Файл: Формирование и использование финансовых ресурсов некоммерческих организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для краткого финансового анализа организации было выбрано несколько коэффициентов.

Таблица 3

Коэффициенты финансового анализа

Коэффициент

2015

2016

2017

2018

2019

Срок оборачиваемости дебиторской задолженности

-

68

529

21

23

Рентабельность деятельности предприятия

-

446.73%

-51.48%

58.85%

104.68%

Рентабельность продаж

100%

100%

-411,9%

67.45%

Рентабельность активов

139%

83%

-11%

-

-

Коэффициент текущей ликвидности

3.1

5.4

1.6

-

-

Показатели рентабельности продаж резко упали в 2017 году. Это связано с большими выплатами долгов в этом году, а также восстановлении финансовой стабильности в национальной ассоциации. Практически вся выручка шла на погашение кредиторской задолженности. Такой резкий спад рентабельности продаж говорит о том, что темпы роста затрат опережают темпы роста выручки. Выручка уменьшается быстрее, чем затраты из-за сокращения объема продаж.

При этом в 2018 году показатель вновь стал положительным, такой резкий рост говорит о том, что нет тенденции снижения рентабельности продаж. Результаты 2017 года – это не показатель отрицательной динамики, а показатель сильного кризиса в организации, из которого в 2016 году НКО смогла выйти. Следовательно, произошел рост объемов продаж и рост выручки.

Если посмотреть на динамику изменения рентабельности активов, то ее нельзя назвать положительной. Наблюдается падение рентабельности активов. Причиной этому может стать уменьшение чистой прибыли и оборачиваемости активов или повышение средней стоимости активов и основных средств. Рентабельность активов отражает на сколько хорошо предприятие умеет формировать прибыль самостоятельно без поддержки структуры капитала.

Коэффициент текущей ликвидности считается оптимальным, если он входит в диапазон значений от 1,5 до 2,5. В 2015 и 2016 годах коэффициент превышает 2.5, что говорит о том, что оборотные активы используются в недостаточном количестве. В таких случаях можно посоветовать краткосрочное кредитование для предприятий. При этом в 2017 году показатель достиг оптимального значения. Так как значение не опускалось ниже 1,5, можно сделать вывод, что проблем с покрытием текущих обязательств нет.


3.2 Оценка социальной эффективности форума молодых лидеров

Один из подходов к измерению эффективности деятельности НКО заключается в измерении эффективности ее отдельных проектов.

Ежегодно в Москве и регионах AIESEC проводит форум молодых лидеров “YouLead”. Это один из крупнейших бесплатных двухдневных форумов по развитию лидерского потенциала в России. Как было сказано ранее в организации AIESEC существует собственная уникальная модель лидерства, которой придерживаются во всех социальных проектах данной организации. Основная цель форума: в течение двух дней с помощью симуляций, мастер-классов, выступлений экспертов и ярмарки вакансий молодежь получает возможность раскрыть свой лидерский потенциал и еще больше развить свои лидерские качества. Миссия форума: сформировать поколение смелых лидеров, которые не боятся мыслить нестандартно, искать решения проблем в условиях неопределенности и думают осознанно о своем социальном вкладе.  

Форумы и фестивали – это один из самых затратных проектов AIESEC. Несмотря на то, что участие в них бесплатное, они несут за собой большое количество расходов. Для того, чтобы мероприятие было с положительной прибылью привлекаются спонсоры, такие как Леруа Мерлен, Сбербанк, METRO, Coca-Cola Helenic и др. Эти компании являются спонсорами AIESEC, потому что вместе с ним они реализуют программу корпоративной социальной ответственности. Они инвестируют свои денежные средства не с целью получить в прибыль в будущем, а с целью получения социального эффекта от проекта, в который были вложены финансы. В связи с этим, важно рассчитать социальную рентабельность данного форума и другие показатели социальной эффективности.

  1. Первым коэффициентом для анализа является показатель социальной рентабельности. Он определяет инвестиционную привлекательность проекта.

SROI = Социальный эффект/ Затраты

Основная сложность в расчете данного показателя заключается в том, что социальный эффект должен быть выражен в денежном эквиваленте. В связи с этим социальный эффект рассчитывается для каждого проекта отдельно по собственной формуле. С помощью следующих данных был найден и рассчитан социальный эффект для форума “YouLead”.

Последний форум в 2018 году посетило 1305 уникальных делегатов за 2 дня.


Также исследования показывают, что средняя вероятность последующего взаимодействия делегата с организацией составляет 20%. Последующее взаимодействие включает в себя волонтерство, членство в локальном комитете, посещение мероприятий, участие в социальных проектах или поездка на международную стажировку AIESEC. Повторное взаимодействие является важным критерием для измерения социального эффекта, потому что именно с помощью этих действий человек будет делать свой социальный вклад вместе с AIESEC.

Чистая прибыль данного форума составила 1800000  рублей.

Фиксированная ставка дисконтирования для оценки эффективности проекта в 2018 году равна 12,68% по данным исследования Гумеровой Э.И. «Ставка дисконтирования для оценки эффективности проекта в кризисных и посткризисных условиях экономики».

Таким образом, формула приведенного социального эффекта на основе полученных данных:

  СЭ = ((p*n*M)/(1+r)) = ((0,2*1305*1800000)/(1+0,1268)) =

416 932 907 руб.

где:

p – вероятность адаптации к жизни ВИЧ-инфицированных( = вероятности выжить);

n – количество делегатов, посетивших форум;

r – социальная ставка дисконтирования

M – чистая прибыль проекта

Таким образом показатель приведенной социальной рентабельности проекта “YouLead” составил:

SROI = (Социальный Эффект/Затраты) = 416 932 907 /1040858 = 400,6

Вывод: за каждый рубль инвестированных средств, форум приносил социальный эффект в размере 400,6 рублей. Это означает, что форум является привлекательным проектом для инвестиций. Необходимо помнить, что автор оценил социальный эффект одним способом.

Социальный эффект данного форума – сохранение общественной полезности. Делегаты получили необходимую информацию и актуальные знания от экспертов для того, чтобы сделать самостоятельный вклад в развитие общества. Полученные знания и инструменты можно использовать не только в качестве социального вклада, а также для себя. Развивая себя, молодежь повышает качество своей жизни, конкурентоспособность, осознанность и желание действовать на благо общества. Также в рамках форума участники развивают в себе лидерские компетенции, что позволяет им создавать еще больше социальных проектов в будущем.

2) Для измерения показателя NPSV необходимо рассчитать социальную ценность проекта. Коммерческие организации также организуют подобные форумы и мероприятия. Средняя стоимость данных услуг 3000 рублей. Для расчета социальной ценности автор использует среднюю стоимость данных услуг в Москве.


Социальную ценность форума “YouLead” можно выразить в денежных средствах, которые сохранили участники при посещении форума. Зачастую студенты не принимают участия в платных форумах такого типа, потому что их финансовые возможности сильно ограничены.

Социальная ценность = N*P = 1305*3000=  3 915 000

где:

N – количество участников форума “YouLead” в 2018 году

P – средняя цена посещения данного форума в Москве

Приведенная СЦ = 3 474 440 руб.

NPSV = 3 474 440 руб.

Вывод: показатель получился не сильно высоким, потому что социальная ценность превышает первоначальные инвестиции в проекте чуть больше чем в два раза. Если значение NPSV > 0, то можно сделать вывод, что был сделан правильный выбор в пользу реализации форума. Проделанная работа была проведена эффективно, фактические результаты оказались прибыльными в социальном измерении.

3) Индекс социальной доходности SPI = 3.76 >1

Вывод: значение индекса должно превышать единицу, чтобы можно было сделать положительные выводы о проекте. В данном случае социальная ценность смогла окупить все затраты на реализацию и подготовку форма в денежном выражении. Форум является социально-прибыльным и социально-привлекательным для инвесторов и партнеров.

4) Чтобы оценить эффективность проекта “YouLead” в целом автор использует показатель общей чистой приведенной стоимости (TNPV). Зачастую вместо NPV при расчете данного показателя для некоммерческих организаций используется NPSV, потому что проекты приносят доход организации. Однако, форум “YouLead” является экономически прибыльным, поэтому мы можем посчитать NPV.  

TNPV = NPV + SNPV

 TNPV = 1 597 444, 08 + 3 474 440= 5 071 884, 1

TNPV > 0, что свидетельствует о том, что проект был выполнен эффективно и является привлекательным для инвестиций.

Общие выводы: В первую очередь решающую роль в оценке эффективности и привлекательности проекта в НКО играет не экономическая прибыль, а социальная рентабельность и ценность.

Было оценено пять показателей. Каждый из них показал, что форум для молодых лидеров является прекрасной возможностью для развития себя и окружающего мира. Проект социально рентабелен и высоко эффективен, а также привлекателен для инвестиций. Стейкхолдеры и партнеры могут быть уверены в социальной прибыльности и эффективности проекта. Основная цель мероприятия – создать качественный социальный эффект для молодежи путем развития в них лидерских компетенций по собственной методики AIESEC.


Проект является не только социально привлекательным, но и финансово выгодным, так как прибыль положительная и составляет 1 800 000 рублей. Партнеры могут участвовать в данном форуме не только для реализации своих социальных целей, но и для долгосрочного вложения в студентов. На рынке труда сейчас большая конкуренция не только среди кандидатов, но и среди компаний. Выступая на форуме в качестве экспертов в своей области, работодатели улучшают свой HR- бренд и привлекают новых кандидатов на вакансии к себе на предприятие. Также делегаты повышают свою конкурентоспособность на рынке труда за счет тренингов и мастер-классов на форуме, приобретая новые навыки и знания.

3.3 Оценка социальной эффективности международной программы волонтерских стажировок «Global Volunteer»

Одно из основных направлений деятельности AIESEC – отправление студентов и недавних выпускников ВУЗа на волонтерские, профессиональные, а также стажировки в стартапы в другую страну. Самым популярным направлением считаются входящие и исходящие волонтерские стажировки. Социальный проект длительностью 6 недель, посвященный одной из целей устойчивого развития. Данные цели были приняты ООН на период до 2030 года с целью преобразовать и улучшить наш мир. Было выделено 17 глобальных направлений проблем и 169 соответствующих задач.

Так как «Global Volunteer» является фокусным продуктом в России, то он должен приносить НКО прибыль и иметь высокий социальный эффект. Для измерения социальной эффективности автор использовал аналогичные показатели, что и для измерения эффективности форума «YouLead».

    1. Социальная рентабельность (SROI).

Социальный эффект данной программы исходит напрямую из целей устойчивого развития. Молодежь едет заграницу, чтобы сделать социальный вклад и стать участником глобальных изменений. Организационный взнос за участие в программе составляет 15 000 рублей. Эти денежные средства идут на развитие организации. Если организация имеет возможность развиваться, то у нее будет больше шансов увеличить свой социальный эффект. По данным, в 2018 году было заключено 634 договора. Из них отправились на стажировку только 458 человек. Из этого следует, что конверсия от приобретения стажировки до поездки на нее составляет 72%. Это немного выше, чем конверсия по всем продуктам в этом году. Предложением и продажей стажировок в основном занимаются региональные отделения, потому что они фокусируют свою деятельность на это. Так как размер членского взноса напрямую зависит от количества проданных стажировок, то мы можем измерить доход от продажи волонтерских стажировок в размере полученной суммы членских взносов от региональных отделений в 2018 году. Расходами программы «Global Volunteer» являются членские взносы национального комитета в региональный и международный отделения AIESEC, потому что их сумма напрямую зависит от количества людей, приехавших на стажировку.