Файл: Факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность товаров ОАО «Золотые луга».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Конкурентоспособность в рыночной экономике является основным фактором коммерческого успеха предприятия. В свою очередь, зависит от качества менеджмента и конкурентоспособности выпускаемой продукции, то есть от того, насколько она лучше аналогов - продукции, выпускаемой конкурирующими предприятиями. Конкурентоспособный товар обладает, какими-либо конкурентными преимуществами. Конкурентное преимущество делится на два основных вида: более низкие издержки и дифференциация товаров. Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты.

Конкурентоспособность продукции находится в зависимости от всех элементов процесса производства, от качества работы на всех стадиях воспроизводства, от эффективного использования всех видов ресурсов и других факторов. Поэтому достижение высокого уровня конкурентоспособности продукции требует совершенствования системы управления производством в целом. Данная тема актуальна, т.к. успешность функционирования любого предприятия зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой ею потребителям.

Качество продукции выступает одним из инструментов конкурентной борьбы. Поэтому, весь накопленный опыт по управлению качеством продукции актуален и сегодня. Разработка новых перспективных стратегий обеспечения конкурентоспособности становится в наше время все более актуальной. Мощный наплыв новых фирм и как следствие этого усиление конкуренции заставляет существующие серьезно задуматься над тем, как бы не потерять часть своей рыночной доли и не снизить свои прибыли.

Целью курсовой работы является оценка факторов качества конкурентоспособности товара.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

-раскрыть сущность факторов конкурентоспособности товаров; показать основные подходы к оценке конкурентоспособности продукции;

-рассмотреть понятие уровня конкурентоспособности продукции;

-провести оценку факторов конкурентоспособности продукции «Золотые луга»;

-дать характеристику предприятия, указать перспективы в области качества.

Объектом исследования является предприятие, производитель молочной продукции ОАО «Золотые луга».

Курсовая работа состоит из двух глав.

В первой главе рассмотрены теоретические основы факторов оценки и конкурентоспособности.

Вторая глава посвящена анализу факторов качества и конкурентоспособности продукции (на примере ОАО «Золотые луга».)


Глава1.Теоретические основы факторов конкурентоспособности

1.1. Факторы конкурентоспособности в условиях рынка

Исследование факторов конкурентоспособности имеет большое значения для дальнейшего развития теоретических размышлений в теории и практики конкурентоспособности. Конкурентоспособность формируется на различных уровнях: товара(услуги), компании, отрасли(рынка), региона, страны.[1] В связи с этим следует различать соответственно конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли, региона, страны. В общем виде конкурентоспсособность означает спососбность выполнять свои функции(предназначение, миссию) с требуемыми качеством и стоимостью в условиях конкурентного рынка. Конкурентоспособность может определяться в сравнении с другими аналогичными объектами, часто лучшими[. Конкурентоспособность – многогранная экономическая категория, которая во множестве источников трактуется неоднозначно. Термин «конкурентоспособность» используется применительно и к создаваемой продукции, и к элементам экономических систем, т.е она может рассматриваться на уровне товара, предприятия (товаропроизводителя), технологий, целой отрасли или региона, страны.[2] Отдельные авторы включают в понятие «конкурентоспособность» свойство товара, характеризуемое степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности в сравнении с другими аналогичными товарами других продавцов, представленными на данном рынке. Недостаточность такого определения состоит в том, что оно по сути воспроизводит определение качества товара, тогда как конкурентоспособность товара определяется соотношением качества и цены.

Ключевыми факторами современной преимущественно технологической конкурентоспособности являются:

1. Инвестиции в новую технологию и человеческий капитал.

2. Экономическая среда, благоприятная для возникновения и диффузии нововведений и технологического развития компаний.

3. Открытая система международной торговли при условии защиты национальных интересов.


4. Современное развитие мировой экономики и особенно процессы глобализации мирового хозяйства, усилившаяся взаимозависимость экономик, формирование глобальных товарных и финансовых рынков привели к усилению интереса к проблеме повышения международной конкурентоспособности в странах, включенных в эти процессы [3].

Вопросы конкурентоспособности на уровне экономики по степени актуальности выходят на первые места среди вопросов национальной значимости, поскольку тесно связаны с достижением динамичного экономического развития страны и повышением уровня жизни ее населения.

К факторам конкурентоспособности товаров относятся:

1. Фактор времени. Обеспечение конкурентоспособности товаров по фактору времени осуществляется исходя из посылки "сегодняшний рубль дороже завтрашнего".[4]

2. Фактор качества товаров, который проявляется не только в улучшении показателей качества, но и в увеличении годовой производительности (полезного эффекта) товара и росте затрат на эксплуатацию и ремонт.

3. Фактор масштаба (объема) производства товара. За счет роста масштаба производства можно снизить себестоимость продукции и повысить ее качество.

4. Фактор новизны товара. Обеспечение конкурентоспособности осуществляется исходя из удовлетворения новых потребностей человека или удовлетворения уже существующих потребностей принципиально другим способом.

5. Фактор метода получения информации. В процессе производства и потребления продукции следует пользоваться одними и теми же подходами и методами получения информации и выполнения расчетов, так как иначе в исходную информацию будут привноситься разные по величине погрешности и исследуемые образцы не будут сопоставимы.

6. Фактор условий эксплуатации товара. Сохранение качества зависит от правильной эксплуатации товара, соблюдения рекомендаций по уходу за товаром.[5] Важным фактором покупательских предпочтений являются продолжительность срока эксплуатации. При прочих равных условиях более конкурентоспособным товаром будет тот, у которого лучшие эксплуатационные свойства.

7. Фактор ценообразования. Цена определяет структуру производства, оказывает решающее воздействие на движение материальных потоков, распределение товарной массы, уровень благосостояния.[6] Правильно установленная цена, разумная ценовая тактика, обоснованная ценовая стратегия составляют необходимые компоненты успешной деятельности любого предприятия.


8. Рыночный фактор. Необходимость в развернутой характеристике рыночных возможностей возникает уже при освоении производства новой продукции, предназначенной для конкретного рынка. [7]Рыночный фактор характеризуется следующими критериями: тип рынка, емкость, стабильность и перспективность, подготовленность рынка.

9. Сбытовой фактор. Удачная конструкция и технология изготовления нового товара не обеспечивают его конкурентоспособности без эффективного сбыта. Сбытовой фактор хактеризуется рекламным обеспечением, транспортабельностью товара и надежностью поставки.

10. Сервисный фактор действует на стадии предпродажного и послепродажного обслуживания.[8] К факторам предпродажного обслуживания относятся:

• условия приобретения товара и форма его оплаты;

• демонстрация товара;

• подбор товара, исходя из индивидуальных особенностей покупателя.

К факторам послепродажного обслуживания относятся:

• упаковка и доставка купленных товаров;

• подгонка изделий по фигуре и др.

Таким образом, факторы конкурентоспособности товаров играют определенную роль на качество товара и развития конкурентоспособности, которая, в свою очередь, выполняет свои функции(предназначение, миссию) с требуемыми качеством и стоимостью в условиях конкурентного рынка.

1.2.Стандартизация и сертификация в системе обеспечения конкурентоспособности продукции

Конечная цель всякой фирмы - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет, зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами продукцией и услугами других фирм. Чтобы товар представлял интерес для покупателя, он должен обладать определёнными технико-эксплуатационными и экономическими параметрами. Условием приобретения товара, совершения покупки является соответствие этих параметров основным характеристикам неудовлетворённой потребности потребителя. В процессе приобретения товара покупатель осуществляет выбор товара, устанавливает отличительные признаки, характеризующие конкурентное превосходство данного товара над аналогичными по значению товарами конкурентов, находящимися на рынке. Приобретая товар, покупатель тем самым оценивает его привлекательность, возможную степень удовлетворения своей конкретной потребности и свою готовность нести затраты, связанные с приобретением и использованием данного товара.[9]


Совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, способствующих созданию превосходства данного товара перед товарами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя, определяет конкурентоспособность товара.[10]

По степени конкурентоспособности товара производитель может судить о це­лесообразности вывода данного товара на национальный рынок. Конкурентоспо­собность характеризует способность товара быть купленным в числе первых на рынке среди товаров-конкурентов. А покупателю конкурентоспособность товара раскрывает уровень привлекательности данного товара и степень его конкурентных преимуществ.

Конкурентное преимущество - это те характеристики, свойства товара, которые создают для предприятия определённое превосходство над своими конкурентами, а для потребителя - оптимальное сочетание потребительских характеристик товара.

Превосходство оценивается в сравнении, поэтому является относительной характеристикой и обусловливается различными факторами. Таким образом, российские предприятия имеют все условия и возможности для решения задачи создания новой конкурентоспособной продукции и обеспечения высокого качества ее производства.[11] Причём эта проблема может быть решена администрацией предприятия посредством исключительно организационно - управленческих мер.

Традиционно низкое качество российских товаров есть не следствие национальной неспособности россиян создавать и производить качественную продукцию. Нет никаких серьёзных причин, чтобы не усовершенствовать или не создать принципиально новый продукт, отвечающий требованиям рынка. Обеспечение контроля качества продукции на всех стадиях его производства также является не столько технической проблемой, сколько организационно-управленческой. На рынке России присутствуют консультационные компании, с успехом оказывающие услуги по подготовке предприятия и внедрению систем управления качеством в соответствии со стандартами ISO9000. В России существует огромный невостребованный инновационный потенциал, который может служить источником идей и новых продуктов для промышленности.[12]

Важным элементом в системах управления качеством изделий является стандартизация — нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики требования к разработке продукции.