Файл: Условия эффективного взаимодействия школы и семьи в воспитании личности младшего школьника.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Неоценимую помощь оказывают учреждения дополнительного образования в семейном воспитании, организуя совместные с родителями посещения детьми музеев, картинных галерей, концертных залов, театров. После таких совместных поездок и походов проводится обсуждение виданного и слышанного. В обмен мнениями включаются впечатления, полученные в пути. Значительно видоизменили свою работу музыкальные школы и школы изобразительного искусства. Они нередко территориально объединились с общеобразовательными школами и составили как бы единый комплекс художественно-эстетического образования. На базе такого комплекса для детей и родителей проводятся концерты, выставки, музыкально-художественные вечера, читаются лекции о жизни и творчестве художников, композиторов, музыкантов-исполнителей.

Очень большая роль в семейном воспитании школьников принадлежит детским и юношеским библиотекам. Общая тенденция к снижению читательского интереса может быть преодолена совместными усилиями библиотечных работников и родителей. Важно, чтобы родители не упустили время, когда следует ребенка познакомить с библиотекой, ее сотрудниками и содержанием книг. Вместе с библиотечными работниками рекомендуется определить круг развивающего и интересного чтения, доступного по возрасту, соответствующего запросам ребенка. Многие библиотеки практикуют обсуждение прочитанных книг, проводят читательские конференции, встречи с писателями. Наиболее интересно проходят музыкально-литературные вечера. Хорошо, если дети и их родители станут постоянными их посетителями и участниками.

В помощь семейному воспитанию многое предпринимают отделы социальной зашиты при местной администрации: бесплатные или с льготной оплатой путевки в дома отдыха, санатории, летние лагери, единовременная материальная помощь.

Большая надежда возлагается на попечительские советы, которые занимаются одновременно образовательными учреждениями и семьей, оказывая и другим содержательную и материальную помощь. Однако создание этих советов находится более в области теоретической, в области разработки, чем в практической деятельности образовательных учреждений.

Таким образом, сложившаяся в прежние годы система взаимосвязан-ных учреждений и общественных организаций претерпевает значительные изменения. Приходящую ей на смену систему нельзя считать уже сформировавшейся. В этом сложность семейного воспитания в наши дни, и школа остается наиглавнейшим помощником и советчиком родителей [23, с. 501- 503].


2.2 Психолого-педагогическое изучение семьи

Изучение семьи позволяет педагогу ближе познакомиться с ребенком, понять стиль жизни семьи, его уклад, взаимоотношения между домочадцами, их духовные ценности. При этом педагог использует комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседы, анкетирование, интервью, сочинения, метод обобщения независимых характеристик, ведение дневника наблюдения за ребенком [17, с. 134].

Жокина Н.А. отмечает, что педагогическая диагностика семьи лежит в основе условной сгруппированности семей по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса. В связи с этим семьи делят на 5 типов.

1. Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.

2. Семьи, характеризующиеся нормальными взаимоотношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых забот» родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что требует внимания педагога.

3. Конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Воспитание пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

4. Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Некоторые дети хорошо усваивают психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

5. Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей [21, с. 85-86].

Целесообразно знать указанные типы семей и учитывать их особенности в работе с родителями. Наиболее распространенным методом следует назвать наблюдение.


Учитель наблюдает за родителями во время посещения семьи, на классном собрании, в коллективных делах. Наблюдение за детьми может дать учителю дополнительный материал для характеристики семьи. Например, учитель заметил, что учащийся сторонится детских коллективных дел, не ходит с ребятами в кино, театр, отказывается от общественных поручений. Это должно насторожить учителя и заставить его немедленно и очень тщательно ознакомиться с семьей ученика. Можно использовать метод исключенного наблюдения, когда факты, добытые учителем, дополняются сведениями, полученными активом родителей или учителей других классов.

Но одно наблюдение не всегда обеспечивает изучение того или иного вопроса с достаточной глубиной. Нередко наблюдение сопровождается выяснением некоторых вопросов, т.е. применяется метод беседы. Этот метод поможет учителю уточнить отдельные положения, выяснить обстоятельства, разъясняющие или обосновывающие поведение или поступок ребенка.

Коллективная беседа на классном собрании при решении педагогических задач помогает учителю выяснить мнение родителей по отдельным вопросам воспитания (система наказаний и поощрений ребенка и др.).

Интервью применяется учителем тогда, когда нужно провести изучение мнения нескольких родителей по одному или нескольким вопросам одновременно. Например, при подготовке конференции родителей по режиму дня учителю надо знать, сколько и среднем потребуется времени для приучения младших школьников к самостоятельному контролю за распределением времени на основные виды деятельности. С этой целью учитель берет интервью у родителей из различных семей, приучающих своих детей к четкому выполнению режима дня.

Анкетирование как метод исследования позволяет учителю одновременно получить массовую информацию. Например, нужно знать, какие трудовые поручения дети имеют, какой их характер (разовые, постоянные) и др. Анализируя анкеты, обобщая их, учитель может сделать вывод о том, как решается вопрос воспитания детей в семьях, сравнить полученные данные с данными предыдущих лет, увидеть тенденцию развития.

Анкетирование позволяет родителям узнать степень знания своего ребенка, например: анкета «Знаете ли вы своего ребенка?». Использование анкет позволяет решить важные педагогические задачи:

1. Узнав с помощью анкеты пробелы в своем знании ребенка, родители обратятся за помощью к классному руководителю, что будет способствовать укреплению контактов со школой, с педагогами.


2. С другой стороны, и классный руководитель, к которому обратится за помощью родитель, узнает из заполненной анкеты многое из того, что в школьных условиях он мог и не увидеть.

3. Проведя повторное анкетирование спустя хотя бы один год, родители могут наглядно увидеть, как развивается их ребенок, что прибавилось в его характеристике и что еще нужно сделать для всестороннего развития личности ребенка.

Но анкетирование может не дать обстоятельных результатов. Не всегда в анкете родители дают истинный ответ. Иногда эти ответы требуют уточнения. Тогда учитель одновременно дает анкету для заполнения родителям, их детям (или проводит устный опрос) и сам отвечает на поставленные вопросы, используя свои наблюдения за поведением ребенка. Так, например, учителю интересно будет узнать, как семья занимается вопросами нравственного воспитания детей. Одновременно дается анкета для заполнения родителям (можно это сделать на классном собрании), затем детям (можно и устно опросить родителей и детей по этим вопросам).

Анкета родителям

1. Какие положительные качества хотите воспитать у вашего ребенка?

2. За что хвалите, за что наказываете?

3. Как поощряете? Как наказываете?

4. Какие качества характера ребенка вам не нравятся?

5. Чем увлекается ваш ребенок, его любимое занятие?

Анкета детям

1. Какие качества твоего характера родителям нравятся?

2. За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?

3. Как тебя поощряют, за что? Как тебя наказывают и за что?

4. Какие качества твоего характера родителям не нравятся?

5. Что ты любишь делать, твое любимое занятие?

Получив ответы на эти вопросы от родителей и их детей, имея свою характе-ристику каждого ребенка, учитель может сделать определенные выводы о воспитании детей в семье. Нередко приходится встречаться с таким положением, когда родители не знают своих детей, переоценивают их способности, что приводит к ошибкам в воспитании.

Сочинения как метод изучения учитель применяет в тех случаях, когда желает получить подробные, неоднозначные ответы на отдельные вопросы. Например, на одном из классных собраний можно поговорить с родителями о том, как надо намечать перспективу в воспитании ребенка, подумать о его завтрашнем дне. Для этого можно попросить родителей написать небольшое сочинение на тему: «Каким бы я хотела (хотел) видеть своего сына (дочь) к окончанию школы?» или «Хороший сын (дочь), по-моему, это…». Сочинения можно поручать и детям: «Как я провел лето», «Как мы отдыхаем в выходные дни», «Наша любимая книга в семье» и др. Метод обобщения независимых характеристик используется учителем тогда, когда необходимо получить наиболее полные знания о семье, уровне ее духовного развития. Для этого учитель беседует с родителями, с соседями по квартире, с представителями общественных организаций. Но этим методом надо пользоваться очень осторожно, тактично.


Таким образом, психолого-педагогическое изучение семьи позволяет ближе познакомиться с ребенком, понять стиль жизни семьи, его уклад, взаимоотношения между членами его семьи.

2.3 Родительская неделя как форма сотрудничества семьи и школы

Роль школы в современных условиях - стать центром духовного развития личности каждого учащегося, координатором усилий родителей и педагогов в деле воспитания социально адаптированного к условиям современной действительности ребенка. Эффективность такой работы во многом зависит от взаимодействия педагога и родителей: от их взаимопонимания в постановке целей и задач воспитания, установления приоритетов личностного и деятельностного компонентов в развитии детей, умелой организации сотрудничества детей взрослых, создания благоприятных условий для развития детской самодеятельности.

Задача учителя – убедить каждого родителя в ценности личности конкретного ребенка, помочь в определении личностной направленности воспитания каждого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей, сформировать мотив и потребность родительского участия в воспитании гражданина с высокими моральными, интеллектуальными и физическими свойствами. Одной из форм сотрудничества школы и семьи является родительская неделя. В эти дни в школу приходят родители, заинтересованные в качественном воспитании и обучении детей. Мамы и папы присутствуют на уроках, участвуют в спортивных соревнованиях, дают мастер-класс или рассказывают об интересных страницах своего детства, вызывая тем самым у детей чувство гордости. Влияние на детей достойного личного примера родителей, их авторитет, основанный на активной жизненной позиции, создают в семье высокий идейно-нравственный климат, благодаря которому процесс воспитания даёт хорошие результаты.

Родительская неделя - это очень емкая и эффективная форма работы, позволяющая проследить не только рост родительской активности и заинтересованности решением школьных проблем, но и значительно повысить теоретический уровень родителей в вопросах воспитания. Ведущим компонентом в организации таких недель является разнообразная деятельность родителей. Задача педагога так построить неделю, чтобы каждый родитель нашел исчерпывающий ответ на волнующую его проблему, получил квалифицированную помощь специалиста. Выражая свое мнение, пожелание, просьбу, каждый родитель участвует в составлении плана родительской недели [5,с.49]. В каждом конкретном классе, исходя из уровня воспитанности учащихся, их психофизических особенностей и уровня родительской компетентности в вопросах воспитания, определяются цели проведения родительской недели: