Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты семейного воспитания
1.1 Понятие семейного воспитания
1.3 Методы и формы семейного воспитания
1.4 Взаимодействие семьи и школы
Глава 2. Практические методики диагностики семейного воспитания
2.1 Методика идентификации детей с родителями
3. Профилактика преступлений среди детей и подростков.
В рамках данной направленности в классах ведутся:
тематические функциональные родительские собрания (с советами специалиста по психологии и социального педагога, известиями о психологических особенностях возраста и др.);
опрашивание родителей на объект проверки представления родителей о качестве работы школьной организации, уровне воспитания и удовлетворенности программами; а еще для проверки их пожеланий администрации, педагогическому коллективу и организации учебного процесса в целом;
проведение спортивной игры «Папа, мама и я - спортивная семья», целями которой стали не только укрепление взаимосвязей между семьей и школой, однако и функциональная пропаганда здорового стиля жизни;
проведение родительских конференций.
Главным шагом и задатком предстоящего общения с семьёй ребёнка Клименко Л.И считает введение тёплых взаимоотношений, собственного контакта с родителями. На родительских собраниях традиционно 80-90% -ая посещаемость.
В сентябре на каждого ребёнка заводится отдельная тетрадь, в каком месте закрепляются все интересы детей (как позитивные, так и не совсем), а также факты из школьной жизни воспитанника. Все записи ведутся в свободной, юмористической форме, будто дозволяет неформально подойти к дилемме и вызывает у родителей активный резонанс. В данный дневник педагогических наблюдений при желании разрешено привнести записи остальных педагогов и психолога, что делает картину жизни ребёнка наиболее совершенной и беспристрастной. За месяц-два в данной тетради скапливается установленный размер информации и к родительскому собранию преподаватели владеют практическим материалом, с которым разрешено действовать далее.
Они за всем пристально смотрят, чтоб записи носили в большей степени позитивный нрав, а негативных замечаний в школе и так достаточно. О них педагоги пытаются затрагивать, по-возможности, с юмором и в очень корректной форме.
Пред началом родительского собрания и остальных событий, которые происходят в школе, разрешено рекомендовать родителям анкеты.
В МБОУ – в апреле 2018 года велось анкетирование родителей для исследования нрава взаимоотношений между педагогами и родителями.
Анализ анкет дозволяет сделать последующие выводы:
Большая часть родителей считают взаимооотношения с учителями доброжелательными, верят им, что позволяет учителям больше доверяться самим родителям.
Родители в основном правильно понимают расположение ответственности: школа учит, семья развивает, и только в совокупности они образуют сам процесс воспитания и обучения.
Родителям интересны вопросы хранения здоровья, обучения, воспитания и удачной реализации детей в будущем; родители так же готовы к взаимодействию по самым разным нюансам образовательного процесса.
Нужно активно использовать разные формы взаимодействия с семьей, прислушиваться к мнению родителей, выделять больше времени общению в удобное для них время.
Огромной популярностью в Наголенской школе используют деловые забавы. Родители принимают роли в них с огромным наслаждением и удовольствием.
Работа с родителями - огромное художество, как и вообще обращение с людьми. Когда удаётся наладить контакт с семьёй, тогда родители сами идут к учителю, не опасаются быть непонятыми, обиженными и униженными. На этом фундаменте еще легче и проще основывать, строить отношения с детьми.
Плюсы предоставленной формы работы явны, но считаю, что необходимым упомянуть и о минусах. Дневники наблюдений требуют от Любовь Ивановны вдумчивости, ответственности и большой затраты во времени, но они же являются опорой в работе, подтверждением компетентности, актом, свидетельствующим о качестве работы. По моему мнению, все душевные и физические затраты на ведение подобных дневников окупаются установлением тёплых отношений с семьёй ребёнка, благодарностью родителей и в итоге повышают престиж, авторитет и конкурентоспособность педагога.
Вовлечение родителей в общую с детьми активность – эта форма обширно практикуется в нашей школе. Участие во всех видах внеурочной деятельности, организуемой потрясающим управляющим классным руководителем – походы, экскурсии, вечера, турниры, состязания, ремонт и благоустройство школы. Участие в работе Совета школы, школьных и классных родительских комитетов. Участие родителей в подготовке праздника Последнего звонка, состязаний типа «КВН», «Что? Где? Когда?», «Папа, мама и я – спортивная семья».
Таким образом, в томных современных критериях семье потребуется постоянная, грамотная и квалифицированная помощь или взаимодействие со стороны школы. Лишь в процессе взаимодействия педагогов и родителей разрешено удачно избежать проблему развития личности ребенка.
Процесс взаимодействия семьи и школы обязан быть ориентирован на функциональное вложение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую активность, сотрудничество с детьми и преподавателями.
Как отмечалось, одной из немаловажных сторон общей деятельности семьи и школы является единственный подход к реализации целевых установок и повышения содержательности образовательно-воспитательной работы с обучащимися. Семья обязана помогать школе, готовить образованных, интеллегентных и инициативных граждан нашей страны. Весьма принципиально, чтобы родители достаточно хорошо осознавали целевые установки обучения, в основе которого лежит необходимость формирования личности, и обращали внимание не только на учебную работу детей, но и проявляли повседневную заботу об их трудовой и технической подготовке, физическом, нравственном и эстетическом воспитании. Некоторые родители основные усилия сосредоточивают лишь на повышении успеваемости детей и не придают должного значения другим сторонам их развития.
Воспитание предполагает развитие и формирование творческих склонностей и способностей учащихся. Поддерживая связи с семьей, учителя имеют возможность глубже изучать интересы и увлечения детей и способствовать их развитию. В то же время школа нуждается в том, чтобы родители поощряли творческие занятия детей, с пониманием относились к их участию в работе кружков по интересам, техническому моделированию, помогали им в создании домашних рабочих уголков и т.д.
К главным условия эффективности воспитательного процесса следует отнести последующие моменты: отношение к ребенку, процесс развития малыша, поведение родителей с ребенком, императивы семейного воспитания.
Взаимодействие этих данных двух институтов социализации в воспитательном процессе - главная задача развития ребенка на сегодня.
Для учителя современной школы значение оригинально мыслить, искать нестандартные подходы к «вечным» проблемам гораздо важнее объёма знаний. И в современных условиях конкуренцию на рынке образовательных услуг выдерживает та школа, основу коллектива которой составляют квалифицированные, творчески работающие педагоги.
Глава 2. Практические методики диагностики семейного воспитания
2.1 Методика идентификации детей с родителями
Анализируя процесс воспитания в семье, врач или психолог, должны ответить на три вопроса. Во-первых, как, т.е. какими способами родители воспитывают ребенка (тип воспитания).[6]
Посредством данной методики диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, и особенности эмоциональных отношений с родителями.
Ребенку задают следующий набор вопросов.
- Если бы ты участвовал в игре “Семья”, то кого бы стал изображать, кем бы в ней стал – мамой, папой или собой? (Для устранения суггестивного влияния последние слова в вопросе меняются местами, например: “папой, мамой или собой”, “собой, мамой или папой” и т.д. Испытуемые должны сделать выбор между изображением себя и одного из родителей).
- С кем ты живешь дома? (Кто у тебя есть дома? – для дошкольников).
- Кто в семье, по-твоему, главный из родителей или в семье нет главного?
- Когда ты вырастешь, то станешь делать то же, что делает твой папа (мама – у девочек) на работе или другое?
- Когда ты станешь взрослым и у тебя будет мальчик (девочка – соответственно полу испытуемого), ты будешь так же его воспитывать (играть, заниматься с ним – для дошкольников), как тебя сейчас воспитывает папа (мама – у девочек), или не так, по-другому?
- Если бы дома долго никого не было, то кого из родителей ты хотел бы видеть в первую очередь? (Как тебе хотелось, чтобы кто первым зашел в комнату? – для дошкольников).
- Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь из ребят – у дошкольников), ты бы рассказал об этом папе (маме – у девочек) или не рассказал?
- Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь из ребят – у дошкольников), ты бы рассказал об этом маме (папе – у девочек) или не рассказал?
- Ты боишься, что тебя накажет папа (мама – у девочек) или не боишься?
- Ты боишься, что тебя накажет мама (папа – у девочек) или не боишься?
Обработка и интерпретация результатов
Посредством первых 5 вопросов диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.
При обработке и анализе результатов опроса важно учитывать следующее:
- возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек – 3-8 лет;
- успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки – у мальчиков и бабушки – у девочек);
- идентификация с родителем того же пола в семье сопряжена с эмоционально теплыми отношениями с родителем другого пола;
- уменьшение интенсивности идентификации с родителем того же пола обусловлено формированием “Я-концепции, т.е. развитием самосознания, показателем которого служит выбор себя. Выбор себя преобладает у мальчиков с 10 лет, у девочек с 9 лет, отражая возрастающую личностную автономию – эмансипацию – от родительского авторитета;
- идентификация с родителем того же пола у девочек отличается от подобной идентификации у мальчиков следующими особенностями:
1) большим возрастным периодом идентификации девочек;
2) большей интенсивностью процесса идентификации, т.е. девочки чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца;
3) большей значимостью для идентификации девочек эмоционально теплых и доверительных отношений с матерью, чем этих отношений с отцом у мальчиков;
4) большей зависимостью идентификации девочек от характера отношений между родителями, когда конфликт матери с отцом отрицательно сказывается на идентификации девочек с матерью;
5) меньшим влиянием сестры на идентификацию девочек с матерью, чем брата на идентификацию мальчиков с отцом.
2.2 Методика «Стратегии семейного воспитания»
С помощью этого теста можно оценить свою стратегию семейного воспитания (стиль): авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный.
Инструкция: С помощью этого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для Вас предпочтительный.
- Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием?
А. Преимущественно воспитанием.
Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
В. Главным образом врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
- Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
Б. Абсолютно с этим согласен.
В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.
- Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?
А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)
Б. Цель воспитания – научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)
В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)
Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер)
- Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное – позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.
- Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?
А. Если попросит, можно и дать.
Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.
- Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?
А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.
- Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?
А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.