Файл: Стресс на рабочем месте: причины, диагностика, создание системы профилактических мероприятий (Исследование проблемы стресса в психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Результаты, полученные в ходе исследования, анализ, краткие выводы

В ходе исследования были получены результаты, которые приведены ниже.

По методике «Оценка профессионального стресса», автор К. Вайсман [психодиагностика стресса], идет следующее распределение результатов:

  • 15-34 — низкий уровень стресса;
  • 35-55 баллов — средний уровень стресса;
  • 56-75 баллов — высокий уровень стресса.

Результаты представлены на рисунке 1.

Рис. 1 Результаты по методике Оценка профессионального стресса», автор К. Вайсман

На данной исследовательской группе получилось следующее распределение по уровням:

  • 33% - низкий уровень профессионального стресса;
  • 38% - умеренный уровень профессионального стресса;
  • 29% - высокий уровень профессионального стресса.

Видно, что наибольший процент у группы с умеренным уровнем профессионального стресса, но стоит учитывать, что были результаты на границе с высоким уровнем. Это говорит о том, что стресс уже может представлять проблему. Стоит проанализировать профессиональную деятельность и выявить как разумно можно минимизировать стрессовые ситуации.

У 29% наблюдается высокий уровень стресса, на этом уровне стресс представляет собой главную проблему и требуется немедленное вмешательство. Есть высокая вероятность оказаться в стадии истощения в общем адаптационном синдроме.

Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) адаптация Водопьянова Н.Е. Методика К. Маслач и С. Джексон.

Ниже на рисунке представлены тестовые нормы для интегрального показателя выгорания.

Рис.2 Результаты по методике «Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) адаптация Водопьянова Н.Е. Методика К. Маслач и С. Джексон».

Видно, что преобладает высокая степень эмоционального выгорания, проанализировав анкеты участников, была выявлена закономерность, что повышенные результаты у тех участников, у кого уровень стресса находится на умеренном и высоком уровне. Проанализировав все данные, для проверки гипотезы о том, что разный уровень стресса влияет на профессиональное/эмоциональное выгорание личности был выбран коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Для выявления корреляции были выполнены следующие шаги:

  1. Ранжирование значений А и В. Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;
  2. Произведен подсчет разности между рангами А и В (колонка d);
  3. Возведение каждой разности d в квадрат (колонка d2);
  4. Подсчитана сумма квадратов;
  5. Произведен расчет коэффициента ранговой корреляции rs по формуле:
  6. Определены критические значения.

При расчетах мы использовали общий результат по методике Методика «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана) и интегральный показатель по методике Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) адаптация Водопьянова Н.Е. Методика К. Маслач и С. Джексон.

Количественные показатели представлены в приложении 3 (См. приложение 3).

С помощью данного коэффициента мы получили rs = 0.932, это доказывает, что существует корреляция между уровнем стресса и профессиональным выгоранием. Подсчеты по данному критерию представлены ниже в таблице 1 (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Расчеты по критерию Спирмена

N

Значения А

Ранг А

Значения В

Ранг B

d (ранг А - ранг В)

d2

1

56

16

7

12

4

16

2

17

2

5

6.5

-4.5

20.25

3

36

8

5

6.5

1.5

2.25

4

74

21

10

19

2

4

5

30

7

3

2.5

4.5

20.25

6

54

14.5

8

15

-0.5

0.25

7

27

6

5

6.5

-0.5

0.25

8

18

3

3

2.5

0.5

0.25

9

54

14.5

8

15

-0.5

0.25

10

62

17

11

20

-3

9

11

16

1

3

2.5

-1.5

2.25

12

47

11.5

8

15

-3.5

12.25

13

43

10

7

12

-2

4

14

64

18

9

17.5

0.5

0.25

15

19

4

3

2.5

1.5

2.25

16

47

11.5

6

9.5

2

4

17

73

20

12

21

-1

1

18

69

19

9

17.5

1.5

2.25

19

41

9

6

9.5

-0.5

0.25

20

26

5

5

6.5

-1.5

2.25

21

50

13

7

12

1

1

Суммы

231

231

0

104.5


По данному исследованию можно сделать выводы, что в педагогической среде преобладает умеренный уровень стресса, высокий уровень стресса наблюдается у меньшинства, но стоит учитывать, что распределение баллов было и в пограничной зоне между умеренным и высоким стрессом, поэтому можно сделать вывод, что в педагогический среде наблюдается повышенный уровень стресса, нежели низкий.

Следующий вывод, который можно сделать: наличие стресса влияет на эмоциональное выгорание, что было подтверждено с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Чем ниже уровень стресса, тем ниже показатель по эмоциональному выгоранию.

2.3. Способы профилактики профессионального стресса

Присутствие стресса в педагогической деятельности на настоящий момент является актуальной проблемой, к которой обращено внимание многих зарубежных и отечественных исследователей. Многие авторы отмечают, что профессиональное функционирование педагогов является эмоционально напряженным видом социальной активности и входит в группу профессий с постоянным присутствием негативно выраженных стрессоров. Отражением стрессогенности преподавательской работы выступает высокая подверженность данного контингента психосоматическим, невротическим и другим пограничным состояниям и патологиям. Данная актуальность и была подтверждена исследованием, которое показало, что в исследовательской группе наблюдается повышение профессионального стресса, который в свою очередь влияет на эмоциональное выгорание. Данные показатели в общем влияют на работоспособность человека.

Не существует универсальных профилактических средств, позволяющих одним и тем же способом предупредить многообразные последствия рабочих стрессов, поэтому профилактические средства должны подбираться в зависимости от типа функционального состояния, личностных особенностей, специфики ситуации и профессиональной деятельности. В связи с этим важной составной частью любых программ психологической профилактики и коррекции является комплексная психодиагностика, включающая в себя методы изучения стрессовых состояний, стрессоустойчивости личности, профессиональных качеств личности, индивидуальный подход к каждой личности.

Существует много методов коррекции психо-эмоционального стресса, и задача состоит в том, чтобы выбрать те из них, которые отвечали бы, с одной стороны, индивидуальным особенностям конкретной личности, с другой - реальным условиям, существующим в данном месте и в данное время:


Первый способ - это усиление защитных сил организма, изменение отношения к психотравмирующим ситуациям, развитие позитивного мышления.

Второй способ направлен на нейтрализацию уже возникшего стресса и заключается в целенаправленном воздействии на его телесные и эмоциональные проявления. Конечно; между этими двумя подходами нет четких границ.

Рациональная психотерапия тревоги и страха - это терапия, основанная на разуме и логике. Данный вид терапии подходит не всем и не всегда, но если уровень тревоги не очень высок, то начинать можно именно с этого метода. Для того, чтобы меньше бояться какого-то явления, следует хотя бы приблизительно оценить вероятность наступления неблагоприятного события, и тогда окажется, что шансы пострадать от него совершенно ничтожны.

Аутогенная терапия. Истоки аутогенной тренировки восходят к практике индийский йогов, которые могли при помощи самовнушения влиять на многие психические и физиологические процессы своего организма. В настоящее время признано, что аутогенная тренировка является достаточно эффективным приемом коррекции психоэмоционального напряжения.

В основе метода, предложенного Джекобсоном, лежит представление о том, что между мозгом и скелетными мышцами существует тесная взаимосвязь, при которой психическое напряжение тут же отражается в виде повышенного тонуса мускулатуры, а напряжение мышц усиливает эмоциональное напряжение. По мнению Джекобсона, образующийся при этом порочный круг можно разорвать только с «периферического конца», то есть путем специальных упражнений, направленных на полное расслабление скелетной мускулатуры. Исходя из этого, автором была разработана техника произвольного расслабления мышц при аффективных состояниях (страх, тревога, смущение и т. д.), что способствовало снятию эмоциональной напряженности, а так же использовалось для предупреждения возникновения этих состояний.

Нейролингвистическое программирование как метод психотерапии базируется на исследовании оптимальных способов достижения успеха в самых разных сферах жизни - межличностной коммуникации, терапии, образовании, бизнесе, личностном росте - и представляет собой синтез методик Ф. Перлза (гештальт-терапия), Б, Сатир (семейная терапия) и М. Эриксона (гипнотерапия), к которым основатели НЛП Дж. Гриндер и Р. Бэндлер добавили свое представление о структуре человеческого языка: Основатели НЛП подчеркивали важность языка как основного средства коммуникации и структурирования индивидуального жизненного опыта, а также предпола или возможность «программирования» поведения индивидуума путем подбора оптимальных стратегий организации внутреннего опыта.


Для профилактики профессионального стресса стоит также придерживаться основных правил, а именно:

  • отдых;
  • полноценный сон;
  • сбалансированное питание;
  • физическая активность.

Только используя полный арсенал профилактических мероприятий можно достичь качественного результата.

Выводы по второй главе

Вторая глава описывает результаты проведенного исследования. Цели исследования:

  • выявить уровень профессионального стресса в образовательной среде.
  • разработать методические и практические рекомендации по снижению уровня стресса в организации.

Для исследования были выбраны 2 методики:

  • Методика «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана).
  • Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) адаптация Водопьянова Н.Е. Методика К. Маслач и С. Джексон. Тесты для диагностики синдрома ПВ.

В дальнейшем с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена мы выяснили, что между профессионаьным стрессом и эмоциональным выгоранием существует взаимосвязь.

Таким образом, заявленная гипотеза нашла свое подтверждение. Задачи, которые мы ставили в исследовании, были реализованы.

Для профилактики профессионального стресса, который ведет к эмоциональному-профессиональному выгоранию, стоит придерживаться Для профилактики профессионального стресса стоит также придерживаться основных правил, а именно:

  • полноценный отдых;
  • полноценный сон;
  • сбалансированное питание;
  • физическая активность;
  • психологическая помощь.

Следует понимать, что полноценная профилактика возможна только при использовании полного арсенала профилактических мероприятий (терапии, медицинское вмешательства и основные правила, которые были указаны выше), только так можно достичь качественного результата.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проанализированной нами литературы, мы пришли к следующим выводам:

  • стресс имеет огромное влияние на организм человека, часто определяет само течение жизни и ее сохранность;
  • он возникает в результате действия на организм так называемых стрессогенных факторов, которые могут быть биологическими, информационными и вызывать изменения во всех органах и системах организма человека;
  • стресс - это состояние, которое далеко не всегда наносит ущерб.