Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 267
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления поведением в конфликтных ситуациях в организации
1.1 Понятие конфликта в организазации: виды, причины
1.2 Причины возникновения конфликта и особенности его протекания в организации
1.3 Методы управления поведением в конфликтных ситуациях (способы предупреждения конфликта)
Глава 2 Анализ управления поведением на примере ОГБУСО «КЦСОН г. Тайшета и Тайшетского района»
2.1 Краткая организационно-правовая характеристика предприятия
ГЛАВА 3. эмпирико-практическая часть (социально-психологический мониторинг)
Введение
Актуальность. В связи с переходом России на капиталистический путь развития коренным образом изменился статус предприятия как основного звена народного хозяйства: капиталистические отношения принципиально изменили взаимоотношения предприятия, как с государственными организациями, так и с производственными и иными партнерами, работниками. Как следствие, изменились отношения между руководителями организаций, между руководителями и подчиненными, между всеми работниками внутри организации. При этом изменилось отношение к персоналу организаций, так как декларированное Конституцией РФ социальное государство на деле обернулось к человеку лицом со злобным оскалом компрадорского империализма.
В связи с этим развитие социальной среды организации, вопросы управления персоналом стали играть ключевую роль ввиду постоянной эскалации конфликтов внутри коллектива предприятия. Конфликты, возникающие в процессе взаимодействия, общения индивидов между собой выполняют дестабилизирующую роль в коллективе. Необходимость их оперативного разрешения, снятия напряженности внутри коллектива требует понимания причин и динамики развития конфликта. Стили и методы поведения в конфликтных ситуациях достаточно разнообразны, как разнообразны и методы управления конфликтом. Чтобы найти оптимальное решение в конфликтной ситуации, нужно обладать знанием того, как они развиваются. Столкновение точек зрения, мнений, позиций − очень частое явление производственной и общественной жизни. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.
Поэтому в современных условиях проблема эффективного разрешения конфликтов приобретает актуальность не только в плане улучшения эмоционального климата межличностного взаимодействия, но и является необходимой составляющей успешного делового взаимодействия между людьми.
Одной из главных задач социального развития организации это создание и поддержание в коллективе здоровой социально-психологической атмосферы, оптимальных межличностных и межгрупповых связей, способствующих слаженной и дружной работе, раскрытию интеллектуального и нравственного потенциала каждой личности, удовлетворенности совместным трудом.
Это и определяет актуальность темы настоящей курсовой работы.
Объект исследования − управление поведением в конфликтных ситуациях.
Предмет исследования – анализ социально-психологического микроклимата на предмет безконфликтности в ОГБУСО «КЦСОН г. Тайшета и Тайшетского района».
Цель курсовой работы − теоретическое исследование и изучение методов и стилей управления поведением в конфликтных ситуациях.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
− раскрыть теоретические основы теории конфликтов;
− проанализировать способы и методы разрешения конфликтов;
− выполнить практический анализ развития конфликной ситаации и поиска ее разрешения примере ОГБУСО «КЦСОН г. Тайшета и Тайшетского района»;
− выполнить эмпирико-практическую работу по анализу характерных параметров безконфликтности в коллективе на примере ОГБУСО «КЦСОН г. Тайшета и Тайшетского района»;
− сделать краткие выводы по результатам работы.
Методами исследования являются анализ литературы; классификация; обобщение.
База исследования: Ообластное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Тайшет а и Тайшетского района»[1] (ОГБУСО «КЦСОН г. Тайшета и Тайшетского района») (665004, Иркутская область, г. Тайшет, ул. Андреева, 12).
Период исследования: февраль 2019 года.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Глава 1. Теоретические основы управления поведением в конфликтных ситуациях в организации
1.1 Понятие конфликта в организазации: виды, причины
Конфликт – это весьма сложное и психологическое явление, успешность изучения которого во многом зависит от качества исходных методологических и теоретических предпосылок, используемых методов.[2]
Наиболее распространены два подхода к пониманию конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение, противоречие, противодействие сторон, мнений, в силу противоположности, несовместимости. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе. Понятие «конфликт» и «противоречие» фактически становятся сопоставимыми по объему. Другой подход заключается в понимании конфликта как системы отношений, процесса развития взаимодействия, заданных различиями субъектов, участвующих в нем (по интересам, ценностям, деятельности). Здесь предполагается, что субъектом взаимодействия может быть либо отдельный человек, либо люди и группы людей[3] [1, c.99].
Современная точка зрения заключается в том, что далее в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже может быть и желательны[4]. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личностью и достижению целей организации в целом. Но в некоторых случаях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большое количество альтернатив и проблем. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а так же дает возможность людям выразить свои мысли и соображения и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это так же может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения проходит до их фактического исполнения. Таким образом, под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся положительными и отрицательными эмоциями[5] [6, c.251].
Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии спортивного единоборства), или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности.[6]
На сегодняшний день представляется необходимым связать в систему все те практически не связанные между собой исследования конфликта, которые ведутся в рамках военных наук, искусствоведения, истории, математике, педагогике, политологии, правоведения, психологии, социологии, философии, экономике и других наук. Такая система не будет искусственным образованием.[7] Ее создание возможно, поскольку в основе любого конфликта лежит противоречие, которое играет системообразующую роль, как для различных видов конфликта, так и для различных уровней их изучения. Ее создание необходимо, поскольку люди, органы управления имеют дело с целостными реальными конфликтами, а не с отдельными их психологическими, правовыми, философскими, социологическими, экономическими и другими аспектами.
Эти соображения обосновывают необходимость выделения самостоятельной науки – конфликтологии. Объектом ее комплексного изучения являются конфликты в целом, а предметом – общая закономерность их возникновения, развития и завершения[8] [25, c.457].
В социальной психологии существует многовариантная классификация конфликтов в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу.
Конфликт бывает внутриличностным. Он может принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм – ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Внутриличностный конфликт может возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями[9] [12, c.78].
Конфликт может быть межличностным. Этот вид конфликта считается самым распространенным. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, использования оборудования, вакантную должность. Может так же проявляется как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Различают так же конфликт между личностью и группой. Он проявляется как противоречие ожиданиями или требованиями отдельной личности и, сложившихся в группе, нормами поведения и труда. Этот конфликт возникает из-за неадекватности стиля руководства, уровня зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя и компетентности специалистов коллектива, из-за неприятия группой нравственного облика и характера руководителя[10] [12, c.83].
Межгрупповые конфликты возникают внутри формальных групп коллектива, внутри неформальных групп коллектива, между формальной и неформальной группами.[11]
Конфликты подразделяются на конфликты между равными по рангу участниками (горизонтальный конфликт); между нижестоящими и вышестоящими на социальной лестнице субъектами (вертикальный конфликт) и смешанные, в которых представлены и те и другие. Наиболее распространенны конфликты вертикальные и смешанные. В зависимости от количества причин выделяются однофакторные, когда в основе конфликта лежит одна причина; многофакторные конфликты, возникающие в силу двух и более причин, а так же кумулятивные конфликты, когда несколько причин накладываются одна на другую, и это приводит к резкому усилению интенсивности конфликта.[12]
Исходя из временных параметров, конфликты делятся на кратковременные (чаще всего являются следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются); затяжные (связаны с глубокими нравственно-психологическими травмами, или с объективными трудностями).
Длительность конфликта зависит от предмета противоречия и от черт характера столкнувшихся людей. Длительные конфликты очень опасны, в них конфликтующие стороны закрепляют свое негативное состояние.
Конфликты различают и по их значению для организации, а так же по способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты.[13] Любой конфликт конструктивен по своей природе как инструмент развития. Бывают конфликты, проходящие без кризисов, но, правда, очень редко и, как правило, характерны они для организаций с очень высоким уровнем интеллектуальной и коммуникативной культуры (как корпоративной, так и каждого сотрудника, прежде всего администрации), и само общество должно быть на столь же высоком уровне развития. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов. Их разрешение выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития, ведет к улучшению условий труда, технологий, управленческих отношений.
Положительная роль конфликта заключается в росте самосознания участников конфликта. Конструктивный конфликт во многих случаях формирует и утверждает определенные ценности, объединяет единомышленников, играет роль предохранительного клапана для безопасного и конструктивного выхода эмоций.[14]
Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что резко снижает эффективность работы группы или организации, создают напряженные отношения в коллективе, тяжело сказываются на нервно-психологическом состоянии сотрудников[15] [20, c.363].
1.2 Причины возникновения конфликта и особенности его протекания в организации
Проблема выявления причин возникновения конфликтов занимает ключевое место в поиске путей их предупреждения и разрешения[16]. Без знания движущих сил развития конфликтов трудно оказывать на них эффективное регулирующее воздействие. На основе только описательных моделей конфликта нецелесообразно решительно вмешиваться в его естественное развитие. Такое вмешательство оправдано тогда, когда мы не только знаем, что происходит во время конфликта, но и можем ответить на вопрос, почему события развиваются именно так, а не иначе. Построение объяснительных моделей является результатом системно-генетического анализа конфликтов. Он позволяет определить причины возникновения конфликта, вскрыть движущие силы их развития[17] [7, c. 78].