Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты семейного воспитания
1.1 Понятие семейного воспитания
1.3 Методы и формы семейного воспитания
1.4 Взаимодействие семьи и школы
Глава 2. Практические методики диагностики семейного воспитания
2.1 Методика идентификации детей с родителями
Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.
- Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?
А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.
В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать.
- Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
В. Расстроюсь
Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.
- Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?
А. Безусловно.
Б. Стараюсь.
В. Надеюсь.
Г. Не знаю.
Таблица1
Обработка и интерпретация результатов
Номера вопросов |
||||||||||
Стиль поведения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
авторитетный |
Б |
В |
В |
Г |
В |
Г |
А |
Б |
Г |
Б |
авторитарный |
А |
А |
Г |
В |
Б |
Б |
Б |
А |
А |
А |
либеральный |
В |
Б |
Б |
Б |
А |
А |
Г |
В |
В |
В |
индифферентный |
Г |
Г |
А |
А |
Г |
В |
В |
Г |
Б |
Г |
Отметьте в таблице выбранные Вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания. Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.
- Авторитетный стиль (в терминологии других авторов — «демократический», «сотрудничество»). Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.
- Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование»). Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы.[7]
- Либеральный стиль (в терминологии других авторов — «попустительский», «снисходительный», «гипоопека»). Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям.
- Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Родители считают, что основные потребности детей в семье связаны с обеспечением покоя и защищенности (59%), организацией быта (22%) и материальным благополучием (49%), тогда как дети приоритетным считают теплое эмоциональное общение в семье (77%), гораздо ниже оценивая все остальные функции.
В современной неоднозначной социальной ситуации совокупность таких факторов, как занятость на работе, недостаток времени для общения (64%), низкий уровень психолого-педагогических знаний и воспитательская неуверенность (32%) делает процесс воспитания в современной семье более сложным. В исследовании изучался вопрос о связи факторов, препятствующих воспитанию, с возрастом ребенка.
Следующая группа трудностей связана с недостатком педагогического опыта и знаний психологических и возрастных особенностей детей (29% и 32% соответственно)
Третья группа проблем связана с материальным достатком (по 19% ответов).
К четвертой группе трудностей можно отнести несогласованность супругов в выборе методов воспитания (13 и 18% ответов) и влияние “улицы” (10% и 14%).
Кроме того, родители подростков выделяют влияние средств массовой информации (31%) в качестве существенного фактора, воздействующего на развитие ребенка и, соответственно, снижающего воспитательное влияние семьи.
Анализируя полученные данные, следует отметить:
- Родители подростков отмечают больше трудностей, влияющих на процесс воспитания в семье, чем родители младших школьников. С возрастом проблемы, возникшие в младшем школьном возрасте, не разрешаются, а углубляются.
- Родители детей разных возрастов отмечают схожие трудности, возникающие в процессе воспитания. В настоящее время имеется немало исследований, в которых анализируется различные аспекты влияния семьи на подростка. В ходе исследования выявлены следующие тенденции родителей в воспитании подростков:
Эмоциональная дистанцированность, которая в том числе проявляется в излишней строгости. (“Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить за строгое воспитание” – 65 % ответов, “Ребенка, который злится на весь мир, лучше оставить в покое” – 35 % ответов).
Повышенный контроль со стороны родителей (“Внимательный, заботливый родитель должен знать, о чем думает его ребенок” – 88 % ответов; “Хороший родитель должен оберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обид” – 53% ответов).
Противоречивость родительских установок. При повышенном контроле – готовность воспринимать подростка как равного (“Родители должны считать детей равноправными по отношению к себе во всех вопросах жизни” – 86% ответов). При эмоциональной дистанцированности родители отмечают готовность выслушивать откровения детей (96 % ответов).
Практически половина родителей (47 % ответивших) считают воспитание тяжелой и нервной работой, не получают от общения с подростком эмоциональной отдачи.
Можно сделать вывод о том, что выделенные тенденции в воспитании подростков не способствуют решению проблем, а скорее провоцируют конфликты между родителями и детьми. Это подтверждается и практикой консультирования специалистами психологического центра.
При исследовании особенностей родительских стратегий тважно обратить внимание на те целевые установки, которые ориентируют воспитательный процесс, то к чему стремятся родители при воспитании своего ребенка. Перед родителями ставился вопрос о том, какие качества они хотели бы воспитать в своем ребенке, прежде всего.
Сравнительный анализ представлений родителей и подростков о предпочитаемых качествах позволили отметить следующие моменты.
Если родители на первое место ставят воспитание доброты, то подростки на первое место ставят честность (74% ответов), доброта уходит на второе место (59 % ответов).
Можно сказать, что в целом представления подростков и их родителей, относительно воспитываемых качеств, согласованы. В целевой системе воспитания доминирующее положение занимает морально-этический компонент развития личности.
Также можно отметить, что выбор предпочитаемых качеств в воспитании ребенка не значительно зависит от возраста и примерно одинаков как в семьях младших школьников, так и в семьях подростков.
В этой связи можно предположить, что нормативный образ ребенка достаточно устойчив в представлении родителей принадлежащих, по сути, к разным поколениям, т.е. культурно устойчив, транслируется из поколения в поколение.
В ходе анализа полученных данных было прослежено влияние демографических и социально-стратификационных факторов на предпочтение родителей той или иной стилевой модели взаимодействия с ребенком. При этом были проанализированы связи между воспитательными установками и образованием, возрастом и материальным положением. (Приложение 1)
Одним из значительных аспектов родительско-детских отношений является возникновение конфликтных ситуаций. Взаимоотношение с ребенком в большинстве опрошенных семей не обходятся без конфликтов. Также как и в младшем школьном возрасте, основными причинами конфликтов в семье подростков являются длительный просмотр телевизора (54%) и выполнение домашних заданий (27 %). На втором месте – недисциплинированность (25 %) и грубость старшим (20%). Эти качества связаны с волевой сферой личности, конструктивный выход из конфликтов такого типа требует развития волевых качеств подростков, тогда как родители не считают развитие этих сторон личности приоритетными (только 12 % указали это качество в качестве желаемого в воспитании).
По данным корреляционного анализа, конфликты из-за употребления алкоголя, курения, вызывающего внешнего вида чаще возникают в семьях, где родители отстраняются от воспитания детей (влияние оказывает бабушка, дедушка и улица), родители редко общаются с подростками, не знают возрастных и психологических особенностей детей. Важно, что дети из таких семей считают, что конфликты чаще возникают из-за выбора друзей и успеваемости, а от семьи ждут материального обеспечения.
Для изучения ситуации общения с родителями нами определялась частота общения в семье, а также мотивация и инициатор разговора. Анализ частоты общения родителей с ребенком показал, что большинство родителей (59%) беседуют со своими детьми практически каждый день, 23% ответивших – один-два раза в неделю, 18 % родителей отмечают дефицит общения с подростком, так как общение происходит достаточно редко (несколько раз в месяц и реже). Важно отметить, что подростки указали, что общаются с родителями реже (чем по данным родителей). 26 % подростков отмечают дефицит общения в семье, когда разговоры с родителями бывают редко. Объяснить результаты можно следующим образом:
Подростки испытывают дефицит общения в семье больше, чем родители, так как имеют более высокую потребность в общении (общение – ведущий тип деятельности в подростковом возрасте), что отражается в рассогласовании полученных ответов.
Общение в семье может проходить “в одностороннем порядке”, когда родители по своей инициативе говорят о чем-то с ребенком (возможно, с воспитательной целью), но подросток такую ситуацию не воспринимает как доверительное общение.
Возможны “социально одобряемые” ответы родителей, когда ответы на вопрос анкеты формулировался родителем исходя не из реальной ситуации, а в соответствии с ожиданиями окружающих (как нужно ответить, а не как есть на самом деле).
Данные исследования свидетельствуют, что этот аспект является важным для респондентов: 68% выбирают здоровье и физическое развитие как наиболее актуальную проблему воспитания. Причем для родителей младших школьников эта проблема воспитания также выходит на первый план.
Родители отмечают и другие проблемы воспитания: интеллектуальное развитие (54%), успеваемость в школе (49%), воспитание трудолюбия (48%). Лишь небольшое число родителей (3% ответов) считают, что необходимо воспитывать у ребенка умение организовывать свой досуг, однако основными причинами возникновения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с детьми являются длительный просмотр телевизора, компьютерные игры, несоблюдение режимных моментов
По данным исследований распространенности ПАВ среди подростков, 18% регулярно употребляют алкоголь, 52% – от случая к случаю; 14% подростков курят регулярно, 30% подростков бывают в местах досуга, где принято употребление наркотических веществ, а 83% информированы о местах распространения наркотических веществ. Но только каждый 9-ый родитель подростка осознает важность проблемы употребления психоактивных веществ (14% ответов) в воспитании ребенка.
Для изучения особенностей представлений об идеальной семье использовался метод незаконченных предложений:
- Идеальная семья – это, когда:
- Идеальные родители – это те, которые:
- Идеальные дети – это те, которые:
Результаты исследования показали, что представления об идеальной семье у респондентов схожи внутри выборки. Основные категории, используемые для описания идеальной семьи, относятся к области межличностных отношений. И родители, и дети подчеркивают важность понимания между родственниками (“понимают друг друга”) и целостности семьи (“все вместе”). Существуют незначительные отличия при описании эмоционального фона. Так, родители отмечают, что в идеальной семье – мир, а подростки пишут, что это семья, где не ругаются.
Таким образом, по мнению респондентов, идеальная семья – это взаимопонимание между членами семьи, целостность, спокойствие, любовь, уважение и взаимопомощь. Важно, что материальные и социальные категории для описания идеальной семьи не использовались, т.е. респонденты не связывают удовлетворенность отношениями в семье с уровнем доходов и социальным статусом.