Файл: Планирование производственной программы предприятий, на пример реально существующей организации..pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 6
Из таблицы 5 видно, что за период 2016-2018 гг. возрос период оборачиваемости дебиторской задолженности с 111 до 167 дней, а период оборачиваемости денежных средств снизился с 0,84 до 0,21 дня.
Таким образом, по результатам проведенного анализа можно сделать вывод о том, что ООО «ГК «Дарница» у необходимо наращивать собственный капитал и снижать уровень кредиторской задолженности.
2.2 Анализ динамики и структуры выполнения плана производства и реализации продукции
При исследовании динамики и выполнения плана продаж (табл. 6) первоначально изучается динамика выручки от продаж товаров (товаров, работ, услуг) в действующих ценах.
Таблица 6
Исследование динамики продаж товаров
Показатель |
Год |
||
2016 |
2017 |
2018 |
|
Объем продаж в действующих ценах, млн. руб. |
2292 |
1558 |
2464 |
Темпы роста, % |
|||
к базисному году |
100,0 |
68,8 |
107,5 |
к предыдущему году |
100,0 |
68,8 |
156,1 |
Индексы роста продаж в текущих ценах показывают, что за 3 года объем продаж увеличилась на 7,5%. Продажи в 2017 году упали более чем на 30%. Одним из факторов, определивших изменение продаж, является инфляция. Чтобы привести продажи в сопоставимые условия, т. е. для определения изменения продаж в реальном выражении, необходимо учитывать соответствующие изменения цен.
Изменения цен оценивается по-разному:
- общим изменением потребительских (розничных) цен;
- общим изменением цен на продукты, закупленные оптом, то есть индекс оптовых цен;
- общим изменением цен на инструменты выпуска, т. е. индекс цен на инструменты выпуска.
Об изменении этих величин сообщается в публикациях органов статистики и анализа. Выбор индекса цен, используемый при определении изменений в сфере продаж, зависит от функционирования хозяйствующего субъекта. Если основной деятельностью является производство и продажа товаров и услуг непосредственно населению, наиболее приемлемым является индекс потребительских цен; если компания продает большую часть своей товаров оптовикам, учитывается индекс оптовых цен; если специализация - производство промышленных товаров, применяется индекс цен на промышленные товары. ООО «ГК «Дарница» производит и продает продукцию, в основном, для населения. Индекс цен, влияющий на значение величин, представлен в таблице 7.
Таблица 7
Индекс цен и расчет продаж в сопоставимых ценах
Показатель |
Год |
||
2016 |
2017 |
2018 |
|
Индекс цен |
100 |
113 |
106 |
Объем продаж в |
2292 |
1378 |
2324 (1:1,06) |
сопоставимых ценах |
(1:1) |
(1:1,13) |
Индекс продаж при постоянных (сопоставимых) ценах 1рсц подсчитывается делением индекса продаж в действующих ценах 1рдц на индекс цен 1ц рассчитывается по формуле:
где Iрдц- индекс продаж в действующих ценах; Iц - индекс цен.
Таким образом, индекс продаж за три года составляет 1,09, а индексы продаж за весь период (по годам) представлены в таблице 8.
Реальное увеличение продаж на 34,6 % в сопоставимых ценах следует сравнивать с увеличением продаж на 50,2 % в текущих. Этим определяется влияние цен на объем продаж.
Таблица 8
Индексы продаж по годам
Показатель |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Индекс продаж в действующих ценах ценах |
100,0 |
113,0 |
106,0 |
Оценка выполнения плана по производству и продаж товаров за отчетный период (месяц, квартал, год) приведена в таблицах 9-11.
Таблица 9
Исследование выполнения плана по выпуску и продаже товаров ООО «ГК «Дарница» за 2016 год
Тип |
Объем выпуска |
в |
Объем продаж товаров в |
|||||
товаров |
плановых ценах, млн. руб. |
плановых ценах, млн. руб. |
||||||
% к |
% к |
|||||||
план |
факт |
+,- |
план у |
план |
факт |
+,- |
план у |
|
Хлебобул очные изделия |
1350 |
1361 |
11 |
100, 8 |
1371 |
1385 |
14 |
101, 0 |
Сухарные изделия |
83 |
85 |
2 |
102, 4 |
100 |
93 |
-7 |
93,0 |
Бараночные изделия |
72 |
61 |
-11 |
84,7 |
62 |
80 |
18 |
129, 0 |
Пироги |
41 |
48 |
7 |
117, 1 |
43 |
42 |
-1 |
97,7 |
Кондитерские изделия |
682 |
676 |
-6 |
99,1 |
711 |
692 |
-19 |
97,3 |
Итого |
2228 |
2231 |
3 |
100, 1 |
2287 |
2292 |
5 |
100, 2 |
Таблица 10
Исследование выполнения плана по выпуску и продаже товаров ООО «ГК «Дарница» за 2017 год
Тип |
Объем выпуска в плановых |
Объем продаж товаров в |
||||||
товаров |
ценах, млн. руб. |
плановых ценах, млн. руб. |
||||||
план |
факт |
% к план у |
план |
факт |
% к пла ну |
|||
Хлебобулочные |
100, |
100, |
||||||
изделия |
1045 |
1051 |
6 |
6 |
1049 |
1055 |
6 |
6 |
Сухарные изделия |
71 |
62 |
-9 |
87,3 |
75 |
82 |
7 |
109, 3 |
Бараночные изделия |
53 |
62 |
9 |
117, 0 |
39 |
38 |
-1 |
97,4 |
Пироги |
29 |
25 |
-4 |
86,2 |
32 |
26 |
-6 |
81,3 |
Кондитерские |
358 |
355 |
-3 |
99,2 |
348 |
357 |
9 |
102, 6 |
изделия |
||||||||
Итого |
1556 |
1555 |
-1 |
99,9 |
1543 |
1558 |
15 |
101, 0 |
Таблица 11
Исследование выполнения плана по выпуску и продаже товаров ООО «ГК «Дарница» за 2018 год
Тип товаров |
Объем выпуска в плановых ценах, млн. руб. |
Объем продаж товаров в плановых ценах, млн. руб. |
||||||
план |
факт |
+,- |
% к плану |
пла н |
факт |
+,- |
рос т |
|
Хлебобулочные изделия |
1430 |
1451 |
21 |
101,5 |
144 5 |
1451 |
6 |
100, 4 |
Сухарные изделия |
122 |
131 |
9 |
107,4 |
129 |
132 |
3 |
102, 3 |
Бараночные изделия |
71 |
82 |
11 |
115,5 |
72 |
75 |
3 |
104, 2 |
Пироги |
60 |
61 |
1 |
101,7 |
62 |
52 |
-10 |
83,9 |
Кондитерские изделия |
748 |
735 |
-13 |
98,3 |
751 |
754 |
3 |
100, 4 |
Итого |
2431 |
2460 |
29 |
101,2 |
245 9 |
2464 |
5 |
100, 2 |
Из таблиц видно, что за 2016-2018 гг. план по некоторым позициям перевыполнен в среднем на 2-10 %.
Таким образом, в данном параграфе был проведен анализ динамики и структуры выполнения плана производства и реализации продукции ООО «ГК «Дарница». Расчеты показали, что за 2016-2018 гг. план по некоторым позициям перевыполнен в среднем на 2-10 %.
2.3 Повышение производственной мощности как условие выполнения плановой производственной программы ООО «ГК «Дарница»
ООО «ГК «Дарница» планирует увеличить выпуск пряников и печенья, что находит отражение в производственной программе. Но производственных мощностей для этого не хватает. Для выполнения производственной программы план предусматривает ряд мероприятий по повышению производственной мощности.
ООО «ГК «Дарница» в связи с увеличение объема продаж кондитерских товаров (пряники, печенье), рекомендуется приобрести отсадочную машину МВ-1000 для выпуска пряников и печенья с наполнителями в целях расширения ассортимента выпускаемой товаров.
Исследуем исходные данные для определения эффективности мероприятия:
Технико-экономическая характеристика технических устройств:
- Ассортимент выпускаемых товаров:
- пряники заварные с начинками;
- пряники сырцовые и заварные без начинки;
- печенье сдобное песочно-отсадное, в том числе с начинками;
- печенье песочное двуцветное;
- Производительность кг/час:
- пряники - 198 кг/час;
- печенье - 134 кг/час.
Планируемый дополнительный объем выпуска товаров в месяц в таблице 12.
Таблица 12
Дополнительный объем выпуска товаров
Наименование |
Объем выпуска, тонн |
Количество затраченного времени на производство, час |
товаров |
||
Пряники |
20 |
101 |
Печенье |
4 |
30 |
Итого |
24 |
131 |
Стоимость товаров в месяц представлена в таблице 13.
Таблица 13
Стоимость товаров в месяц
Наименование |
Объем выпуска, |
Цена 1 т тыс. |
Сумма, тыс. |
товаров |
т |
руб. |
руб. |
Пряники |
20 |
77 |
1540 |
Печенье |
4 |
81 |
324 |
Всего |
24 |
156 |
1864 |
Капитальные издержки включают в себя стоимость технических устройств определяется согласно договорным ценам на основании тендера.
Стоимость издержек на приобретение технических устройств представлена в таблице 14.
Таблица 14
Капитальные вложения
Наименование |
Сумма, тыс. руб. |
Стоимость технических устройств |
395 |
Стоимость строительных работ (10 % от стоимости технических устройств) |
39 |
Итого капиталовложений |
434 |
Производственные величины выпуска новых товаров представлены в таблице 15.
Таблица 15
Прочие издержки
Показатель |
Значение |
Себестоимость одной тонны товаров, тыс. руб. |
70 |
Отпускная стоимость одной тонны, тыс. руб. |
77 |
Годовой объем выпуска товаров, тонн |
288 |
Расчет годового экономического эффекта происходит на основании формулы:
Э = (ОС-З) *А,
где Э - годовой экономический эффект;
А - годовой объем выпуска товаров;
ОС - отпускная стоимость 1 тонны;
З - издержки на 1 тонну.
Э = (77-70)* 288 = 2018 тыс. руб.
Срок окупаемости рассчитывается по формуле :
ТО = А/Э,
где ТО - период окупаемости,
А - сумма всех капиталовложений,
Э - годовой экономический эффект.
Получаем следующий результат:ТО = 434/2018 = 0,2 года
Для экономии энергии и технического перевооружения в ООО «ГК «Дарница» предлагается перевести оборудование пекарни на сжигание природного газа.
При переводе котла на сжигание газа экономический эффект достигается за счет:
- снижения потребления условного топлива (повышение КПД котла, снижение расхода тепла на собственные нужды)
- разности в стоимости сжигаемого топлива.
Исследуем исходные данные для определения энергетической и экономической эффективности внедряемого мероприятия.
Сначала определим удельный расход топлива на отпуск тепловой энергии после перевода котла на сжигание природного газа. Данные для расчета представлены в таблице 16.
Таблицы 16
Удельный расход топлива
Оборудование |
Печное топливо |
Газ |
Печь ФТЛ 2-66 |
29 кг/ч |
22 м. куб |
Печь ФТЛ 2-66 |
29 кг/ч |
22 м. куб |
котел |
15 кг/ч |
15 м. куб. |
Определим расход печью и котлом печного топлива в год: (29кг/ч * 8+4 кг/ч * 16)* 365 дн.* 2 печи =216080 кг. 15 кг/ч * 8* 365 дн. = 43800 кг.