Файл: Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изменения последовали следующие: из части 7 статьи 10 закона «Об аудиторской деятельности» полностью исключается положение о порядке назначения и проведения проверки аудиторской организации уполномоченным органом. Всевозможный перечень вопросов программы проверки, порядок оформления ее результатов устанавливаются данным органом[14].

Введен пункт 8 статьи 10, где говорится, что плановая внешняя проверка со стороны саморегулируемой организации будет проводиться в отношении аудиторской организации, которая проводит аудит общественно значимых хозяйствующих субъектов, не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года — пункт 9, которым установлено это — упраздняется. Другие аудиторские организации и аудиторы будут ждать проверку от саморегулируемых организаций не чаще, чем один раз в год и не реже одного раза в пять лет. Положения о проверках аудиторских организаций, которые проводят аудит общественно значимых хозяйствующих субъектов, выносятся в отдельную статью — 10.1., при этом аудиторские организации будут обязаны уведомлять государственный орган о начале аудита данных субъектов в течение двадцати рабочих дней после заключения договора на проведение обязательного аудита. Установлено, что плановые внешние проверки со стороны государственного органа будут проводиться не чаще, чем один раза в три года, до этого было установлено — не чаще, чем один раз в два года.

Часть 10 статья 10 — основание для проведения внеплановой проверки со стороны государственного органа, переносится в статью 10.1 и дополняется таким основанием, как: истечение срока устранения выявленных ранее нарушений. Проверка со стороны государственного органа будет происходить не более сорока рабочих дней, а для аудиторской организации, которая является субъектом малого предпринимательства — не более двадцати рабочих дней.

С 2017 года для того, чтобы провести аудит бухгалтерской, финансовой отчетности, которая составлена за любые отчетные периоды, нужно применять международные стандарты аудита, введенные Приказами Министерства Финансов России от 24.10.2016 № 192н, от 09.11.2016 № 207н, и если договор на проведение аудита был заключен до 01.01.2017 года, то аудит может происходить в соответствии с теми стандартами, которые действовали до вступления в силу сегодняшних данных[15].

Таким образом, аудиторская деятельность — это профессиональная деятельность квалифицированных специалистов по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской, финансовой отчетности. Основная цель аудиторской деятельности состоит в проверке достоверности бухгалтерской, финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных финансовых операций согласно правилам и стандартам, которые действуют в России.


Впервые аудиторские фирмы в России начали появляться в 1987 году, которые в основном создавались не без участия иностранного капитала. Основная цель необходимости появления аудиторских фирм была вызвана скорым развитием внешнеторговых отношений. Более того, для России также предпосылкой возникновения аудита послужила необходимость достоверной оценки имущества в условиях инфляции и приведение его стоимости в соответствие с рыночной.

В России система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Действующая в России система нормативного регулирования аудиторской деятельности включает пять уровней. На первом уровне располагается Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и другие федеральные законы, второй уровень включает в себя Постановления Правительства Российской Федерации, акты министерств и ведомств, на третьем уровне находятся стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатываются с той целью, чтобы устанавливать нормы аудита, интерпретируемые всеми субъектами финансовой деятельности, четвертый уровень состоит из методик аудиторской деятельности, внутренних стандартов, которые в свою очередь регламентируют порядок осуществления аудиторских проверок каждой конкретной отрасли, и, наконец, пятый уровень — это внутрифирменные стандарты аудиторских организаций.

Глава 2. Становление, развитие и совершенствование аудиторской деятельности

2.1. Состояние аудиторской деятельности на современном этапе

В 2016—2017 годах произошло большое количество изменений и нововведений, которые так или иначе затрагивают институты аудиторской деятельности и их функционирование. Самыми основными являются: переход на международные стандарты финансовой отчетности и международные стандарты аудита, увеличение количества членов в саморегулируемых организациях аудиторов, а также принятие «Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации», которая одобрена Советом по аудиторской деятельности 23.06.2016[16].

Концепция была разработана с участием профессиональных лиц: аудиторов, бухгалтеров, представителей смежных профессий, науки и высшего образования — разработан на период до 2022 года, и определяет цель, задачи, направления дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации. Концепция не преследует цель — ответить на всевозможные вопросы, возникающие в ходе аудиторской деятельности, он всего лишь представляет собой: систему взглядов на развитие данной деятельности; соглашение между профессиональным сообществом, государством и обществом, с одной стороны, и аудиторы, с другой стороны, в интересах дальнейшего пути развития аудиторской деятельности в России.


Основными итогами развития аудиторской деятельности в течение 6 лет на данном этапе развития по мнению «Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации» являются:

— устойчивое функционирование рынка аудиторских услуг;

— активное формирование нормативно-правового обеспечения аудиторской деятельности;

— организационное оформление аудиторской деятельности;

— создание системы регистрации аудиторских организаций, аудиторов;

— создание современной системы профессиональной аттестации аудиторов;

— создание системы серьезного внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов и активное воздействие на нарушителей установленных требований;

— создание условий, которые обеспечивают информационную открытость рынка аудиторских услуг;

— создание системы независимого от аудиторской профессии общественного надзора за аудитом[17].

По данным на 01.01.2017 в сфере аудиторской деятельности задействовано 4,4 тысяч аудиторских фирм и 21,5 тысяч аудиторов, в том числе 0,7 тысяч индивидуальных аудиторов. В основном количество аудиторских фирм и аудиторов расположено в Центральном, Приволжском и Северо-Западном федеральных округах. Более 80% аудиторских фирм осуществляют деятельность свыше пяти лет. Более 90% аудиторских фирм считаются субъектами среднего предпринимательства. В течение 2011 — 2017 годов отмечался ежегодный непрерывный рост объема услуг, которые оказывают аудиторские фирмы.

На сегодняшний момент все усилия в сфере аудиторских услуг направлены на совершенствование структуры институтов аудиторской профессии, повышение престижа, исключение из профессии недобросовестных членов, работу с высшими учебными заведениями, активное взаимодействие профессии с пользователями аудиторских услуг. В центре этой задачи находятся саморегулируемые организации аудиторов, которые и были созданы для поддержания и воспроизводства профессии.

К сожалению, целенаправленная работа, в направлениях, что указаны выше, у саморегулируемых организаций не совсем получается. Причины этого — несистемный характер, маломощность организаций, недостаточность их ресурсного обеспечения, поэтому требуется более глубокий многосторонний анализ данных в сфере аудиторской деятельности, которые формирует Министерство Финансов Российской Федерации. И так, институтами аудиторской деятельности являются: саморегулируемые организации аудиторов; единая аттестационная комиссия; Министерство финансов Российской Федерации; Федеральное казначейство, Совет по аудиторской деятельности и его Рабочий орган. Рассмотрим подробнее[18]:


— саморегулируемые организации аудиторов — это некоммерческие организации, созданные на условиях членства в тех целях, чтобы обеспечивать условия осуществления профессиональной, качественной аудиторской деятельности;

— Единая аттестационная комиссия — это прежде всего некоммерческая организация, которая создана совместно с саморегулируемыми организациями аудиторов для проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора;

— Совет по аудиторской деятельности — это независимый от аудиторской профессии орган, и его основными функциями являются: рассмотрение вопросов государственной политики и рекомендация к утверждению проектов нормативных правовых актов профессии; одобрение правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекса профессиональной этики аудиторов и так далее.

В целях подготовки решений Совета по аудиторской деятельности создан его рабочий орган, ставший форумом выработки аудиторским сообществом согласованных решений по вопросам развития аудиторской деятельности. Одна из задач Совета по аудиторской деятельности — систематическое наблюдение за состоянием и развитием рынка аудиторских услуг в стране.

Главная проблема российского рынка аудиторских услуг — это качество. На сегодняшний день государство и общество в целом ожидают от аудиторов качественных аудиторских, и связанных с этим, услуг. Для улучшения качества, было сделано не мало: переход на Международные стандарты аудита, введение международных требований профессиональной этики и независимости аудитора, система аттестации аудиторов и непрерывного повышения квалификации.

В центре внимания при регулировании аудиторской деятельности находятся общественные интересы круга пользователей финансовой отчетности. Свидетельством этого стало создание и стабильное функционирование Совета по аудиторской деятельности, формирование системы независимого от аудиторской профессии надзора за качеством оказываемых аудиторских услуг.

— Министерство финансов Российской Федерации — это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет государственное регулирование аудиторской деятельности, а также принятие нормативных правовых актов, по аудиторской деятельности; ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов; государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов.

— Федеральное казначейство — федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет внешний контроль за качеством работы аудиторов, которые проводят обязательный аудит бухгалтерской, финансовой отчетности общественно-значимых организаций.


Реализация «Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации» делится на два этапа[19].

Первый этап — это 2017 — 2019 годы, когда будут разработаны и применены меры по совершенствованию основ функционирования рынка аудиторских услуг и развитию институтов аудиторской профессии.

Второй этап — это 2020 — 2021 года, которые будут включать в себя осуществление мер по реализации новых подходов и механизмов регулирования рынка аудиторских услуг и аудиторской профессии, которые были разработаны на первом этапе реализации.

Концепция является многообещающей, в плане улучшения качества выполнения аудиторских услуг и эффективного функционирования институтов аудиторской деятельности, но при этом, на данный момент в нем отсутствует даже корректировка численности саморегулируемых организаций аудиторов, так как на сегодняшний день продолжают свою аудиторскую деятельность две саморегулируемые организации аудиторов: Ассоциация «Содружество» и Российский Союз Аудиторов, а не пять, три из которых не набрали необходимого числа участников для того, чтобы продолжать деятельность, как саморегулируемые организации аудиторов.

Надеемся, что в дальнейшем документ все же будет иметь изменения. Например, «Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций», одобренные Советом по аудиторской деятельности 20.09.2012 года, претерпели изменения 21.03.2017 года. В целом Правила устанавливают требования к независимости аудиторов и аудиторских организаций при выполнении заданий аудита, в ходе чего аудитор выражает мнение о бухгалтерской, финансовой отчетности.

Под независимостью понимается профессиональный образ мышления, который не позволит аудитору выразить недостоверное мнение, так как он должен действовать честно, проявлять объективность и профессиональный скептицизм в силу своего профессионального опыта[20], все это содержит часть 1, документа — «Аудит или обзорные проверки финансовой информации прошедших периодов». Заменены обозначения слов «Представители собственника» на «Лица, отвечающие за корпоративное управление».

Подраздел «Временные назначения» раздела 2 «Применение концептуального подхода к соблюдению требований к независимости» исключен и прочее.