Файл: Особенности политики мотивации персонала малых предприятий.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ МОТИВАЦИИ ТРУДА НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Понятие мотивации труда и характеристика теорий мотивации
1.2 Понятие политики мотивации труда персонала, виды мотивации на предприятии
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЛИТИКИ МОТИВАЦИИ ТРУДА В ООО «ПЛАНЕТА ИГРУШЕК»
2.1 Общая характеристика деятельности и финансового состояния предприятия ООО «Планета игрушек»
2.2 Анализ существующей политики мотивации труда персонала ООО «Планета игрушек»
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЛИТИКИ МОТИВАЦИИ ТРУДА ООО «ПЛАНЕТА ИГРУШЕК»
3.1 Разработка программы мотивации персонала «Лучший сотрудник месяца»
Но опросы сотрудников компании ООО «Планета игрушек» показывают, что очень важными, если не основными для них являются и социально-психологические факторы. Например, такие как «Хорошие шансы продвижения по службе», или «Интересная работа, способствующая развитию знаний и навыков».
Все эти моменты снижают напряженность и стресс, связанные с выполнением текущей деятельности. Важны для работников, и хорошее взаимоотношение с руководителем, и трудовым коллективом. На практике же, когда руководитель уделяет чрезмерное внимание вопросам материального стимулирования и наказания, и совершенно упускает из круга своего внимания вопросы других интересов, сотрудников возникают тяжелые конфликты, приводящие к потере мотивации, производительности, товарооборота. Для того чтобы дать сотрудникам возможность профессионального роста, развития и сделать работы максимально интересной, во многих торговых компаниях организуются специальные учебные курсы для новых сотрудников, а также программы обучения для повышения квалификации сотрудников действующих.
Статистика обучения показывает, что около 70% торговых сетей сегодня проводят обучение для своего персонала на стадии набора новых сотрудников и около 40% имеют постоянные программы повышения квалификации.
В компании ООО «Планета игрушек» так же проводятся тренинги. Основные тренинги проводятся после принятия на работу.
Основной тренинг является вводным: «О компании» на данном тренинге рассказывается о структуре компании, ее истории, особенностях развития.
Однако основное количество тренингов и семинаров проводится для менеджеров среднего звена. Например, тренинг «Ежедневные обязанности руководителя». Обучение происходит постепенно, совмещая практические и теоретические знания, целеустремлённые сотрудники быстро поднимаются по карьерной лестнице. Известны такие случаи, когда руководитель отдела за 1 год стал управляющим торгового зала. Но на данный момент сделать карьеру сотруднику или кассиру достаточно сложно, т.к. возможный карьерный рост на этом уровне происходит достаточно медленно и требует высоких усилий.
Это удивительно, ведь сотрудник это главный ресурс торгового предприятия, ресурс для достижения успеха. Работа же торговле становится постепенно одной из самых сложных с точки зрения набора знаний и навыков. А система мотивации и стимулирования занимает ведущее место в системе управления персонала.
Для того чтобы выяснить, степень удовлетворенности основными мотивирующими факторами сотрудниками в текущей деятельности (через 1 год работы), было проведено повторное анкетирование (15 человек). Сотрудники низшего звена ответили на один вопрос: «Какие условия работы в компании «Планета игрушек»?» оправдали ваши ожидания?» расставить баллы по каждому фактору от 0 до 5, в таблице фактор ожидания представлен, как фактор удовлетворённости (5), а «ожидания не оправдались», как фактор не удовлетворенностью трудовой деятельностью (0).
61,80%
38,20%
мотивирующий
фактор
более 3х
мотивирующий
фактор
менее 3х
Рис. 2.2 Результаты опроса по выявлению фактора неудовлетворенности в компании ООО «Планета игрушек» в 2017 году[47]
По результатам опроса была выявлена группа сотрудников, в ответах которых фактор неудовлетворённости по разным параметрам был достаточно значительным (менее 3-х), доля данных анкет составила 38,2% от общего опроса (Рис.2.3)
Рис.2.3 Соотношение отделов по факту неудовлетворенности в компании ООО «Планета игрушек» в 2017 году1
Из данной группы (Рис.2.3) анкет 85% принадлежа сотрудникам торговых отделов. Это связано с тем, что работа сотрудников в торговом зале связана с физической работой и наиболее подвержена стрессам. Для выявления основных факторов неудовлетворенности были просуммированы ответы по каждому фактору и поделены на количество анкет, т.е. итоговые баллы получены, как и в первом случае, путем вычисления среднеарифметического.
На рис. 2.4 Показаны факторы максимальной неудовлетворённости
Рис. 2.4 Уровень удовлетворенности сотрудниками деятельностью в компании - максимальная неудовлетворённость по различным причинам[48]
Данный опрос показывает, что основной фактор, который на сегодняшний день удерживает сотрудников на рабочем месте – это лидирующее положение компании и ее стабильностью. Эти факторы занимают высокий рейтинг в шкале ценностей сотрудников (первый опрос) и имеют высокую степень удовлетворённости (второй опрос).
Но эти факторы не являются основными стимулами сотрудников к высокоэффективной деятельности, т.к. его потребности в карьерном и профессиональном росте, достойном заработке, интересной работе находятся на низком уровне удовлетворённости. Что вызывает напряженность и стресс в текущей деятельности, а так же конфликты в коллективе.
Таким образом, основной проблематикой, связанной с мотивацией и стимулированием персонала на уровне исполнителей (сотрудников и кассиров) являются отсутствие:
- материальной мотивацией;
- мотивации в профессионально развитии (самовыражении);
- мотивации в карьерном продвижении (признание и самоутверждение).
Следующий этап данной работы – разработка рекомендации и проектов, направленных на изменение текущей ситуации в компании и стимулирование труда сотрудников на основании данных мотивов и потребностей.
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЛИТИКИ МОТИВАЦИИ ТРУДА ООО «ПЛАНЕТА ИГРУШЕК»
3.1 Разработка программы мотивации персонала «Лучший сотрудник месяца»
Исследовав мотивы и стимулы работников ООО «Планета игрушек» было выявлено, что необходимо стимулировать сотрудников в следующих направлениях:
- развитие профессиональных навыков;
- расширение возможности карьерного роста;
- материальное стимулирование, связанное с улучшением качества и эффективности выполняемой ими работы[49].
Для достижения данных задач мной разработан проект «Лучший сотрудник месяца».
Описание проекта:
Данный проект осуществляется только для сотрудников и направлен на выявление лучших сотрудников, стремящихся улучшать результаты своей работы, совершенствовать профессиональные навык. В ходе проекта производится оценка всех сотрудников по установленным схеме и критериям. Итог данного проекта выбор данного сотрудника. Результаты данного проекта открыто публикуются не только среди сотрудников магазина, т.е. ежемесячно оглашаются на общем собрании детского мира, но и в первую очередь являются доступными для руководителей всех уровней данного магазина. Для сотрудника это означает, что о его достижения узнает не только коллектив, но и руководство.
Цель проекта:
Выдвижение и оценка кандидатов по номинации «Лучший сотрудник месяца» является корпоративным мероприятием по стимулированию персонала к продолжительной и эффективной работе в ООО «Планета игрушек» за счет объективной оценки каждого сотрудника и премирования по результатам его работы, а так же выявлению будущих заместителей и руководителей отделов.
Общие правила по оценке сотрудников:
1. На оценку по номинации «Лучший сотрудник месяца» может претендовать любой штатный сотрудник ООО «Планета игрушек», не относящийся к руководящему составу компании, с общим стажем работы в компании не менее 2-х месяцев.
2. Оценка номинации «Лучший сотрудник месяца» проводится ежемесячно по следующим зональным группам отделов:
1 - «Игры и игрушки»;
2 - «Спорт и отдых»;
3 – «Школа»;
4 – «Кормление и гигиена»;
5 – «Товары для новорожденных»;
6 – «Малышам»;
7 – «Хобби и творчество»;
8 – «Интерьер»;
9 – «Безопасность»;
10 - «Кассовая зона»;
11 - «Неторговые отделы» (Приемка, Документооборот, Вход клиентов, Архив).
От каждой зональной группы может быть выбран победителем по данной номинации только один сотрудник.
3. На общем собрании магазина победители в номинации «лучший сотрудник месяца» награждаются премией, (размер премии определяет управляющий торговым центром), сертификатом победителя и отличительным бейджем «Лучший сотрудник компании».
Итоги конкурса, фотографии участников публикуются на специальном стенде. Победители данного конкурса не могут выдвигаться на повторное участие в конкурсе в течение шести месяцев.
4. Оценка сотрудников проводится руководителем и заместителями руководителя отдела на основе общения результатов работы данного работника за последние два месяца согласно процедуре оценки. Сдача результатов оценки должна производиться в отдел по работе с персоналом «Планета игрушек» не позднее 20 числа каждого месяца[50].
5. Решение по выбору победителя в данной номинации принимается собранием Управляющего магазином, представителем Отдела по работе с персоналом, Управляющими торговым залом на основании представленных оценок сотрудников, результатов продаж торговых отделов в относительных показателях, результатов инвентаризации за рассматриваемый период и других показателей.
6. Торжественное награждение победителей осуществляется на общем собрании всех сотрудников магазина, работающих в данную смену, с участием Управляющего магазином.
Процедура оценки сотрудника.
Оценка сотрудника состоит из двух частей. Первичная оценка производится руководящим составом каждого отдела по методу ранжирования, согласно следующим пяти критериям[51]:
- качество работы сотрудника;
- скорость работы сотрудника;
- трудовая дисциплина;
- взаимоотношения с коллективом и коллегами;
- лояльность к компании (готовность работать сверхурочно, продолжительность/количество, больничный лист).
Метод ранжирования подразумевает расстановку всех сотрудников отдела, подлежащих оценке, по каждому из приведенных критериев по принципу степени выраженности критерия от высшего к низшему, т.е. путём выставления каждому сотруднику места в зависимости от его достижений.
В результате градации получается таблица аналогичная приведенной ниже. Сотрудники занимают место в таблице по каждому из критериев, т.е. 1-место, 2-место и т.д. по количеству оцениваемых сотрудников. Затем результаты по каждому критерию суммируются. Таблица с результатами оценки сотрудников следует передать в Отдел по работе с персоналом «Планета игрушек».
Обращаю внимание, что по каждому из критериев занять 1-ое, 2-ое и т.д. место может один сотрудник. Количество мест равняется количеству сотрудников в данном отделе (см. табл. 3.1).
Таблица 3.1
Критерии оценки сотрудников организации[52]
Качество |
Скорость |
Дисциплина |
Взаимоотношения |
Лояльность |
Сумма |
|
Михайлов |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 |
8 |
Кузнецов |
3 |
1 |
1 |
2 |
3 |
10 |
Вавилов |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
12 |
Т.е. «Михайлов» был лучшим сотрудником по первому, четвертому и пятому параметру, «Кузнецов» по которому и третьему, «Вавилов» не занял первого места не по одному из критериев. Графа «Сумма» - это сумма баллов по всем критериям данного сотрудника.
Результат: по оценке совокупности параметров лучший сотрудник –Михайлов, поскольку набранная им сумма баллов минимальна. В случае совпадения сумм двух сотрудников, оценивающий принимает решение с учетом других критериев, не используемых в данной процедуре оценки.
После определения лучшего сотрудника отдела, руководители отделов переходят к вторичной оценки сотрудника. В листе персональной оценке (Приложение №2) в свободной форме необходимо описать его достижения, отразить положительные качества работника в сравнении с его коллегами, обратить внимание на его недостатки и дать рекомендации по его исправлению. Необходимо привести конкретные примеры деятельности сотрудника с указанием даты, описанием вида деятельности и качества работы, найденного решения в сложной ситуации, успешной координации своих действий с коллегами, нестандартного подхода к решению поставленной задачи.
В отдел по работе с персоналом должны быть представлены 2 документа – общий оценочный лист на сотрудников отдела количеством баллов и лист персональной оценки с описанием работы выбранного сотрудника[53].