Файл: Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Значение и сущность аудиторской деятельности
1.1. Понятие аудиторской деятельности, цели, задачи, виды аудита
1.2. История возникновения и развития аудита в России
1.3. Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности
2.2. Проблемы регулирования аудиторской деятельности
2.3. Предъявляемые требования к аудиторам для ведения аудиторской деятельности
2.4. Международные стандарты аудита, необходимость их применения
2.4. Международные стандарты аудита, необходимость их применения
В связи с усилением роли аудита как одной из форм экономического контроля в российской и зарубежной практике актуальным вопросом является применение единых стандартов аудита. На сегодняшний день таковыми являются международные стандарты аудита. Международные стандарты аудита (International Standards on Auditing) — это специальные документы, которые содержат определенные требования, предъявляемые к проведению проверок финансового состояния организаций, принадлежат данные стандарты Международной федерации бухгалтеров — вою работу правление проводит через рабочие органы — комитет по аудиту и комитет по планированию и финансам[29].
Выпускаются также Международной федерацией бухгалтеров, которая объединяет членов более 170 бухгалтерских и аудиторских национальных организаций, и объединений из 125 стран мира. Утвержденный текст документов международных стандартов аудита создается и публикуется на английском языке. Международная федерация бухгалтеров не несет ответственность за точность и полноту перевода, и за действия, которые следуют в результате применения этого перевода. Воспроизведение текста документов международных стандартов аудита на русском языке допускается в пределах территории Российской Федерации в некоммерческих целях.
Значимость международных аудиторских стандартов в том, что они способствуют: обеспечению высокого качества аудита; внедрению инновационных технологий в методики аудита; пониманию пользователями аудиторских процедур; созданию общественного имиджа профессии; устранению повышенного контроля со стороны государства; упрощению взаимодействия аудитора и клиента. Первый русскоязычный перевод международных стандартов аудита был представлен в 1999 году. Но в данном переводе существовало очень много неточностей и ошибок. Более того, российские разработки, основанные на этой версии, не совпадали с англоязычным вариантом 2000 года. В 2001 году был издан новый перевод, и именно он был использован при подготовке новых федеральных стандартов аудита в России. Прежде всего, наиболее известными и крупными пользователями признаются представители «Большой четверки», в состав которой входят компании: PwC, Deloitte, EY и KPMG. Так как данные аудиторские фирмы являются транснациональными, то в своей деятельности они принимают за основное руководство к действию именно международные стандарты аудита[30].
Однако стоит отметить, что международные стандарты аудита используются не только представителями «Большой четверки», потому что международные и национальные стандарты аудита тесно связаны между собой, и большинство стран создают собственные стандарты именно с учетом международного опыта. Это позволяет обеспечить максимально стандартизированный аудит. В России с 01.01.2017 аудиторская деятельность будет осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита. Министерством финансов России завершено признание действующих в настоящее время международных стандартов аудита. Приказами Министерства финансов России от 24.09.2016 № 192н и от 09.11.2016 № 207н — эти международные стандарты введены в действие на территории Российской Федерации.
Применять международные стандарты аудита в качестве национальных могут только страны, являющиеся членами Международной федерации бухгалтеров. Международные стандарты в России вводятся с целью унификации национальной аудиторской практики с общепризнанной в мире практикой[31].
Теперь, вместо привычной формы аудиторского заключения на нескольких листах, по всем новым договорам на проведение обязательного аудита, заключенным с 01.01.2017 года, составляется информационное насыщенное заключение в соответствии с международными стандартами аудита. Новая форма аудиторского заключения будет содержать не только оценку финансовой отчетности компании, но и обращать внимание на наиболее важные моменты в деятельности аудируемого лица, в том числе к тому, что привлекло наибольшее внимание аудитора, тому, в чем аудитор видит наиболее существенные риски для бизнеса. Новая форма — АЗ, предполагает расширенную информацию не только для бухгалтерии, но и для внешних и внутренних заинтересованных пользователей: акционеров, инвесторов.
Законодательными документами в пределах Российской Федерации по международным стандартам аудита являются: Приказ Минфина России от 05.08.2015 № 122н «Об утверждении Порядка проведения экспертизы применимости документов, содержащих международные стандарты аудита, на территории Российской Федерации» и Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 № 576 «Об утверждении положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации»
Международные стандарты аудита можно считать методикой процессного контроля. Главное требование к аудиту с точки зрения международных стандартов — это обеспечение надлежащего качества исполнения обязанностей в целях формирования безошибочного мнения о финансовой отчетности. Качество работы аудитора обеспечивается выполнением всех технологических процессов, которые должны быть описаны с тем, чтобы не пропустить какой-либо операции. Это предполагает, что весь процесс аудита должен быть регламентирован насколько это возможно подробно во избежание неоднозначного понимания того, какие следует предпринимать действия и в каких случаях. Так как речь идет о процессе контроля за финансовой отчетностью, стандарты аудита представляют собой регламенты контроля. В связи с тем, что перед аудитором поставлена очень ответственная социально значимая задача, регламенты носят предельно конкретный характер. Но все же практика показывают, что никакие, даже очень подробные регламенты не гарантируют качественный аудит[32].
Таким образом, в 2016—2017 годах произошло большое количество изменений и нововведений, которые так или иначе затрагивают институты аудиторской деятельности и их функционирование. Самыми основными являются: переход на международные стандарты финансовой отчетности и международные стандарты аудита, увеличение количества членов в саморегулируемых организациях аудиторов, а также принятие «Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации», которая одобрена Советом по аудиторской деятельности 23.06.2016.
На сегодняшний момент все усилия в сфере аудиторских услуг направлены на совершенствование структуры институтов аудиторской профессии, повышение престижа, исключение из профессии недобросовестных членов, работу с высшими учебными заведениями, активное взаимодействие профессии с пользователями аудиторских услуг.
Существуют актуальные проблемы дальнейшего развития аудиторской деятельности. Одна из них — это оказание негативного влияния на рынок предоставления аудиторских услуг в связи с неустойчивым состоянием деловой и инвестиционной среды, в том числе сокращение притока новых клиентов и отток имеющихся; небольшие бюджеты на привлечение аудиторов; ценовой демпинг.
Для разрешения данных препятствий и проблем на пути к улучшению эффективной аудиторской деятельности и развитию необходимо принять некоторые меры: повышение требований к квалификации аудиторов, которые работают в финансовой сфере, публичных компаний; рассмотреть и организовать инфраструктуру финансового рынка.
В связи с усилением роли аудита как одной из форм экономического контроля в российской и зарубежной практике актуальным вопросом является применение единых стандартов аудита. На сегодняшний день таковыми являются международные стандарты аудита. Однако внедрение России в международное пространство, где в последнее время санкции возобладали над экономическими законами, создает определенные обязательства, ограничивающие возможности для самостоятельных действий в области формирования финансовой отчетности и аудита.
Также существуют проблемы терминологии и перевода. В условиях наступившей неизбежности применения международной методики и организации аудита ко всем отечественным предприятиям, осуществляющим аудит своей отчетности, важно, чтобы официальный перевод международных стандартов аудита был достаточно подробный, четкий и понятный, насколько это возможно.
Заключение
В результате проделанной работы можно сформулировать выводы.
Аудиторская деятельность — это профессиональная деятельность квалифицированных специалистов по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской, финансовой отчетности. Основная цель аудиторской деятельности состоит в проверке достоверности бухгалтерской, финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных финансовых операций согласно правилам и стандартам, которые действуют в России.
Впервые аудиторские фирмы в России начали появляться в 1987 году, которые в основном создавались не без участия иностранного капитала. Основная цель необходимости появления аудиторских фирм была вызвана скорым развитием внешнеторговых отношений. Более того, для России также предпосылкой возникновения аудита послужила необходимость достоверной оценки имущества в условиях инфляции и приведение его стоимости в соответствие с рыночной.
В России система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Действующая в России система нормативного регулирования аудиторской деятельности включает пять уровней. На первом уровне располагается Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и другие федеральные законы, второй уровень включает в себя Постановления Правительства Российской Федерации, акты министерств и ведомств, на третьем уровне находятся стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатываются с той целью, чтобы устанавливать нормы аудита, интерпретируемые всеми субъектами финансовой деятельности, четвертый уровень состоит из методик аудиторской деятельности, внутренних стандартов, которые в свою очередь регламентируют порядок осуществления аудиторских проверок каждой конкретной отрасли, и, наконец, пятый уровень — это внутрифирменные стандарты аудиторских организаций.
В 2016—2017 годах произошло большое количество изменений и нововведений, которые так или иначе затрагивают институты аудиторской деятельности и их функционирование. Самыми основными являются: переход на международные стандарты финансовой отчетности и международные стандарты аудита, увеличение количества членов в саморегулируемых организациях аудиторов, а также принятие «Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации», которая одобрена Советом по аудиторской деятельности 23.06.2016.
На сегодняшний момент все усилия в сфере аудиторских услуг направлены на совершенствование структуры институтов аудиторской профессии, повышение престижа, исключение из профессии недобросовестных членов, работу с высшими учебными заведениями, активное взаимодействие профессии с пользователями аудиторских услуг.
Существуют актуальные проблемы дальнейшего развития аудиторской деятельности. Одна из них — это оказание негативного влияния на рынок предоставления аудиторских услуг в связи с неустойчивым состоянием деловой и инвестиционной среды, в том числе сокращение притока новых клиентов и отток имеющихся; небольшие бюджеты на привлечение аудиторов; ценовой демпинг.
Для разрешения данных препятствий и проблем на пути к улучшению эффективной аудиторской деятельности и развитию необходимо принять некоторые меры: повышение требований к квалификации аудиторов, которые работают в финансовой сфере, публичных компаний; рассмотреть и организовать инфраструктуру финансового рынка.
В связи с усилением роли аудита как одной из форм экономического контроля в российской и зарубежной практике актуальным вопросом является применение единых стандартов аудита. На сегодняшний день таковыми являются международные стандарты аудита. Однако внедрение России в международное пространство, где в последнее время санкции возобладали над экономическими законами, создает определенные обязательства, ограничивающие возможности для самостоятельных действий в области формирования финансовой отчетности и аудита.
Также существуют проблемы терминологии и перевода. В условиях наступившей неизбежности применения международной методики и организации аудита ко всем отечественным предприятиям, осуществляющим аудит своей отчетности, важно, чтобы официальный перевод международных стандартов аудита был достаточно подробный, четкий и понятный, насколько это возможно.
Библиография
I. Нормативно-правовые акты
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О саморегулируемых организациях» // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 49. — Ст. 6076.
- Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об аудиторской деятельности» // Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 1. — Ст. 15.
- Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 19. — Ст. 2716.
- Постановление Правительства РФ от 11.06.2015 № 576 (ред. от 31.07.2017) «Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2015. — № 25. — Ст. 3659.
- Приказ Минфина РФ от 27.05.2010 № 51н «Об утверждении Порядка создания единой аттестационной комиссии» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2010. — № 42.
- Приказ Минфина России от 19.03.2013 № 32н (ред. от 17.01.2017) «Об утверждении Положения о порядке проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора и о признании утратившими силу приказов Министерства финансов Российской Федерации» // Российская газета. — 2013. — № 136.
- Приказ Минфина России от 05.08.2015 № 122н «Об утверждении Порядка проведения экспертизы применимости документов, содержащих международные стандарты аудита, на территории Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2016. — № 2.
- Приказ Минфина России от 24.10.2016 № 192н (ред. от 30.11.2016) «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. — 11.11.2016. — Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
- Приказ Минфина России от 09.11.2016 № 207н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. — 18.11.2016. — Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
- Кодекс профессиональной этики аудиторов: одобрен Советом по аудиторской деятельности 22.03.2012, протокол № 4 (ред. от 22.12.2017) // Официальный сайт Минфина России. — 26.12.2017. — Режим доступа: https://www.minfin.ru.
- Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций: одобрены Советом по аудиторской деятельности 20.09.2012, протокол № 6 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минфина России. — 21.11.2017. — Режим доступа: https://www.minfin.ru.
- Концепция дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минфина России. — 28.06.2016. — Режим доступа: https://www.minfin.ru.