Файл: Условия эффективного взаимодействия школы и семьи в воспитании личности младшего школьника.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теория и практика организации семейного воспитания
1.1 История организации семейного воспитания в России
1.2 Особенности развития современной семьи
1.3 Педагогические основы взаимодействия школы и семьи
Глава 2. Организация взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания
2.1 Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника
2.2 Психолого-педагогическое изучение семьи
2.3 Родительская неделя как форма сотрудничества семьи и школы
- осуществить безболезненную адаптацию первоклассников к условиям школьной жизни;
- укрепить физическое здоровье детей, сформировать потребность в здоровом образе жизни;
- сплотить детский коллектив общим интересным делом;
- помочь самореализоваться личности каждого ребенка независимо от успешности обучения;
- пропагандировать психологические и педагогические знания среди родителей;
- повысить родительскую активность в решении школьных проблем;
- познакомить родителей с системой требований к знаниям, умениям, навыкам в начальной школе;
- разнообразить методы семейного воспитания;
- спланировать сотрудничество родителей и педагога по повышению уровня нравственности воспитания четвероклассников;
- помочь в осуществлении преемственности между начальной и средней школой;
- совершенствовать речевое развитие младших школьников.
Опираясь на поставленные цели, педагог – воспитатель намечает конкретные задачи, пути их реализации, формы работы и прогнозируемый результат. В ходе родительской недели ее участники должны увидеть конкретный результат совместной деятельности и в зависимости от степени удовлетворенности этим результатом наметить дальнейшие задачи, которые должны решаться совместно школой и семьей.
Например, прогнозируя результаты проведения родительской недели в 2013 г., педагоги предлагали:
- обратить внимание родителей первоклассников П. и Б. на трудности в адаптации их детей, побудить обратиться за помощью к психологу;
- по итогам профилактического осмотра заострить внимание родителей Н., С. 3 «А» класса на высокую текущую заболеваемость ОРЗ, связанную с нарушением режима сна и отдыха;
- побудить родителям Д., и Л. Помочь своим детям найти свое интересное дело и самоопределиться;
- показать детям и родителям 2 «Б» класса, что «неуспешные» в обучении В., С., М. и Н. очень успешно декламируют на празднике свои роли, активно занимаются в кружке, поднять авторитет родителей этих детей;
- в ходе проведения уроков, спортивных соревнований, экскурсий показать родителям М., Л., Б. и Ш., что их дети нуждаются в коррекции внимания памяти;
- побудить родителей второклассников А., И. и К. разнообразность методы поощрения и не злоупотреблять наказанием, так как это вызывает замкнутость детей и их неуверенность в себе;
С учетом пожеланий родителей и в зависимости от воспитательных целей и задач в план проведения одной из родительских недель были включены:
- серии открытых уроков по предметам, выбранным родителями или предложенными учителями;
- занятия педагогического лектория по острым проблемам семейного воспитания в отдельно взятом детском коллективе;
- родительское собрание по вопросам нравственного, этического, патриотического и физического воспитания;
- праздники, викторины, соревнования, походы, экскурсии, заседания клубов с участием родителей;
- консультации психолога, психоневролога;
- встреча с администрацией школы и специалистами по делам молодежи;
- опросы и анкетирование родителей и детей из неполных семей. Планируя данное мероприятие, каждый педагог старается максимально привлечь родителей. По последним данным, в подготовке и проведении таких встреч участвуют от 80% до 98% родителей. Не считая бабушек и дедушек, просто знакомых. Они помогают в оформлении классных комнат, организуют семейные праздники, поездки в театр, проводят спортивные соревнования, дни здоровья, дни именинников, посещают трудных детей и неблагополучные семьи. Высокий интерес родителей к проблемам школы стимулирует положительную мотивацию детей к учению, их активность в школьных делах. Здоровый дух соперничества побуждает учеников к участию в конкурсах, выставках. Результаты родительских недель отслеживаются в ходе проведения диагностики, анализируются педагогами и администрацией школы.
Приведем выдержки из сочинений первоклассников на тему « Чем тебе запомнилась родительская неделя?»: « Мне очень хотелось, чтобы мама узнала, как я хорошо умею читать», « Мне очень понравился урок математики. Задача была трудная, но вместе с мамой мы ее решили», «Мой папа всех сильней. В соревновании он победил. Я тоже буду таким» [5, с. 50-52].
Перечислим некоторые другие виды совместной деятельности учащихся, родителей и педагогов, используемые в школе, и укажем их цели.
1. Творческие отчеты по предметам, итогам работы в кружке, раскрывающие достижения учащихся, показывающие особенности стиля педагога; открытые уроки, познавательные конкурсы между родителями и детьми; праздник знаний и творчества.
Цель: развитие познавательных интересов и творческой активности учащихся.
2. Организация родителями экскурсий на их место работы; проведение встреч с интересными людьми и бесед с родителями на тему «Кем работают мои родители?»
Цель: воспитание трудолюбия, подготовка к сознательному выбору профессии.
3. Беседы, направленные на знакомство учеников с различными этическими понятиями; классные часы на нравственные темы, проводимые родителями; участие в акции в рамках дня пожилого человека; экскурсии в музеи, культурные центры; постановка спектаклей.
Цель: формирование нравственности, культуры поведения.
4. Просвещения детей и родителей по проблемам здоровья; пропаганда здорового образа жизни на учебных и внеклассных мероприятиях; устройство детей в секции, спортивные кружки; проведении дней здоровья, спортивных соревнованиях.
Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни, систематически диагностика состояния здоровья учеников.
После завершения родительской недели обязательно подводятся итоги её проведения с приглашением родительской инициативной группы. На таких встречах происходит осмысление достигнутых результатов, выполнение целей и задач прошедшей недели. Родители обмениваются мнениями: что удалось, а на что следует обратить внимание, высказывают свои пожелания по поводу совершенствования проведения подобных мероприятий в будущем [12,с.21-22].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бессмертный певец семейной жизни и семейного воспитания, великий педагог Генрих Песталоцци утверждал, что «семейные радости человека - самые прекрасные в мире, а радость родителей, возбуждаемые детьми, есть самая святая радость человечества» [11, с. 390].
В сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Семья - это социальный институт, который является одним из важнейших факторов воспитания во всех его направлениях. В свою очередь, семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Для эффективного семейного воспитания необходимо формировать у самих родителей педагогически целесообразную направленность на постоянное и взаимополезное общение с собственным ребенком.
Основой взаимодействия школы и семьи является общая цель: обеспечить формирование сотруднических отношений между всеми участниками педагогического процесса, создающими благоприятные условия для социального становления, воспитания и обучения детей. Прежде чем организовывать совместную деятельность с родителями, необходимо изучить семью, что позволит педагогу ближе познакомиться с ребенком, понять стиль жизни семьи, его уклад, взаимоотношения между домочадцами, их духовные ценности.
Родительская неделя является эффективной формой сотрудничества школы и семьи, так как результатом систематического проведения родительской недели в школе является рост взаимопонимания между школой и родителями, отсутствие затяжных конфликтов между учащимися, отсутствие жалоб родителей на классных руководителей, более тесное взаимодействие классных руководителей не только с активом родительской общественности, но и со всеми родителями; уменьшение количества пропусков учащимися уроков без уважительной причины, сплоченность коллектива, уменьшение случаев правонарушений среди подростков, проявление скрытых талантов, укрепление семейных связей, формирование благоприятного климата в классных коллективах. Необходимость и важность проведения такой работы с родителями в школе проверена временем. Проведение таких недель должно стать традиционным и ежегодным в школе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акутина С.П. Воспитание: семья и школа. // Классный руководитель. - 2016. – №7. – С. 26-43.
2. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2014. – 244 с.
3. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В. и др.; Под ред. В.А. Сластенина. Методика воспитательной работы. – М.: ИЦ «Академия», 2014. – 144 с.
4. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В., Жокина Н.А., Известнова Е.В. Советы педагогу-воспитателю: Учебно-методическое пособие. – Рязань, 2003. – 168 с.
5. Болдорева А.А. Семья и формирование личности. – М.: ИЦ «Просвещение», 2012. – 206 с.
6. Григорьева М.Н. Родительская неделя - эффективная форма сотрудничества семьи и школы // Начальная школа. – 2015. – № 11. – С. 49-52.
7. Гребенников И.В. Основы семейного воспитания. – М.: Просвещение, 2001. – 158 с.
8. Жук А.И., Казамирская И.И., Жук О.Л., Коновальчик Е.А. Основы педагогики. – Мн.: Аверсэв, 2013. – 349 с.
9. Жукова З.П. Совместная деятельность классного руководителя и семьи // Начальная школа. – 2012. – №8. – С. 21-23.
10. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: «Академия», 20015. – 232 с.
11. Кроль В.М. Психология и педагогика. – М.: Высш. Шк., 2013. – 325 с.
12. Кукушин В.С. Педагогические технологии. – М.: ИКЦ «МарТ», 2016. – 336 с.
13. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. – М.: Педагогическое общество России, 2012. – 480 с.
14. Мудрик Л.В. Социальная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 184.
15. Першина Л.А. Возрастная психология. – М.: ИЦ «Академический проект», 2015. – 79 с.
16. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Владос, 2014. – 256 с.
17. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 640 с.
18. Радугин А.А. Психология и педагогика. – М.: ИЦ «Центр», 2012. – 241 с.
19. РожковМ.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 256 с.
20. Столяренко Л.Д. Педагогика. – Ростов-н/Д.: «Феникс», 2006. – 446 с.
21. Степанов Е.Н. Родительское собрание: методика подготовки и проведения. // Классный руководитель. – 2016. – №7. – С. 6-13.
22. Сухомлинский В.А Как воспитать настоящего человека. – Минск, 1978.
23. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников. – М.: Просвещение, 2001.
24. Сметанина О.А. Научно-теоретические основания проблемы семейного воспитания // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2013. – № 11. – С. 114-122.
25. Шуман С.Г. Родительские тревоги. – М., 1989. – 176 с.
26. Шнейдер Д.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2016. –768 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5