Файл: Семейное воспитание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Содержание воспитания

Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления — физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются экономическим, экологическим, политическим, половым образованием подрастающих поколений.[4] 

Физическое воспитание детей и молодежи выступает сегодня на первый план. Больше никто не сомневается — приоритет здоровья не может быть заменен никаким другим.

Интеллектуальное воспитание предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их приобретения и постоянного обновления. Развитие познавательных интересов, способностей, наклонностей и задатков ставится в центр родительской заботы.

Нравственное воспитание в семье является стержнем отношений, формирующих личность. Здесь на первый план выступает воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга

Эстетическое воспитание в семье призвано развить таланты и дарования детей или, как минимум, дать им представление о прекрасном, существующем в жизни.

Трудовое воспитание детей закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, один путь — поиск «легкой» жизни. В современной практике семейного воспитания довольно определенно выделяются три стиля (вида) отношений: авторитарноедемократическое и попустительское отношение родителей к своим детям.

  1. Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение — главные средства этого стиля.
  2. Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником его является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными.
  3. Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства.

Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания сделать их такими, какими являются сами.

Сущность воспитания в том, чтобы научить ребенка отличать хорошее от плохого. Обучение и воспитание, а также проблемы с этим связанные, направлены на одну цель, эти процессы взаимодополняют друг друга.

На деле трудно разделить воспитательное и обучающее воздействие на развитие человека (эмоции, характер, волю, мотивацию, интеллект, ценности и мировоззрение). «Самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание» — так говорил Платон в 400-х годах до н.э. Но, не смотря на всё это у этих двух процессов есть свои особенности, разделив их можно понять их сущность. Общая педагогика строит теории и методики воспитания, педагогика уточняет методы, принципы, сущность и содержание воспитания.

Если воспитатель намеренно стремится оказать воздействие на ученика и сделать его тем, кем он должен быть – это и будет сущностью воспитания. Это такой вид деятельности, который преобразует человека или группу людей.

Есть различные способы реализации воспитательного процесса, есть его разные уровни и множество целей. Можно привести пример, что человек сам может оказывать воспитательное влияние на самого себя, если сумеет управлять своим психологическим состоянием, активностью, деятельностью, поведением. Это будет являться самовоспитанием, и здесь человек сам выбирает себе цели и способы достижения сущности воспитания.

Цель, содержание, средства, методы, достигнутые материалы – это структура воспитательного процесса, которые взаимосвязаны между собой. Как можно увидеть, воспитание многофакторный процесс, и на него оказывает влияние окружающая среда, общество, ценности общества, семья, учебные заведения, различные общественные организации, СМИ, деятельность в профессии и жизни. Обычно выделяют две основные группы факторов: объективные и субъективные факторы. Объективными считаются генетическая наследственность, состояние здоровья человека и культурная и социальная принадлежность семьи воспитуемого, и окружение ученика.

Так же можно отнести такие факторы как обстоятельства биографии, традиции, социальный статус и профессиональную принадлежность, исторический этап развития страны.

А к субъективным факторам относятся: мировоззрение, внутренне потребности, психические особенности, ценности, интересы обоих субъектов воспитания. Система отношений с социумом и организация воспитательных воздействий. Все эти цели, задачи, специфика воспитания возникли в процессе исторического становления педагогики и общества. Теперь можно определить и сущность воспитания. Целью является ожидание изменений в человеке, которые должны, получится благодаря специально направленным действиям и акциям. Цели обычно формируются в процессе воспитания, с точки зрения гуманистического отношения к ученику.


1.3 Методы и формы семейного воспитания

Есть много определений семьи, если коротко, то это социальная структура, в которой связаны родители и дети. Эти отношения основаны на сильных аффективных связях. Каждое семейство является эксклюзивным, уникальным, подразумевает постоянный контакт всех его членов, не теряя при этом своей индивидуальности. То, что влияет на одного, прямо или косвенно затрагивает всю семью. Важность моральных ценностей, таких как истина, уважение, дисциплина, автономия помогает детям адекватно сталкиваться с окружающим миром. Семья существовала на протяжении всей истории человечества. Что касается функций, которые она имеет, независимо от характеристики, она выполняет базовые требования.

Семья органически объединена с обществом, в этом смысле она трансформирует общество, она революционно вносит существенные изменения. Любовь, как основа семейной ценности, создает отношения взаимовыручки. Вот почему семья является первостепенным местом, где каждый человек учится жить в обществе с отношением уважения, служения, братства и привязанности к другим.

Важно признать, что дети сегодня больше нуждаются в близости, чем прошлое поколение. Большинство родителей понимают, что дети, которые не испытывают недостатка в чем-либо, идут в хорошую школу, имеют одежду, но им не хватает эмоционального присутствия родителей. Близость внушает безопасность, поэтому отцовство, материнство - это личные отношения, которые нельзя передать. Если у родителей не хватает активного и стабильного эмоционального присутствия, дети будут чувствовать себя одинокими, окруженные всевозможными игрушками, будут замкнуты и недоверчивы к людям. Что не хватает тогда? Что нужно делать родителям для выполнения этих задач?

Школа жизни сегодня уже недостаточна. Настало время для родителей взять на себя ведущую роль в обучении и контроле над детьми. Эта задача может быть решена только волей каждого из родителей. А при поддержке школы, решить многие из задач, которые родители не могут или не хотят принимать. Что могут сделать родители, чтобы улучшить семейную жизнь?

Методы воспитания детей в семье — это пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Они не отличаются от рассмотренных выше общих методов воспитания, но имеют свою специфику:


  • влияние на ребенка индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособлено к личности,
  • выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и т. д.

Выбор и применение методов родительского воспитания опираются на ряд общих условий.

  1. Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения с одноклассниками и педагогами, взрослыми, маленькими, что более всего ценят в людях и т. д.
  2. Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы, сравнительно чаще использует приучение.
  3. Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, это помогает родителям лучше понять их. Нет совместной деятельности, нет и повода, и возможности для общения.[5]
  4. Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания.

 

1.4 Взаимодействие семьи и школы

В нынешнее время актуальной проблемой cчитается взаимодействие семьи и учебной организации в воспитательном процессе конкретной организации. Потому что семья и общеобразовательная организация — 2 основных и равноправных субъекта социализации личности в период юношества и детства. Затрагивая тему об взаимоотношениях между школой и семьей, прежде всего, принципиально необходимо подметить, что эти два субъекта должны основываться на принципах связи и взаимодополнения в воспитательной деятельности. Никак не разграничение функций, не снижение ответственности семьи, а углубление воспитательного процесса за счет включения в него педагогического коллектива — единственно и исключительно верный путь повышения качества обучения и воспитания.

Связать устремления школы и семьи, наверное, значит аннулировать противоречия, создать однородную воспитательную и развивающую сферу общества. Взаимодействие семьи и школы базируется на единой цели: образовать сотруднические взаимоотношения между всеми соучастниками педагогического процесса.


Трудности взаимоотношений семьи и учебной организации рассматривали в своей преподавательской работе известные педагоги, такие как Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и т.д. К.Д. Ушинский одним из первых кто именно представил в педагогику представление коллектива педагогов, как ресурса высоконравственного воспитания ребенка. Н.И. Пирогов выставил мысль правильной целостности операций основных функционеров обучения. Домашнее, школьное и социальное обучение ребенка исполняется в темном единстве. Педагоги и родители производят обучение одних и тех же детей, имеют единые цели и задачи обучения. Такая совместная деятельность педагогов и родителей дает возможность лучше и конкретнее изучить ребенка, посмотреть на него с различных позиций и сторон, в различных обстоятельствах ситуациях, а означает помочь друг другу в понимании его индивидуальных необыкновенностей, в преодолении отрицательных действий, формировании значимых жизненных ориентаций и жизненно-детского ориентира.

Но, зачастую воздействия, оказываемые образовательной организацией и семьей на малыша, однако разнонаправлены. Наверное, это приводит к общественной дезадаптации ребенка, обострению взаимоотношений между школой и семьей, к обоюдному недопониманию между школой, родителями и ребенком, понижению отдачи воспитательных действий на ребенка как школы, так и семьи.

Наше педагогическое исследование велось в МБОУ Наголенской средней общеобразовательной организации Ровеньского района. Преподавательский коллектив деятельно ведет работу по организации событий, нацеленных на улучшение взаимосвязи меж семьей и школой.

Понятно, будто «проблематичные», «тяжелые», «своенравные» и «невозможные дети», так ведь как и дети «с комплексами», «забитые» или «несчастливые» - постоянно итог ошибочно сформировавшихся взаимоотношений в семье. Глобальная практика эмоциональной поддержки ребятам и их родителям продемонстрировала, что даже очень трудные проблемы обучения полностью преодолимы, если получается вернуть удобную и благоприятную манеру общения в семье.

Исходя из этого классный руководитель Клименко Л.И. Наголенской СОШ становит последующие цели работы с родителями:

1. Изменение, а именно улучшение взаимосвязи между семьей и школой (вовлечение родителей в школу для соотнесения ценностей обучения ребят, поиска общих решений в преодолении вероятных проблем).

2. Создание ситуации удачливости для ребенка в школе при конкретном интересе родителя.