Файл: Факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность товаров ОАО «Золотые луга».pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава1.Теоретические основы факторов конкурентоспособности
1.1. Факторы конкурентоспособности в условиях рынка
1.2.Стандартизация и сертификация в системе обеспечения конкурентоспособности продукции
1.3 Оценка конкурентоспособности продукции
Глава2. Анализ факторов качества и конкурентоспособности продукции ( на примере ОАО «Золотые луга»)
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия
2.2 Оценка факторов качества и конкурентоспособности молочной продукции ОАО «Золотые луга»
Главная задача стандартизации создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, изготовляемой для нужд народного хозяйства, населения, обороны страны, экспорта,[13] а также контроль над правильностью использования этой документации.
Действующая система стандартизации позволяет разрабатывать и поддерживать в актуальном состоянии:
- единый технический язык;
- унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции (допуски и посадки, напряжения, частоты и др.);
- типа-размерные ряды и типовые конструкции изделий общемашиностроительного применения (подшипники, крепёж, режущий инструмент и др.);
- систему классификаторов технико-экономической информации;
- достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.
Сертификация - это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.[14] Сертификация осуществляется в целях:
- создания условий для деятельности предприятий, предпринимателей, а также для участия в международном научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
- содействие потребителя в компетентном выборе продукции;
- защиты потребителя от недобросовестности изготовителя;
- контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья;
- подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.
Сертификация выделяется из процедур подтверждения соответствия тем, что выполняется третьей стороной, независимой от изготовителей (поставщиков) и потребителей, что гарантирует объективность ее результатов. Поэтому в условиях, когда конкуренция на рынке переместилась из ценовой сферы в сферу качества продукции, сертификация стала непременной частью эффективно функционирующей рыночной экономики.[15]
Сертификация может быть обязательной и добровольной. Наличие сертификата, выданного компетентным органом, облегчает экспорт и импорт продукции, помогает покупателям в выборе товара и служит определённой гарантией его безопасности. Обязательная сертификация является также средством контроля, за безопасностью продукции. Добровольная сертификация способствует повышению конкурентоспособности продукции
Объекты обязательной сертификации устанавливаются законодательными актами.
Под объектом добровольной сертификации понимается продукция, подтверждение соответствия которой проводиться по инициативе изготовителя или потребителя, а также других заинтересованных сторон.
За нарушения правил сертификации товаров (услуг) изготовитель, исполнитель, продавец несут ответственность в соответствии со статьёй 41 Закона РФ «О защите прав потребителей»[16] независимо от того, позволял ли уровень их научных и технических знаний выявить свойства продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья и имущества граждан.
Органы по сертификации сертифицируют продукцию, выдают сертификаты соответствия и лицензии на применение знака соответствия, а также приостанавливают либо отменяют действие выданных ими сертификатов. Испытательные лаборатории, аккредитованные в установленном порядке, осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации. Обязанностями изготовителей (продавцов, исполнителей) являются реализация, продукции только при наличии сертификата; обеспечение соответствия реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована; извещение органа по сертификации об изменениях, внесённых в техническую документацию или в технологический процесс производства сертифицированной продукции.[17]
Таким образом, при сертификации могут быть проведены испытания продукции, как для первичного подтверждения соответствия, так и в процессе периодической проверки стабильности соответствия; первичная оценка состояния производства; последующий после выдачи сертификата инспекционный контроль над сертифицированной продукцией.
1.3 Оценка конкурентоспособности продукции
Конкурентоспособность - это характеристика товара, отражающая его отличие от товара - конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.
Показатель, выражающий такое отличие, определяет конкурентоспособность анализируемого товара по отношению к товару - конкуренту.[18]
Чаще всего конкурентоспособность товара определяется как совокупность его характеристик, а также сопутствующих продаже и потреблению услуг, отличающих данный товар от товара-конкурента как по степени удовлетворения конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.
Поскольку потребности каждого отдельного складываются по воздействиям обширного комплекса факторов и носят индивидуальный характер, оценки одного и того же товара разными потребителями могут не совпадать. Соответственно неодинаковым и будет их предпочтение, выбор из массы аналогичных товаров, предлагаемых на рынке.[19] Следовательно, по отношению к конкретному потребителю конкурентоспособность данного товара также будет индивидуальной.
Наибольшее признание среди товаров, предназначенных для удовлетворения данной общественной потребности, получает тот, который более полно ей соответствует. Это и выделяет его из общей товарной массы, обеспечивает успех в конкурентной борьбе.[20]
Таким образом, конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате сравнения, и поэтому является относительным показателем. Она представляет собой характеристику товара, отражающую его отличие от товара - конкурента по степени удовлетворения конкурентной общественной потребности.
В условиях рыночной экономики конкурентоспособность продукции занимает центральное место в системе оценочных показателей хозяйственной деятельности предприятия. В связи с этим для достижения максимальной эффективности своей работы производитель должен управлять конкурентоспособностью выпускаемой продукции. Одним из элементов механизма управления этим показателем является проведение анализа и определение уровня конкурентоспособности продукции.
Анализ конкурентоспособности должен вестись непрерывно и систематически на всех этапах жизненного цикла продукции. Такой подход даёт предпринимателю возможность определить момент, когда конкурентоспособность выпускаемой им продукции начнёт снижаться, и своевременно принять решение об оптимальных изменениях товарного ассортимента, необходимости поиска новых рынков, разработке и производстве новых и модернизир6ванных изделий, расширении создании производственных мощностей и т.д.[21]
Оценка конкурентоспособности начинается с определения цели исследования:
-если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам;
-если целью исследования является оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения об изделиях, которые выйдут на рынок в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса.
Независимо от целей исследования, основой оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий, которое должно проводиться постоянно, как до начала разработки новой продукции, так и в ходе её реализации. [22]Задача стоит в выделении той группы факторов, которые влияют на формирование спроса в определённом секторе рынка:
-рассматриваются изменения в требованиях постоянных заказчиков продукции;
-анализируются направления развития аналогичных разработок;
-рассматриваются сферы возможного использования продукции;
-анализируется круг постоянных покупателей.
На основе изучения рынка и требований покупателей выбирается продукция, по которой будет проводиться анализ или формулируются требования к будущему изделию, а далее определяется номенклатура параметров, участвующих в оценке.
По каждой из групп параметров проводится сравнение, показывающее насколько эти параметры близки к соответствующему параметру потребности.
Анализ конкурентоспособности начинается с оценки нормативных параметров. Если хотя бы один из них не соответствует уровню, который предписан действующими нормами и стандартами, то дальнейшая оценка конкурентоспособности продукции нецелесообразна, независимо от результата сравнения по другим параметрам. В то же время, превышение норм и стандартов и законодательства не может рассматриваться как преимущество продукции, поскольку с точки зрения потребителя оно часто является бесполезным и потребительской стоимости не увеличивает.[23]
Исключения могут составить случаи, когда покупатель заинтересован в некотором превышении действующих норм и стандартов в расчете на ужесточение их в будущем.
Производится подсчёт групповых показателей, которые в количественной форме выражают различие между анализируемой продукцией и потребностью по данной группе параметров, и позволяет судить о степени удовлетворения потребности по этой группе.[24]
Рассчитывается интегральный показатель, который используется для оценки конкурентоспособности анализируемой продукции по всем рассматриваемым группам параметров в целом.
Результаты оценки конкурентоспособности используются для выработки вывода о ней, а также - для выбора путей оптимального повышения конкурентоспособности продукции для решения рыночных задач.
Однако факт высокой конкурентоспособности самого изделия является лишь необходимым условием реализации этого изделия на рынке в заданных объемах. Следует также учитывать формы и методы технического обслуживания, наличие рекламы, торгово-политические отношения между странами и т.д.[25]
В результате оценки конкурентоспособности продукции могут быть приняты следующие решения:
-изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий или конструкции продукции;
-изменение порядка проектирования продукции;
-изменение технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа;
-изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, цен на запасные части;
-изменение порядка реализации продукции на рынке;
-изменение структуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт продукции;
-изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;
-изменение системы стимулирования поставщиков;
-изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.
Принципы и методы оценки конкурентоспособности могут быть использованы для обоснования принимаемых решений при:
-комплексном изучении рынка и выборе направлений коммерческой деятельности предприятия;
-разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции;
-оценке перспектив продажи конкретных изделий и формировании структуры продаж;
-разработке предложений по развитию производственного потенциала предприятия;
-контроле качества продукции;
-установлении цен на продукцию;
-отборе продукции при покупке через тендеры и торги;
-аттестации продукции;
-подготовке технических заданий по созданию новых образцов продукции;
-решении вопроса о включении в экспортную программу и снятии продукции с экспорта, либо ее модернизации;
-подготовка информации для рекламы продукции;
-решении вопроса о целесообразности патентования и поддержания патента в действии;
-разработке мероприятий по стимулированию разработчиков и поставщиков.
Анализ и оценка конкурентоспособности продукции могут проводиться по типовой схеме, на которой выделены наиболее значительные этапы данной процедуры.[26]
Оценка конкурентоспособности на основе подобного подхода предполагает сравнение параметров анализируемого и конкурирующего товаров с уровнем, заданным потребностями покупателя, и сопоставление полученных результатов. [27]
1 этап. Должны быть установлены цели анализа и оценки конкурентоспособности, так как они определяют содержание и объем исходной информации на каждой стадии жизненного цикла продукции (разработка, производство, продажа, эксплуатация или потребление). Так, если требуется определить сегодняшнее положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по главным параметрам. Если же нужно оценить перспективы сбыта продукта на конкретном рынке, то для такого анализа необходимо использовать информацию, включающую сведения о товарах, которые ещё только выйдут на данный рынок, динамике спроса, предполагаемых изменениях в соответствующем законодательстве и др.