию между человеком и социальными группами, поскольку выделение их какой-либо личности или производственному объединению значит, что другие получат меньшую их долю и неважно о чем идет разговор, это может быть премия, компьютеры или новое оборудование и т.д.
- Взаимозависимость ответственности и заданий. Как нам известно, организация – это система, элементы которой тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому, если происходит сбой в «системе» из-за работника или подразделения, который не выполняет свои обязанности и задачи, то из-за этого может произойти конфликт, так как нарушается функционирование всей системы.
Также конфликт может произойти из-за неправильного распределения ответственности между работниками или ее подразделений. В этом случае одни могут думать, что выполняют минимум работы и их недооценивают, а другие будут думать, что на них возложили много обязанностей и они выполняют не только свои, но и чужие функции.
- Несогласованность целей различных групп работников. Конфликт может произойти между группой и организацией или же между группами внутри организации, так как в этом случае работники уделяют больше внимания своим целям, чем целям организации. Например, отдел сбыта может настаивать на увеличении ассортимента продукции, так как это увеличивает объем сбыта, но в это время цели производственного подразделения выполнить легче, если перечень продукции менее разнообразна[33].
Личностные факторы возникновения конфликтов
К личностным факторам возникновения конфликтов относятся: основные психологические доминанты поведения личности; черты характера и типы личностей; установки личности, образующие идеальный тип индивидуальности; неадекватные оценки и восприятия; манеры поведения; этические ценности.
Психологические доминанты поведения личности. Другими словами это ценностные ориентации, цели, мотивы, интересы и потребности, которые по своему объекту могут быть самыми разнообразными. Все зависит от того, насколько важен и интересен этот объект человеку. У людей ценностные характеристики всегда относительны.
Одной из основных причин конфликтов является расхождение личностных смыслов и значений – она определяет линию поведения в конфликте, а также его стратегии и тактику. Так, например, если человека не заинтересует определенный конфликт, то он выберет тактику избегания и уклонения, то есть он просто не захочет ввязываться в конфликт и пройдет мимо. Человек также может проявить благородство и уступить предмет спора, если, к примеру, премия будет являть предметом спора, но она незначительного размера, то состоятельный человек не будет ввязываться в конфликт из-за нее. Но если все будет наоборот, то здесь будет необходима тактика конкуренции[34].
Несовпадение характеров и акцентуация. Несовпадения характеров часто являются причинами конфликтов. Например, нередко разводы молодых людей происходят из-за того, что они «не сошлись характерами». Эта причина является очень распространенной в различных сферах человеческой деятельности. Не случайно люди, которым предстоит работать в группах с длительным, локальным и постоянным общением, проходят испытания на психологическую совместимость. Например, перфекционист не смог бы ужиться с тем человеком, который не привык следить за идеальной чистотой, любит расставлять предметы где попало и т.д.
Акцентуация характера тоже играет важную роль в возникновении конфликта. Другими словами, акцентуация – это чрезмерная выраженность его отдельных черт у акцентирующих людей. Этим личностям тяжело в общении, так как они из-за своего «нетипичного» характера имеют склонность к конфликтам. Например, если взять «художника» и «мыслителя». «Художнику» будет достаточно эмоциональных речи в разговоре, он также будет более общителен, чем «мыслитель». «Мыслитель» наоборот считает, что в разговоре должны отсутствовать эмоции и во время разговора будет больше просить и упираться на доказательства, аргументы и факты[35].
Установки личности. Важный фактор возникновения конфликта – установки личности, образующие идеальные типы индивидуальности. Причиной конфликта в этой ситуации может быть разногласие между различными идеальными типами личности, если они выражены достаточно ярко. Например, если будут взаимодействовать теоретический тип человека и экономический, то уже появляется опасность того, что может случится конфликт из-за их противоположных внутренних жизненных устремлений. Потому что процесс деятельности теоретического человека является самоцель. Он все время в поиске истины. Тогда как экономический человек будет искать во всем выгоду. В любой ситуации он будет выжимать все для своей пользы[36].
Выходит, что конфликтность и противоречивость установок может произойти между всеми выделенными Э. Шпрангером типами людей: теоретическим, экономическом, эстетическим, социальным, религиозным и политическим.
Неадекватные оценки и восприятия. В возникновении и развитии конфликтов значительную роль играют неадекватные оценки, представления и самооценки. Часто они бывают причиной в деловой сфере общения, в котором нельзя по собственной воле выйти из взаимодействия или использовать тактику избегания. Приведем пример из ситуации, когда подчиненные думают, что имеют право высказать свои взгляды и мнения по какому-либо вопросу, но руководитель считает, что они должны беспрекословно выполнять свою работу. Важной причиной здесь является разрыв между ожидаемым и реальным результатом.
Неправильные оценки подчиненных также часто являются причиной конфликта. Завышение и занижение оценок в организации могут привести к нарушению принципа распределительной справедливости и могут послужить возникновению недовольств, а также конфликтной ситуации в коллективе. Впервые принцип распределительной справедливости сформулировал Аристотель, он сказал «понесший большие труды получает много, а понесший малые – мало»[37].
Причиной конфликта также может послужить и неадекватная самооценка, которая является важным регулятором поведения человека. Как и завышенная, так и заниженная самооценка, представленные неправильно о своих возможностях и месте в группе, то это будет вызывать постоянные трения, отрицательную реакцию, а также недоразумения среди коллег.
Неадекватная самооценка может вызвать как и межличностные конфликты, так и внутриличностные. Например, человек с завышенной самооценкой будет ставить перед собой завышенные и недосягаемые целы. Поэтому его часто будут ждать неудачи, разочарования и чувство неуверенности в себе.[38]