Файл: Факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность товаров ОАО «Золотые луга».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проводя оценку предлагаемых на рынке товаров, покупатель, наряду с сопоставлением их потребительских качеств, не может абстрагироваться от величины затрат, которые возникнут у него в связи с их потреблением и использованием, т.е. от цены потребления. Стремясь добиться оптимального соотношения уровня потребительских свойств товара и своих расходов, покупатель выбирает тот продукт, по которому будет, достигнут максимум полезного эффекта на единицу затрат.[43]

И так цена потребления характеризует полные затраты покупателя на приобретение и эксплуатацию (или потребление) продукта за весь срок его службы. Номенклатура экономических показателей (параметров), применяемых при оценке конкурентоспособности, характеризуется структурой этих затрат, определяемой свойствами про дукции, а также условиями приобретения и использования.

К группе экономических параметров относятся полные затраты потребителя (цена потребления) по приобретению и потреблению продукции, а также условиями её приобретения и использования на конкретном рынке.

Полные затраты потребителя в общем случае включают единовременные и текущие затраты.

Единовременные затраты представляют собой затраты по приобретению продукции (цена продукции), транспортировка, таможенные сборы и расходы, затраты на наладку, пробный пуск, если они не включены в цену продукции. Иногда это расходы на сооружения, необходимость в которых обусловлена требованиями эксплуатации или потребления продукции.

Текущие затраты включают: затраты на оплату труда обслуживающего персонала, которые определяются нормами и местными тарифами в конкретных условиях использования (эксплуатации) продукции;[44]

-затраты на топливо и энергию, которые включают их стоимость согласно нормам и ценам, действующим на конкретном рынке;

-затраты на сырье, основные и вспомогательные материалы, потребляемые при использовании продукции;

-затраты на ремонт, запасные части и прочие статьи расходов для конкретного покупателя, определяемые исходя из условий эксплуатации (потребления) продукции у этого покупателя, а также нормами, ставками и ценами на услуги и части на конкретном рынке (в случае отсутствия конкретной информации для конкретного покупателя, указанные затраты определяются с использованием данных, средних для отрасли или страны, к которым относится потребитель продукции).[45]


Таким образом, при оценке конкурентоспособности продукции также должны приниматься во внимание организационно-коммерческие показатели, отражающие условия ее продажи. Эти показатели используются в качестве дополнительных, для всесторонней оценки уровня конкурентоспособ­ности. К ним можно отнести показатели, характеризующие сроки поставок и гарантий, условия платежа (например, предоплата, оплата по факту покупки, предоставление рассрочки, кредита, размер первоначального и последующих взносов) и т.д.

Глава2. Анализ факторов качества и конкурентоспособности продукции ( на примере ОАО «Золотые луга»)

2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия

На данный момент предприятие существует как Открытое акционерное общество «Золотые луга» (ОАО «Золотые луга»).

Первоначальный размер уставного капитала составлял 21 тысячу рублей. Он состоял из 21 тысячи акции номинальной стоимостью 1 рубль каждая. Акции являются простыми не именными.

Головное предприятие ОАО «Золотые луга» находится в г.Тюмени

В марте 2010 года в г. Тобольске открылось новое (единственное) обособленное подразделение завода, деятельность которого направлена на реализацию готовой продукции в северных районах юга Тюменской области – г. Тобольск, Тобольский, Вагайский и Уватский районы.

Сырье (молоко) для производства своей продукции предприятие закупает у сельскохозяйственных предприятий, а также у физических лиц. С юридическими лицами – поставщиками заключаются договора-поставки продукции. Поставщики молочного сырья находятся не только в Омутинском районе, но и в других районах Тюменской области, а также Курганской, Свердловской, Омской и др. областях. Предприятие поддерживает отношения и с поставщиками сырья из частного сектора, поддерживая тем самым существование деревень и сел, где кроме личного подворья ничего нет.

Сеть поставки сырья, как уже отмечалось, довольно большая и функционирует благодаря большим усилиям предприятия, для этого в его распоряжении имеется спец - автотранспорт – молоковозы, с помощью которых ОАО «Золотые луга» и доставляет сырье к месту переработки. Необходимо отметить, что автопарк предприятия постоянно обновляется, причем не только в разрезе молоковозов, но и грузовых автомашин.


Таблица 1

Технико-экономические показатели предприятия ОАО «Золотые луга»

Показатель

2017г

2018г

2019г

Темпы роста, %

09/08

10/08

10/09

1..Фондорентабельность

т.р./т.р.

0,3

0,3

0,2

1

66,7

66,7

2.Фондоотдача

т.р./т.р.

3,1

2,9

3,5

93,5

120,7

112,9

3.Фондоемкость

т.р./т.р.

0,32

0,32

0,29

1

90,6

90,6

4.Фондовооруженность

т.р./чел.

183,5

200,2

187,4

109,1

93,6

102,1

5.Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг

238234

252613

314379

106,9

131,9

124,4

6.Себестоимость проданной продукции

215379

230238

298800

106,9

138,7

129,8

7.Прибыль (убыток) от реализации

22855

22375

15579

97,9

68,2

69,6

8.Чистая прибыль

1209

2399

10794

198,4

892,8

449,9

Оценка динамики осуществляется по сопоставимым оптовым ценам (без НДС и акцизов). В качестве сопоставимых цен применяются действующие цены в соответствующем месяце отчётного года (фиксированные цены). Используя индекс цен, определяется объем произведённой и реализованной продукции в предыдущем году в ценах, действующих в отчётном году, т. е. в фиксированных (сопоставимых).

Степень использования ОПФ характеризуется показателями фондоотдачи и фондоёмкости. Фондоотдачу определяют как отношение суммы выработанной продукции к среднегодовой стоимости ОПФ. Фондоёмкость - величина обратная фондоотдаче.

На уровень фондоотдачи влияет не только сумма выработанной продукции, которая зависит от эффективности использования мощ­ности предприятия, рабочего времени, ритмичности работы и т. п., но и структуры ОПФ. В 2018 году по сравнению с 2017 годом фондорентабельность не изменилась. В 2019 году по сравнению с предыдущими годами происходит снижение фондорентабельности на 0,1 пункта, характеризует эффективное использование основных фондов. В 2018 году по сравнению с 2017 годом происходит уменьшение фондоотдачи на 0,2 пункта, что характеризуется как отрицательное явление. В 2019 году по сравнению с 2018 годом происходит увеличение фондоотдачи 0,6 пункта. В 2019 году по сравнению с 2017 г. происходит увеличение фондоотдачи на 0,4 пункта, что характеризуется как положительное явление.


В 2018 году по сравнению с 2017 годом фондоемкость не изменилась. В 2019 году по сравнению с 2018 и 2017 годом происходит уменьшение фондоемкости на 0,03 пункта, что характеризуется как положительное явление.

В 2018 году по сравнению с 2017 годом происходит увеличение фондовооруженности на 16,7 пункта. В 2019 году по сравнению с 2018 годом происходит снижение фондовооруженности на 12,8 пункта. В 2019 году по сравнению с 2017г. происходит увеличение на 3,9 пункта.

Таким образом, в результате проведённого технико-экономического анализа состояния предприятия выявлено, что открытое акционерное общество «Золотые луга» - это крупное по своим размерам перерабатывающее предприятие, основной деятельностью которого является переработка молока в продукты с более длительным сроком хранения.

Характеризуя финансовое состояние предприятия, мы выявили не стабильное состояние данных показателей: часть из них показывает на то, что предприятие находиться не в лучшем своем состоянии, а другая часть противоречит им. Можно заметить, что есть некоторый отрицательный рост величины иммобилизованных активов, при этом происходит снижение доли свободных денежных средств. Данный факт должен положительно отразиться на финансовом состоянии предприятия, что должно в принципе благоприятно отразиться на деятельности ОАО «Золотые луга». Также рост доли активной части основных средств, свидетельствует о том, что предприятие уделяет наибольшее внимание вложению средств, в покупку необходимого оборудования, машин - эта часть основных средств наиболее эффективно участвует в производстве продукции – что еще раз подчеркивает правильность выбора руководством финансового и производственного развития предприятия. Дальнейшие исследования финансового состояния предприятия, а именно его деловой активности, финансовой устойчивости, оборачиваемости запасов, привели к выводу, что предприятие все-таки находится в нестабильном положении – наблюдается какая-то неопределённость в финансовом состоянии ОАО «Золотые луга».

Таким образом, положительным моментом можно назвать тот факт, что руководство предприятия жёстко и оперативно следит за состоянием дебиторской и кредиторской задолженностей, своевременно выявляя неблагоприятных дебиторов и кредиторов, и применяя необходимые меры по ее ликвидации.


2.2 Оценка факторов качества и конкурентоспособности молочной продукции ОАО «Золотые луга»

С помощью оценки конкурентоспособности продукции можно определить сегодняшнее положение данного продукта в ряду аналогичных товаров, и предложить пути решения некоторых проблем в области совершенствования конкурентоспособности продукции «Золотые луга». Поскольку потребности каждого отдельно складываются по воздействиям обширного комплекса факторов и носят индивидуальный характер, оценки одного и того же товара разными потребителями могут не совпадать. Соответственно неодинаковым и будет их предпочтение, выбор из массы аналогичных товаров, предлагаемых на рынке. Следовательно, по отношению к конкретному потребителю конкурентоспособность данного товара также будет индивидуальной. Для расчёта конкурентоспособности применяются следующие методы: дифференциальный метод и комплексный метод.[46]

Дифференциальный метод оценки конкурентоспособности, основанный на использовании единичных параметров анализируемой продукции и базы сравнения и их сопоставлении. Для определения конкурентоспособности продукция ОАО «Золотые луга» на сегодняшний день можно сравнить ее с продукцией конкурентов. В данном случае это молочная продукция ЗАО АФ « Каскара» и ОАО «Тобольский гормолзавод». Для анализа используются наиболее значимые показатели для потребителей: объем, жирность продукции, содержание белков и углеводов, а так же цена продукции. Также для дальнейших расчётов была установлена приоритетность технических параметров и установлены на них соответствующие коэффициенты значимости, представленные в таблице 2.

Анализ конкурентоспособности начинается с оценки нормативных параметров. Так как вся представленная продукция соответствует уровню, который предписан действующими нормами и стандартами, поэтому сразу производится подсчет групповых показателей, которые в количественной форме выражают различие между анализируемой продукцией и потребностью по данной группе параметров, и позволяет судить о степени удовлетворения потребности по этой группе.

Таблица 2

Исходные данные для определения дифференциального и комплексного методов

Производители

Показатели молока

Экономические параметры

Объем, л.

Жирность, г.

Углеводы, г.

Белок, г.

Цена, руб.

Эксплуатационные расходы, руб.

Итого полные затраты

(С.)

ОАО «Золотые луга»

1

3,2

4,7

2,8

19,50

171948

171967,5

ЗАО АФ « Каскара»

1

2,5

4,7

2,8

17

201564

201581

ОАО «Тобольский г

1

2,5

4,6

2,7

17

168514

168531

Коэффициент значимости

0,2

0,4

0,2

0,2

Производители

Показатели кефира

Экономические параметры

Объем, л.

Жирность, г.

Углеводы, г.

Белок, г.

Цена, руб.

Эксплуатационные расходы, руб.

Итого полные затраты

(С.)

ОАО «Золотые луга»

500

2,5

3,9

2,9

11

161648

161659

ЗАО АФ « Каскара»

1

2,5

4,5

2,8

18,50

197186

197204,5

ОАО «Тобольский гормолзавод»

1

2,5

4,7

2,9

18,50

159647

159665,5

Коэффициент значимости

0,2

0,3

0,2

0,3

Производители

Показатели сметаны

Экономические параметры

Объем, л.

Жирность, г.

Углеводы, г.

Белок, г.

Цена, руб.

Эксплуатационные расходы, руб.

Итого полные затраты

(С.)

ОАО «Золотые

луга»

400

2,0

3,2

2,8

30,50

169598

169628,5

ЗАО АФ « Каскара»

250

2,0

3,4

2,6

16

197458

197474

ОАО «Тобольский гормолзавод»

500

1,5

3

2,9

27,5

161286

161313,5

Коэффициент значимости

0,4

0,1

0,3

0,2