Файл: Организация и разработка бизнес-плана организации ЗАО СЭУ «Спецгазификация».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Основная цель разработки бизнес-плана – планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Ядро бизнес-плана – концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач, т.е. он призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы:

- определение направлений деятельности, перспективных рынков сбыта и места фирмы на этих рынках;

- оценка затрат;

- выявление соответствия кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;

- анализ материального и финансового положение фирмы;

- анализ рисков и способов их преодоления.

Бизнес-план обобщает анализ возможностей для начала и расширения бизнеса в конкретной ситуации и дает четкое представление о том, каким образом менеджмент данной компании намерен использовать этот потенциал.

Таким образом, в наибольшей степени бизнес-план используется при оценке рыночной ситуации, как вне фирмы, так и внутри нее при поддержке инвесторов. Он может помочь крупным предпринимателям расширить дело с помощью покупки акций другой фирмы или организации новой производственной структуры,

Цель данной работы заключается в изучении влияния бизнес-плана на повышение эффективности деятельности фирмы.

Поставленная цель достигалась путем решения следующих задач:

- рассмотреть понятие, функции и структуру бизнес-плана;

-изучить направления планирования деятельности;

-проанализировать механизм разработки и составления бизнес-плана на примере ЗАО СЭУ «Спецгазификация»

Объектом данной курсовой является предприятие ЗАО СЭУ «Спецгазификация».

Предметом является бизнес-план предприятия ЗАО СЭУ «Спецгазификация».

В ходе работы над курсовой работой использовались: экономические; расчетные; статистические методы исследования.

В детализации и уточнении некоторых аспектов темы курсовой работы оказали помощь публикации отечественных специалистов, среди них можно выделить таких известных людей, как: Попова В.И., Пивоварова К.В., Петрова А.Н.

Среди зарубежных специалистов можно выделить Хеддервика К., Эрика С. Зигеля.

Курсовая работа состоит из двух глав.

В первой главе рассмотрены понятие, назначение и функции бизнес-плана, теоретические аспекты составления основных разделов бизнес-плана, а также формы и методы его реализации.


Вторая глава посвящена расчетам основных показателей бизнес-плана и обоснованию экономической эффективности стратегического планирования деятельности предприятия.

Глава1.Теоретические аспекты бизнес-плана как инструмента менеджмента

1.1 Понятие, назначение, функции и структура   бизнес-плана

План осуществления предпринимательского проекта получил название бизнес-план. Пользуясь прежней терминологией можно говорить, что бизнес-план представляет собой соединение технико-экономического обоснования и программы проведения работ. Обычно такие планы составляются при создании или реструктуризации коммерческих организаций, обосновании крупных проектов, рассчитанных на перспективу. Но вполне правомочна разработка такого плана и для отдельной бизнес-операции.

Из самого понятия составляющей часть этого слова «план» следует, что бизнес-план призван заранее наметить желаемую и практически осуществимую систему, схему предпринимательских действий, обеспечивающих достижение поставленной цели в виде получения прибыли в данной и последующих сделках.[1] Итак, бизнес-план – это обоснование программы поведения бизнес-опреации, сделки, система рационально, планомерно организованных мероприятий, действий, рассчитанных на получение в итоге прогнозируемого результата.

Бизнес-планы могут разрабатываться применительно к отдельным крупным операциям или распространяются на всю хозяйственную, предпринимательскую деятельность компании.[2] В последнем случае составляется бизнес-план предприятия, фирмы на один-два года.

Следует также иметь в виду, что бизнес-план создается не только как описание плана действий, но и как визитная карточка фирмы, предъявляемая обычно в целях получения кредита, в других ответственных случаях.[3]

Наличие четко сформулированной цели позволяет характеризовать бизнес-план как целевой, программный. А формулирование плана в терминах направленных действий, с одной конкретной целью – получение прибыли, существенно приближает его к целевой программе.


Перечисленные признаки позволяют рассматривать бизнес-план как систему расчетов и обоснований, совокупность экономических показателей, описание мер и действий, направленных на успешное достижение цели: получение максимально возможной прибыли путем осуществления конкретной предпринимательской операции. Никто не заставляет предпринимателя составлять, согласовывать или утверждать план сделки или план действий фирмы.[4] Другое дело, что при наличии бизнес-плана он скорее найдет компаньонов и убедит их принять участие в сделке, получит кредиты, завоюет определенную репутацию на рынке.

Бизнес-план нужен предпринимателю не как формальный документ, а как свидетельство обоснованности, реализуемости, надежности сделки и осуществляющей ее фирмы.[5] И что немало важно, наличие бизнес-плана свидетельствует о солидности планируемой операции и ее организаторов и создает благоприятную обстановку для исполнения намеченного дела. Контрагенты, лица, с которыми предпринимателю придется взаимодействовать, будут интересоваться уровнем, степенью проработанности всего дела. Одновременно бизнес-план является собственностью предпринимателя, составляет определенную коммерческую тайну. На изучение бизнес-плана всегда должно быть получено согласие предпринимателя.[6] Но главное все-таки – не наличие документа. Важно, чтобы сделка была хорошо продуманна, организована, а возможные риски предусмотрены и рассчитаны. Благодаря такому плану удается оценить рациональные масштабы дела.

Следует понимать, что в бизнес-плане основное внимание сосредоточено на финансово-экономических аспектах достижения успеха, прибыльного результата, а научно-технические и социальные составляющие представлены менее детально либо вообще отсутствуют. Бизнес план определяет договоры, контрагентов, сделки, которые надо заключить для поведения всей бизнес - операции.

Бизнес-план является одним из составных документов, определяющих стратегию развития фирмы.[7] Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям. Бизнес-план охватывает одну из частей инвестиционной программы, срок реализации которой обычно ограничен 1 или несколькими годами (часто корреспондирующими со сроками средне- и долгосрочных кредитов), позволяющей дать достаточно четкую экономическую оценку намеченным мероприятиям.


Бизнес-план – краткое, точное и ясное описание целей предполагаемого бизнеса, а также условий их достижения.[8]

Бизнес-план является одним из первых обобщающих документов обоснования инвестиций и содержит укрупненные данные о планируемой номенклатуре и объемах выпуска продукции, характеристики рынков сбыта и сырьевой базы, потребность производства в земельных, энергетических и трудовых ресурсах, а также содержит ряд показателей, дающих представление о коммерческой, бюджетной и экономической эффективности рассматриваемого проекта и в первую очередь представляющих интерес для участников-инвесторов проекта.[9]

Бизнес-план предназначен для оценки целесообразности внедрения того или иного мероприятия. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций.[10]

Бизнес-план инвестиционного проекта разрабатывается для обоснования:

-текущего и перспективного планирования развития предприятия, выработки (выбора) новых видов деятельности;

-возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также возврата заемных средств;

-предложений по созданию совместных и иностранных предприятий;

-целесообразности оказания мер государственной поддержки.

Внешне бизнес-планы могут отличаться друг от друга, но состав их разделов остается практически неизменным, а именно[11]:

Титульный лист

Аннотация

Меморандум о конфиденциальности

Оглавление

Основные разделы:

    1. Резюме
    2. История бизнеса организации (описание отрасли)
    3. Характеристика объекта бизнеса организации
    4. Анализ рынка
    5. План маркетинга
    6. Производственный план
    7. Организационный план
    8. Финансовый план
    9. Оценка и страхование риска

Данная структура бизнес-плана носит лишь рекомендательный характер и не претендует на роль образцовой.[12] Перечень разделов и их содержание в каждом конкретном случае могут дополняться или уточняться в зависимости от условий, в которых функционирует фирма.

1.2 Направления планирования деятельности

Основными направлениями планирования деятельности являются:

-анализа рынка;

-план маркетинга;


-производственный план;

-организационный план;

-финансовый план и анализ рисков.

Анализ рынка сбыта – это важнейший этап подготовки бизнес-плана.

В данном разделе необходимо провести анализ рынка сбыта, дать оценку конъюнктуры рынка, составить прогноз спроса и динамики продаж на всем временном интервале исполнения предпринимательского проекта.[13]

Самые первые сведения, которые потребуются: кто будет покупать товары, где ниша на рынке? Кроме того, необходимо спрогнозировать рынок и найти ответ на вопрос: кто, почему и сколько будет готов купить данной продукции завтра, послезавтра и вообще в течение ближайших двух лет?

Первый этап – оценка потенциальной емкости рынка, т.е. общей стоимости товаров, которые покупатели определенного региона могут купить за месяц или за год.

Величина эта зависит от многих факторов – социальных, национальных, культурных, климатических, а главное – от экономических, в том числе от уровня доходов потенциальных покупателей, структуры их доходов, темпов инфляции, наличия ранее купленных товаров аналогичного или сходного назначения и т.д.[14]

Второй этап – оценка потенциальной суммы продаж, т.е. той доли рынка, которую в принципе можно надеяться захватить, и соответственно той максимальной суммы реализации, на которую можно рассчитывать. Но чтобы их получить реально, нужен третий шаг к оценке реальных объемов продаж. На этом этапе предстоит оценить, сколько реально можно продать (выручить за оказанные услуги) в конкретных условиях вашей деятельности, при возможных затратах на рекламу и том уровне цен, который вы намерены установит, а главное – как этот показатель может изменяться месяц за месяцем.[15]

При этом необходимо раскрыть информацию о возможных конкурентах: их товарах, качестве, примерных ценах и условиях продаж.Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:

-Кто является производителем аналогичных товаров?

-Много ли внимания и средств они уделяют рекламе?

-Их продукция: основные характеристики, уровень качества, дизайн, мнение покупателей.

-Какой уровень цен на их продукцию? Какова их политика цен?

Исследования рынка в ходе разработки бизнес-плана носят явно прогнозный характер.[16]

В том случае, когда исполнение бизнес-проекта, сделки занимает немного времени, исследование потребительского спроса позволяет достаточно достоверно определить сферу потребления продукта и сделать оценку объема продаж. В отдельных случаях при краткосрочных сделках заказ может определять конкретный объем продукта, это идеальная ситуация. При составлении данного раздела бизнес-плана для долговременных, как правило, крупных проектов, рассчитанных не на удовлетворение заявки конкретного заказчика, а на рыночную реализацию, процесс представляется более трудоемким.[17] В этой ситуации для получения информации о том, как будет изменяться спрос, продажа, потребление, придется производить дополнительные специальные расчеты, строить прогнозы и делать предложения, что потребует дополнительных трудозатрат для качественной проработки раздела.