Файл: Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— первоначальный аудит — проводится впервые для данной организации. Это очень увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудитор пока не располагает абсолютно никакой информацией об особенностях деятельности данного предприятия;

— повторяющийся аудит — осуществляется регулярно или повторно. Основан на уже имеющихся знаниях специфики организации, системой внутреннего контроля.

Существует также аудит хозяйственной деятельности, налоговый аудит, специальный, и так далее, но мы рассмотрели самые основные виды, встречающиеся в экономической практике. Основа, которой руководствуются аудиторы в своей профессиональной деятельности — это принципы аудита[7]:

— принцип независимости — отсутствие у аудитора при формировании его мнения заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта;

— принцип честности — приверженности аудитора своему профессиональному долгу;

— принцип объективности — применение аудитором непредвзятого подхода к рассмотрению профессиональных вопросов и формированию выводов и заключений;

— принцип профессиональной компетентности — аудитор должен владеть определенным, необходимым объемом профессиональных знаний и навыков;

— принцип добросовестности — оказание аудитором профессиональных услуг с тщательностью;

— принцип конфиденциальности — аудиторы обязаны обеспечить сохранность документов и не вправе передавать эти документы каким бы то ни было третьим лицам;

— принцип профессионального поведения — воздержании от совершения поступков, которые могут нанести ущерб аудиторской деятельности.

1.2. История возникновения и развития аудита в России

В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона повествуется о том, что в России звание аудитора было упомянуто Петром I, в 1716 году, который в воинском уставе к воинским чинам причислил аудитора. Звание заимствовано в Польше, где аудитором являлся судья. Избирались аудиторы из числа старших или младших прапорщиков. Если из офицеров не было способных, то на роль аудитора назначали унтер-офицеров и вахмистров. Еловой аудиторов являлся по воинскому уставу генерал- аудитор, где помощниками являлись генерал-аудитор-лейтенант и несколько обер- аудиторов.

Аудиторов же в России называли присяжными бухгалтерами, но к середине XIX века в России имелось много существенных недостатков в организации учета и контроля, поэтому в 1856 году направлялись специальные люди за границу для изучения опыта постановки учета.


Далее проводилось множество обсуждений и проблем учета и контроля, но в России все же пришли к мнению о том, что опыт западных стран не уместен, потому что, как ранее называли аудиторов, присяжные бухгалтеры выполняли функцию того, что по просьбе клиентов и за плату проверяли объективность представляемой им отчетности разных фирм, при этом брали ответственность за качество своей работы и возмещали убытки потерпевшим фирмам, если не замечали искажений отчетности и не предотвращали их появление[8].

Данный взгляд был непонятен для России на тот момент, так как в стране господствовал принцип вертикального контроля, вернее ревизии, а не аудита, и платить самому аудитору за то, что раскрыл недостатки в отчетности фирмы — не профессионально.

В 1894 году Еопфенгаузен Иван Дмитриевич — начальник счетного отделения при министре государственных имуществ, главный бухгалтер, предложил создать в России институт присяжных бухгалтеров, при этом большое внимание уделялось целям и задачам, которые будет выполнять институт, и уже в 1895 году были определены: проверка составления правильности счетов и отчетов; кураторство и консультирование по делам несостоятельности; ликвидация предприятий; ведение расчетов по разделу и продаже имущества; выполнение судебных функции по спорным вопросам, которые касаются расчетов; ведение счетоводства на предприятиях и хозяйствах. Для того чтобы иметь возможность быть присяжным бухгалтером, необходимо было выполнить определенную присягу, подобную клятве.

В 1889 году была попытка к созданию институт аудиторов, но, к сожалению, это не могло быть осуществлено, так как в России тогда еще не было достаточного числа квалифицированных бухгалтеров, подготовленных кадров. Сам вопрос о необходимости аудита в России встал с возникновения рыночных преобразований. В Законе РСФСР от 04.07.1991 № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР» упоминалось о том, что необходимо вести проверки для целей налогообложения финансовой и коммерческой деятельности предприятий с иностранными инвестициями силами аудиторских организаций РСФСР, а также проверки аудиторской организацией ликвидационного баланса предприятия при его ликвидации.

Впервые аудиторские фирмы в России начали появляться в 1987 году, которые в основном создавались не без участия иностранного капитала. Первый советский аудит был проведен при создании аудиторской фирмы согласно специальному Постановлению Совета Министров «О создании советской аудиторской организации» от 08.09.1987 № 1033-245 на базе Главного управления валютного контроля Министерства финансов.


Основная цель необходимости появления аудиторских фирм была вызвана скорым развитием внешнеторговых отношений[9]. Для того, чтобы развивать торговлю требовался капитал, но так как существовала нестабильность денежной политики в России, приходилось привлекать иностранный капитал, а для этого требовалась независимая оценка деятельности предпринимательских структур. Более того, для России также предпосылкой возникновения аудита послужила необходимость достоверной оценки имущества в условиях инфляции и приведение его стоимости в соответствие с рыночной.

Самый эффективный способ получения надежной информации о деятельности предприятия — это проведение независимого аудита. Первый проект закона об аудиторской деятельности был разработан в 1992 году, но в результате политического кризиса он не был принят. Указом Президента РФ от 22.12.1993 № 2263 были утверждены Временные правила аудиторской деятельности в России, которые действовали почти восемь лет, а сам закон, который регламентирует деятельность аудиторских фирм, появился 07.08. 2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», который закрепил все основные принципы аудита, и рассмотрел лицензирование.

В 2008 году был принят новый Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», который отменил лицензирование, и закон внес изменения революционного характера — позволил аудиту развиваться через саморегулирование. Ну и в заключении данной части, последним моментом изменений в законодательстве насчет аудиторской деятельности стало изменение, касающиеся укрупнения саморегулируемых организаций, если точнее, то увеличение порогов численности их членов[10].

1.3. Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности

В России система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. На данном этапе развития происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих ее деятельность. Регулирование аудиторской деятельности в России является многоуровневым. В данной сфере имеют место основной закон, многочисленные подзаконные акты, утверждающие стандарты, на которые ориентируются аудиторы. Действующая в России система нормативного регулирования аудиторской деятельности включает пять уровней.


На первом уровне располагаются:

— Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2008 № 307 — ФЗ «Об аудиторской деятельности», который определяет правовые основы аудиторской деятельности в России; формулирует понятия и цели аудиторской деятельности; рассматривает перечень сопутствующих аудиту услуг; определяет требования к аудиторам о соблюдении принципа конфиденциальности, независимости, требования к обязательному контролю качества, аттестации аудиторов, к членству в саморегулируемых организациях аудиторов. Также определяет состав прав и обязанностей аудиторов, стандарты аудита и требования об их обязательном применении, статус аудиторского заключения и ответственность за выполнение; перечень организаций, для которых проведение ежегодного аудита является обязательным[11].

— Федеральный закон Российской Федерации от 01.12.2007 № 315 — ФЗ «О саморегулируемых организациях»;

— прочие федеральные законы и указы.

Второй уровень включает в себя Постановления Правительства Российской Федерации, нормативные и правовые акты государственного регулирования аудита, министерств и ведомств, которые обеспечивают наиболее эффективное функционирование аудиторской деятельности в рыночных условиях.

На третьем уровне находятся стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатываются с той целью, чтобы устанавливать нормы аудита, интерпретируемые всеми субъектами финансовой деятельности.

Четвертый уровень состоит из методик аудиторской деятельности, внутренних стандартов, которые в свою очередь регламентируют порядок осуществления аудиторских проверок каждой конкретной отрасли.

И наконец, пятый уровень — это внутрифирменные стандарты аудиторских организаций, которые подготавливают с целью разъяснения положений аудиторской деятельности, в выработке профессиональных способов выполнения конкретных аудиторских процедур. Они разрабатываются самими аудиторскими организациями и обеспечивают единый подход к проведению проверок и контролю их результатов в данной аудиторской организации[12].

Органами, регулирующими аудиторскую деятельность в России, являются:

— уполномоченный Федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет государственное регулирование аудиторской деятельности в России это Министерство финансов.

— совет по аудиторской деятельности. Принимает участие в подготовке и рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа; разрабатывает федеральные правила аудиторской деятельности; организует подготовку информационных, методических и учебных материалов в сфере аудита.


— саморегулируемые организации аудиторов.

Если говорить о правовом регулировании аудиторской деятельности в России, то в правовых и законодательных документах определены положения по ее организации, проведению аттестации и повышению квалификации аудиторов.

Основными документами, обеспечивающие регулирование и функционирование системы аудиторской деятельности в Российской Федерации, относятся: Гражданский Кодекс Российской Федерации, Налоговый Кодекс Российской Федерации, Закон о бухгалтерском учете, Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ, о котором уже упоминалось выше, Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», где представляются Полномочия Правительства Российской Федерации в области лицензирования и полномочия лицензирующих органов; права, обязанности и ответственность должностных лиц лицензирующих органов; лицензионные требования, финансовое обеспечение деятельности лицензирующих органов[13].

Положение о порядке проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора утверждено приказом Министерства Финансов России от 19.03.2013 № 32н, который устанавливает порядок проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата; рассматривает вопросы, предлагаемые претендентам на квалификационном экзамене, порядок участия, определения результатов.

Порядок создания единой аттестационной комиссии, утвержденный приказом Министерства Финансов России от 27.05.2010 № 51н, регулирующий создание единой аттестационной комиссии, которая предусмотрена в Федеральном законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», а также согласование Министерством Финансов Российской Федерации ее учредительных документов, и возможных вносимых изменений. Информирует о том, что комиссия создается для того, чтобы проводить квалификационные экзамены для тех лиц, которые претендуют на получение квалификационного аттестата аудитора, что создается она в результате ее учреждения, где учредителями являются только саморегулируемые организации аудиторов, и их число не может быть ограничено.

Далее хотелось бы отметить, что с 12.05.2017 года вступил в силу Федеральный закон от 01.05.2017 № 96-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля» и Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», который будет касаться порядка осуществления внешнего контроля качества аудиторских организаций.