Файл: Условия эффективного взаимодействия школы и семьи в воспитании личности младшего школьника.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После отмены крепостного права были положены новые основы для русского общества. Ранее действующие формы жизни стали распадаться. Изменялись учреждения, были открыты новые жизненные поприща, вызвав при этом новые силы для деятельности. Однако люди преобразоваться в одночасье не могли. Воспитанные в старых понятиях, сперва растерялись и не находили ничего в защиту себя [14, с.40].

Физическое воспитание крестьянских детей, конечно, во многом, зависит от общих условий деревенской жизни. Крестьянский дом состоял из одной комнаты и сеней. Поэтому обычная изба бывает крайне тесна. По способу отопления избы были двух видов - «белые» и «черные». О необходимости вентиляции крестьяне не имели понятия, ходят в баню редко, только раз неделю или раз в месяц. Часто в доме не было даже кроватей. Условия были ужасными, а смертность была на очень высоком уровне. Все матери - крестьянки своих детей кормили сами грудью. С 2-3 лет ребенок много времени проводит на улице. Влияние улицы на развитие имело две стороны, вечная грязь, замерзшие уши, «цыпки» на ногах и руках: с другой стороны они проводили дни на открытом воздухе. Примерно с 8 лет на крестьянского ребенка возлагаются труды и заботы хозяйства. Девочек в раннем возрасте усаживают дома прясть, вязать чулки, ткать, исполнять кухонные дела. Уличная свобода и участие в хозяйственной работе, дают деревенскому ребенку много знаний сельского быта и природы. В крестьянской семье книги не разделялись по возрасту – для детей и взрослых были одни и теже книги. Следовательно приходится говорить здесь не о детских книгах, а в общем о книгах, самых распространенных в народе. К таким, в первую очередь, относятся духовные книги: Евангелие, Псалтырь, Житие святых, Часослов, после лубочные издания, и, затем книги из народных и школьных библиотек.

Отдаваться всей душой воспитанию ребенка – это священный материнский долг, но это совсем не связано с необходимостью вытравить в себе все общественные и человеческие потребности сердца и ума [14, с.49- 66].

1.2 Особенности развития современной семьи

Семья – это неотъемлемая ячейка общества, и уменьшить ее значение невозможно. Ни одна нация, ни одно хоть сколько-то цивилизованное общество не обходилось без семьи. Обозримое будущее общества также не представляется без семьи. Для каждого человека семья - это начало жизненного пути. Понятие счастья практически любой человек связывает, в первую очередь, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в собственном доме [5, с. 5].


Особенность семейного воспитания заключается в том, что посвоей природе семейное вос-питание основывается на чувстве. Чувство любви со всей своей гармонией разных нюансов его проявления сопровождает в семье ребенка, начиная с внутриутробного его существования до взрослости.

Если в семье нет гармонии чувств, если ребенок вообще подвергается воздействию безнравственной атмосферы, буйных, а зачастую и низменных страстей, эмоционально негативных проявлений в отношении к самому ребенку, то часто в таких семьях развитие ребенка значительно осложняется.

Еще одной спецификой семейного воспитания представляется то, что семья представляет разновозрастную социальную группу: в семье есть представители двух, трех, а иногда и 4-х поколений. Это означает, что разные ценностные ориентации, разные критерии оценок жизненных событий, разные идеалы, убеждения.

Гармоничное развитие ребенка в семье может быть достигнуто именно разноплановостью отношений к нему разных членов семьи. В семье ребенок входит во все жизненно важные формы деятельности - интеллектуально-познавательную, общественную, трудовую, игровую, ценностно-ориентировочную, художественно-творческую, свободного общения. При этом в семье проходят все этапы ее: начинаяот элементарных попыток (взять в руки ложку, нарисовать человечка, вбить гвоздь, помочь маме) до сформированных социальных и личностно значимых форм поведения.

Характер и степень воздествия семьи на развитие, и воспитание ребенка меняются в разные периоды жизни: в дошкольном возрасте семья играет важное значение в реализации практически всех потребностей ребенка - материальных, познавательных, духовных. В младшем школьном возрасте семья преобладает в удовлетворении материальных, эмоциональных, коммуникативных потребностей, уступая школе первое место в развитии интел-лектуальной сферы.

По-разному оказывает влияние семья и на детей разного пола: считается, что девочки ощущают большую привязанность к семье, они более податливы ее влиянию. В большой степени реализация воспитательного воздействия семьи вызвана национальными особенностями, социокультурными ценностями и нормами, региональными особенностями, светскостью или религиозностью семей. Это определяет особенность воспитательного потенциала семьи [2, с. 176-180].

Утверждение новых отношений, новой морали в семье происходит более медленными темпами, чем в экономической сфере. Жизнь семьи характеризуется самыми различными отношениями: социально-биологическими, нравственными, хозяйственно-экономическими, психологическими.


Современная семья имеет следующие особенности развития:

- особенность социального уклада в сельской и городской семье. К примеру, отношения в селе формируются таким образом, что каждый ребенок чувствует себя под стражайшим контролем односельчан. В городе, особенно в большом, такой контроль практически полностью отсутствует;

- существует непосредственная зависимость: чем выше образование имеют родители, тем более успешно их дети учатся в школе

- происходящее в обществе расслоение по материальному показателю предопределяет различия в семейном воспитании детей, характер взаимоотношений между детьми и родителями. В основном, на детей в семье уходит от 25% до 50% дохода семьи. В богатой семье при проявлении педагогической слепоты не исключаются и случаи пресыщения. Пресыщение представляет собой такое отношение к жизни, духовным и материальным ценностям, созданным людьми, которое выражается в полном пренебрежении, безразличии к предоставляемым благам;

- уменьшение численности семьи, снижение рождаемости детей. Свойственной и для города, и для семьи признается семья, которая воспитывает 1-2 детей;

- повышение количества разводов. Необходимо иметь в виду, что не любой развод - плохо, так как устраняется источник отрицательного влияния на психику ребенка. Разводы происходят в результате неподготовленности к семенной жизни, плохой устроенности быта;

- повышение количества однодетных семей. Однодетная семья ставит ребен-ка в непростое положение в плане общения, накопления опыта коллективной деятельности [15, с. 534- 537].

А. Адлер подчеркивал значение отца в развитие у ребенка социального интереса. В первую очередь, у отца должна иметься позитивная установка по отношению к жене, обществу и работе. К тому же, его сложившийся социальный интерес должен выразиться в отношениях с детьми. По Адлеру, идеальный отец - это тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное уча-стие вместе с женой в их воспитании [1, с. 167].

Г. Крайг отмечает, что отцы, у которых сложились крепкие эмоциональные связи с маленькими детьми, оказываются более чуткими к динамично меняющимся потребностям и интересам детей. Такие отцы имеют большое воздействие на своих детей, дети чаще прислушиваются к ним и хотят походить на них за счет установившихся между них тесных отношений.

Положительное значение отцов в раннем детстве разные авторы связывают с тем, что:

- отцы играют важное значение в формировании своего ребенка в ситуациях, когда ему непонятно, как вести себя в определенный момент;


- отцы, которые с чуткостью реагируют на сигналы детей и скорее становятся значимыми фигурами в своем детском мире, скорее выражают себя как реальные посредники социализации;

- когда ребенок взрослеет, отец превращается для него в значимую ролевую модель;

- отец может выступать в роли болельщика ребенка и защитника, его успехов [1, с. 168-169].

По словам Д. Виткина, мать учит ребенка жить в доме, отец помогает ребенку выйти в мир, иначе говоря, мать несет ответственность за эмоциональные привя-занности, а отец - за эмоциональную независимость. Если же в семье происхо-дят частые ссоры или же кто-то из родителей отсутствует (эмоционально или физически), ребенок не получает должного воспитания [1, с. 172].

Влияние матери еще задолго до рождения ребенка на его последующее разви-тие известно с давнего времени у разных народов. В действительности можно говорить о том, что ребенок отвечает на настоящую любовь и заботу матери ответной лю-бовью. И конечно, дети, которых любят, лучше развиваются.

Нарушения эмоциональных связей могут быть обусловлены плохим обращением с ребенком. Если ребенок с раннего возраста подвергается жестокому обраще-нию, тогда он лишается тех воспитательных отношений, на которые рассчитывает, что может разрушительно повлиять на всю его жизнь. Исследова-ния показали, что у детей, подвергающихся физическому насилию и не развивающих надежных привязанностей, появляются задержки и искажения в развитии чувства собственного «Я» и овладении языком, процессах, идущих со-гласованно) [1, с. 172- 174].

1.3 Педагогические основы взаимодействия школы и семьи

Основой взаимодействия семьи и школы служит общая цель: обеспечить формирование сотруднических отношений между всеми участниками педагогического процесса, которые создают положительные условия для социального формирования, обучения и воспитания детей.

Сотрудничество педагогов и семьи ориентировано на решение общих задач воспитания детей, среди которых:

1. обеспечение качественного образования;

2. развитие профессиональных интересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии;

3. формирование нравственности и культуры поведения у учащихся;

4. подготовка школьников к семейной жизни;

5. формирование потребности в здоровом образе жизни.


Для достижения данной цели и общих воспитательных задач нужно решить комплекс частных педагогических задач.

В работе с детьми:

- воспитание заботливого, уважительного отношения к родителям;

- развитие ответственности за свои поступки перед семьей;

- развитие чувства гордости за семью, стремление развивать и поддерживать лучшие семейные традиции.

В работе с родителями:

- развитие у родителей правильных представлений о своей значимости в воспитательном процессе, о необходимости участия в учебном и воспитательном процессе школы и класса;

- становление субъектной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении разных форм работы с детьми и семьей;

- развитие психолого-педагогической культуры родителей;

- формирование отношений доверия и уважения между детьми и родителями.

В работе с педагогами:

- развитие понимания значимости сотрудничества с семьей, значения преподавателей в развитие гуманных взаимоуважительных отношений меж-ду детьми и родителями;

- развитие у педагогов умения и потребности решать проблемы каждого ребенка на основании общего заинтересованного диалога с родителями;

- освоение преподавателями методов изучения семьи, сотруднических и диалоговых способов взаимодействия с родителями, форм организации общей деятельности детей и родителей.

Основной идеей формирвоания взаимодействия служит признание и обеспечение субъектной позиции всех участников образовательно-воспитательного процесса. Осуществление данной идеи означает, что каждому педагогу, родителю, ребенку представляются права и возможность реализовывать, удовлетворять свои интересы, высказывать собственное мнение, проявлять большую активность.

Еще одной концепцией развития взаимодействия семьи и педагогов является организация совместного творчества учителей, учеников и их родителей, что в свою очередь предполагает:

- развитие положительной установки у взаимодействующих субъектов на коллективную работу;

- реализация совместного планирования, целеполагания, организации и подведения результатов деятельности;

- устанволение творческих задач и общий поиск путей их решения;

- применение методики организации общей творческой деятельности.

Названные выше концепции взаимодействия семьи и педагогов предусматривают осуществление следующих принципов:

- принцип гуманистической направленности во взаимодействии с семьей;

- принцип дифференциации и интеграции целей, действий и задач субъектов педагогического процесса, ориентированных на развитие и воспитание детей;