Файл: Условия эффективного взаимодействия школы и семьи в воспитании личности младшего школьника.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теория и практика организации семейного воспитания
1.1 История организации семейного воспитания в России
1.2 Особенности развития современной семьи
1.3 Педагогические основы взаимодействия школы и семьи
Глава 2. Организация взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания
2.1 Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника
2.2 Психолого-педагогическое изучение семьи
2.3 Родительская неделя как форма сотрудничества семьи и школы
- принцип управления взаимодействием семьи и школы; [17, 105 с.].
Опыт работы школ свидетельствует о том, что в решении данных задач существует немало трудностей:
1. Дефицит общения родителей с детьми.
Родители чаще выражают заботу о материальном благе детей, чем о духовных связях с ними. Общение зачастую сводится к минимуму. Воздействие на детей с родительской стороны ослабевает.
2. Неумение организовать трудовое воспитание детей в семье.
Многие родители, к сожалению, пытаются оградить ребенка от хозяйствен-ных дел, освобождая тем самым все время для обучения и отдыха. дети зачастую не имеют вообще никаких поручений. В результате такой порочной практики школьники часто бывают инфантильны, неподготовлены к дальнейшей жизни, пренебрежительно относятся к труду, кроме того у них формируется ущербная личность.
3. Наличие негативных примеров из жизни родителей.
Дети подражают родителям. Именно поэтому всегда отрицательно действуют на детей аморальное поведение родителей: алкоголизм, грубость, недоброжелательность к людям, недобросовестное отношение к своим трудовым обязанностям и прочие пороки. Это всё оказывает прямое воздействие на формирование взглядов детей на жизнь, на их характер, отношение к людям.
4. Бессистемность воспитательного процесса со стороны родителей, их нескоординированность. Воспитание производится от случая к случаю. Педагогические убеждения родителей совпадают далеко не всегда: мать может что-то запрещать, отец - позволять, или наоборот. Родители могут потребовать чего-то от ребенка и вскоре забыть об этом. Воспитание часто ведется от случая к случаю. Это всё дезорганизует ребенка, вызывает его непослушание, лишает его четких нравственных представлений.
5. Система запретов как основа семейного воспитания. Причина - неумение родителей воспитывать на положительном примере, использовать прочие меры воздействия. Родители стремятся идти самыми простым, примитив-ным путями. Это значительно тормозит развитие у детей инициативы и самостоятельности, вызывает естественное сопротивление воле старших.
6. Уменьшение воспитательной активности некоторых родителей по мере взросления детей.
7. Опоздание в принятии решений.
Такой недостаток выражается в том, что родители убежедны, что непослушание, «шалости», грубость сами по себе уйдут из ребенка по мере его взросления - подрастет, поумнеет, исправится. Такая позиция не является верной.
8. Несогласованность действий со школой или какие-то разногласия с ней. Такая ситуация возникает, в основном, тогда, когда родители, в силу определенных обстоятельств, убеждены, что педагоги необъективно оценивают их ребенка. Зачастую они высказывают свои недовольства в присутствии детей, нелестно высказываясь в адрес школы и учителей. Последствия этому следующие: у ребенка укрепляется недо-верие к своему учителю, повышается неприязнь. Правильнее было бы решить все спор-ные вопросы с классным руководитель.
Как показывает практика, что современный учитель может с успехом воздействовать на родителей, оказывать целенаправленное воздействие на семейное воспитание при следующих условиях:
- если он хорошо знает не только учеников своего класса, но и их родителей, отношения внутри семьи, семейные обычаи, традиции, жизненный уклад, нравственные ценности и установки;
- если он знаком с домашними, семейными условиями, ученика, а также с методами воспитания в семье;
- если между учителем и родителями сложились доверительные отношения, если между ними имеется полное взаимопонимание;
- если учитель постоянно расширяет, углубляет свои знания по методике и теории семейного воспитания, передает данные знания родителям, заботится о их педагогической культуры. Взаимодействие учителей и родителей:
1. Повышение психолого-педагогических знаний: университет педагогических знаний, семинары, лекции, конференции, практикумы, открытые уроки и классные мероприятия.
2. Привлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс: Родительские собрания, организация секций, кружков, клубов, совместные творческие дела.
3. Привлечение родителей и общественности в управление школой: совет школы, комитет общественного контроля, классные родительские комитеты.
Как утверждает Н.А. Жокина, учитель основывается на положительный опыт семейного воспитания, всемерно его распространяет, применяет в воспитательно-образовательном процессе для повышения положительных направлений и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительного взаимодействия служат доверительные отношения между учителями и родителями. Важно, чтобы у родителей появился интерес к процессу воспитания, уверенность в собственных силах. Доверие – это основная цель в педагогическом общении с родителями. В первую очередь, педагог должен показывать родителям положительный образ ребенка. Учитель видит ребенка в различных ситуациях учебной и прочей деятельности, в среде сверстников и может предоставить родителям эту информацию [2, с.84-85].
Глава 2. Организация взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания
2.1 Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника
Перед тем, как перейти к характеристике основных методов и форм работы педагогов с родителями учащихся, следует остановиться на определение некоторых психолого-педагогических правил их взаимодействия и способах установления контактов с семьей.
Первое правило заключается в том, что в основе работы школы и классного руководителя с семьей и общественностью должны быть действия и мероприятия, ориентированные на укрепление и повышение значимости авторитета родителей. Нравоучительный, категоричный и назидательный тон неприемлем в работе классного руководителя, поскольку это может послужить источником обид, неловкости и раздражения. Потребность родителей посоветоваться после категорических «должны», «обязаны» - исчезает.Как правило родители хорошо знают свои обязанности, но не у всех на практике воспитание получается таким, каким оно должно было быть, им необходимо знать не только, что делать, но и как делать. Единственно верная норма взаимоотношений педагогов и родителей - взаимное уважение. Тогда и формой контроля служит обмен опытом, совет и коллективное обсуждение, единое решение, которок удовлетворяет обе стороны [22, с. 538].
Помещавшиеся по месту работы родителей «Экраны успеваемости», «Открытые журналы» не принесли должного результата. Беседы с матерями и отцами, попавшими в «черные списки», показывают, что пользы от вывешивания таких списков никакой нет, у родителей повышается недовольство детьми, выливающееся в наказания, побои, да и к школе в общем формируется негативное отношение. Отцы и матери говорят о том, что у них душа не лежит идти в школу, где говорят об их детях только плохое. Часто в семье на такой почве обостряются отношения между супругами. В конечном счёте это все отражается на ребенке, усугубляя при этом его негативное отношение к педагогам, к школе, а педагогическая запущенность в общем не преодолевается, а только осложняется.
Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании детей. Психологически родители готовы поддерживать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.
Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель - лицо официальное, но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрывающихся от чужих. Хороший классный руководитель в семье не чужой, в поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.
Четвертое правило. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития, тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога. Хорошо известно, что существуют десятки способов решения педагогической задачи, но только один из них является верным в данных конкретных условиях. И поэтому должен быть взгляд на педагогику как на науку об общих законах эффективного воздействия на личность, а не как на рецептурный указатель [19, с. 539].
Установление контактов с родителями, с семьей учащихся - первостепенная задача в работе учителя. Одной из форм установления контактов с семьей является посещение семьи школьника. Эта форма очень хорошо известна учителям и родителям, но необходимо остановиться на двух моментах посещения.
Посещение семьи должно производиться по приглашению. Согласно статистическим данным, более 90% детей воспитывается в настоящее время в семьях, где отец и мать работают. Значит, не всякое время удобно для визита учителя. Внезапное посещение учителя может вызвать некоторое смущение, замешательство родителей, которые в это время заняты теми или иными делами, нарушить временно порядок, уют. В это время могут оказаться родственники, гости, и часто случается так, что педагог не застает дома родителей или того из них, с кем планировалась провести беседу. Некоторые исследователи семейного воспитания говорят о том, что использование данного правила - посещение по приглашению - меняет радикально отношение детей к посещению семьи классным руководителем от негативного до активного, положительного.
К посещению необходимо готовиться. Такая подготовка состоит в определении самого интересного, положительного в своих питомцах. Но это ценное необходимо осмыслить и оценить таким образом, чтобы похвала прозвучала психологически тонко и педагогически правильно.
Установлению контактов с семьей, родителями способствует пропаганда семейного воспитания. Богатый материал в таком отношении для родителей, классных руководителей предоставляет научно-популярная и периодическая литература по семейно-школьному воспитанию. Это всё классный руководитель применяет в своей работе. Но тем не менее его собственное слово родители слушают с особым волнением и вниманием. Радостно и приятно услышать положительные слова в свой адрес, о своем ребенке. Также полезно узнать, в каких семьях успешно решают задачи воспитания, почему появляются ошибки. Социальная психология показывает, что успех в любом виде деятельности всегда оценивается в сравнении с другими людьми и получает признание, прежде всего, тогда, когда об этом сказано открыто в присутствии других людей, в данном случае родителей.
Одна из форм установления контактов с родителями - педагогические поручения. Можно назвать несколько видов педагогических поручений. Поручения, предполагающие активную воспитательную позицию, непосредственно работу с детьми (индивидуальную, групповую, коллективную), руководство кружком по интересам, детским клубом или объединением по месту жительства, спортивной секцией, техническим кружком; индивидуальное шефство, наставничество и т.д.
Поручения, предполагающие оказание организационной помощи учителю, воспитателю, - содействие в проведении экскурсий (обеспечение транспортом, путевками), в организации встреч с интересными людьми, в создании классной библиотеки, клуба любителей книги.
Поручения, предполагающие участие в развитии и укреплении материальной базы школы, в решении хозяйственных задач, - участие в оборудовании кабинетов, изготовление оборудования, приборов; помощь в ремонтных работах, в благоустройстве школы. Отмеченные поручения не исчерпывают всех видов общественной работы родителей. Можно обратиться к родителям с вопросом, чем бы они хотели заняться, предложить им заполнить анкету (лучше это сделать на классном собрании) [25, с. 539-540].
В современных условиях семья - лишь один из институтов, хотя и наиболее значимый, социализации личности. Одновременно существуют и другие, не менее мощные государственные и общественные институты, оказывающие воспитательное воздействие на детей. Желательно оптимально скоординировать их усилия, чтобы не допускать негативных последствий и рассогласованности в действиях.
При всех изменениях, произошедших в жизни нашего общества, повлекших нарушения воспитательных взаимосвязей в системе «школа-семья-общественность – производство», следует максимально использовать те небольшие возможности, которые сохранились от разрушившейся системы. В ряде случаев бывшие Дома пионеров и школьников, детские и юношеские спортивные школы, станции юных техников и юннатов преобразованы в различные центры. Центр технического творчества, Центр художественного творчества и другие. Эти учреждения дополнительного образования в большинстве своем подчиняются органам управления образования и все еще работают на государственном бюджете, а, следовательно, остаются бесплатными и доступными для посещения детей. Они не только способствуют развитию личности детей, развивают их творческие способности, помогают содержательно организовать досуг, но и оказывают помощь родителям в семейном воспитании, организуя для них лекции, семинары, совместные с детьми занятия по типу «посиделки».