Файл: Формирование и использование финансовых ресурсов некоммерческих организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

С каждым годом в России увеличивается число некоммерческих организаций. В связи с этим стала появляться потребность в ранжировании данных организаций. Ученые пришли к выводу, что периодически нужно оценивать эффективность деятельности некоммерческих организаций, тем самым фильтруя то огромное количество предприятий, который на данный момент оказывает некоммерческие и благотворительные услуги в России.

Недоверие к организациям такого типа растет, а вместе с ним растет финансовая нестабильность данных предприятий. Несмотря на то, что извлечение прибыли не является основной целью деятельности, НКО обязаны думать о своем финансовом состоянии.

На сегодняшний момент появилось много способов оценки эффективности НКО, но до сих пор не выбран наилучший.

Чтобы привлечь больше финансирования и лояльности со стороны общества организация должна доказывать свою социальную рентабельность и ценность.

Таким образом, тема работы – «Формирование и использование финансовых ресурсов некоммерческих организаций (на примере ММОО «Айсек»).

Целью данной работы является изучение, существующих методов оценки эффективности деятельности предприятия и предложение вариантов по улучшению финансового состояния организации на основе полученного анализа.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

· изучить сущность понятия эффективности, роль, принципы и виды;

· проанализировать проблемы оценки эффективности НКО;

· изучить сущность и роль НКО;

·определить классические методы оценки эффективности деятельности предприятия;

· определить классические методы оценки эффективности деятельности некоммерческой организации;

· провести сравнительный анализ двух основных проектов ММОО «АЙСЕК»;

· провести краткий анализ финансовых показателей ММОО «АЙСЕК»;

· сделать выводы на основе полученного анализы и разработать рекомендации по улучшению финансового состояния.

Объектом исследования работы является деятельность ММОО «АЙСЕК» (AIESEC).

Предметом работы является оценка эффективности деятельности организации ММОО «АЙСЕК» (AIESEC) с помощью различных методов.

Первая глава состоит из теоретических аспектов выбранной темы: понятие некоммерческой организации, методы оценки эффективности деятельности НКО и предприятий. Раскрывается сущность понятия эффективности, ее виды, функции и принципы.


Вторая глава включает в себя описание хозяйственной деятельности ММОО «АЙСЕК», описание текущих затрат и дохов, описание цели и задачи организации. Третья практическая глава посвящена рассчетам показателей эффективности НКО, анализу финансовых показателей, а также отдельных проектов.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1.1 Эффективность деятельности компании

Изначально термин “эффективность” подразумевает под собой корреляцию между достигнутым результатом и использованными ресурсами[1].

Эффективность = результат (эффект) / затраты

На протяжении долгого времени ученые исследуют вопрос эффективности хозяйственной деятельности организаций. За это время было изучено много моделей и систем с критериями. Данный показатель можно изучать с точки зрения экономической категории или с точки зрения группы экономических показателей.

Дж. Кэмпбелл один из самых первых начал изучать проблему эффективности. В 1977 году вместе с коллегами он выделил 39 показателей, которые измеряют организационную эффективность. Впоследствии уже другие ученые анализировали данные список, объединяли индикаторы в группы или изменяли их. В итоге ученые не смогли прийти к единому решению об “идеальном” наборе факторов для измерения эффективности, так как их накопилось огромное количество.

Тогда Клод Менар решил объединить модели эффективности в три семейства. Каждое семейство по-своему определяет эффективность, в зависимости от этого включает в себя определенные факторы. В первом случае эффективность - это способность организации достигать запланированных результатов.  Вторая модель определяет эффективность как умение выживать на рынке в условиях постоянно меняющейся внешней среды. Данную модель чаще всего применяют для анализа долгосрочных перспектив предприятия. Третья модель используется в краткосрочном периоде и отражает уровень удовлетворения потребностей на каждом уровне работы предприятия. Из чего можно заключить, что рассматривая эффективность как экономическую категорию мы убеждаемся в том, что это комплексное и разностороннее явление[3].


Ученые признают, что ни один из подходов не является универсальным и для каждого отдельного случая используется своя система критериев оценки эффективности. Однако есть наиболее часто используемые показатели эффективности. К ним относятся: прибыль, рентабельность, оборачиваемость.

Чтобы проанализировать прибыльность компании, нужно определить основные факторы, которые влияют на ее изменения. Динамика изменения прибыли показывает, насколько грамотно распределяются ресурсы внутри компании, а также насколько финансово устойчив бизнес на рынке.

Рентабельность рассчитывается для анализа экономической эффективности и используется для того, чтобы понять насколько эффективно предприятие использует ресурсы. В основном в рамках анализа рассматривают денежные, трудовые и материальные ресурсы. Если рентабельность производства отрицательная, значит, что предприятие работает в убыток. Существует много типов рентабельности, их можно объединить в две группы: рентабельность активов и рентабельность продаж. Чем выше рентабельность продаж, тем лучше реализуется ценовая политика в компании и контролируются издержки.

Рентабельность активов анализирует не издержки и ценовую политику компании, а среднюю стоимость активов и прибыль. С помощью рентабельности активов можно оценить не только внутренний менеджмент активами, но и влияние инвестиций и действий акционеров.

Как уже было сказано существует множество способов оценки эффективности деятельности компании. При этом большинство этих способов основаны на трех одинаковых принципах: отношение финального результата к изначальной цели деятельности компании, оптимальность и связь между жизненным циклом товара и показателями хозяйственной деятельности. Любой бизнес подразумевает под собой коммерческую, финансовую и производственную деятельности и соответственно каждая из них преследует определенные цели. Основная задача оценивания эффективности компании - найти компромиссное решение для всех видов деятельности и оценивать хозяйственную деятельность в комплексе. Также создается система критериев, по которым оценивается эффективность. Данные критерии отражают приоритетные цели компании в рамках рыночной среды. Например, цель компании - увеличить показатели доходности и укрепить свои позиции на рынке, заняв определенный сегмент. Основными критериями достижения цели будут являться рост доли на рынке, показатели прибыльности, рост финансовых показателей относительно главных конкурентов на рынке. Оптимальность помогает определить насколько были достигнуты минимальные и максимальные показатели в системе  установленных параметров для оценки[9].


Кроме того что мнения ученых и практиков не сходятся в вопросе выбора модели для оценки эффективности деятельности компании, также существует несколько мнений насчет видов данного явления. О.Сухарев в своем исследовании под названием “Теория эффективности экономики” попытался обобщить все уже имеющиеся взгляды на проблему эффективности и выделил два вида эффективности: алокативную и адаптивную. Алокативная эффективность показывает распределение ресурсов и определяет, насколько производительно они распределены и насколько экономно их используют. В данном случае основными переменными для оценивания являются показатели потребления, инвестиций, производства и распределения.

Адаптивная эффективность анализирует насколько хорошо предприятие подстраивается под внешние факторы, как работает с рисками и инновациями.  

А.В. Сериков, основываясь на работе О.Сухарева, также выделяет два вида эффективности: коммерческая и бюджетная. Первой описывается финансовая окупаемость продукта или проекта. Основные факторы анализа: рентабельность и срок окупаемости. Вторая описывает насколько сумма доходов с проекта отличается от расходов.

Другая группа ученых придерживается мнения, что эффективность производства бывает трех типов: социальная, экономическая и технологическая.  Социальная, как и третье семейство Клода Менара, рассчитывает на сколько удовлетворена все потребности. Здесь учитываются уровень жизни населения и другие внешние социальные факторы. Технологическая и экономическая эффективность также показывают отношение полученного результата к затраченным ресурсам[23].

Проанализировав имеющиеся труды на тему основных форм выражения эффективности деятельности компании, можно сделать вывод, что независимо от целей анализа и вида производства основное определение эффективности это отношение полученного результата к затраченным ресурсам. При этом самое главное правильно выбрать набор показателей и индикаторов эффективности, опираясь на внешние факторы производства, тип и цели предприятия.

На данный момент термин КПЭ(KPI) нередко используется не только как ключевой показатель эффективности, но и как критерии выполнения работы. Однако первоначальный смысл был в определении факторов внутри и вне компании, которые непосредственно влияют на эффективность ее деятельности. Практически все ученые и практики верят в то, что анализ эффективности деятельности компании нужно делать на постоянной основе в каждой организации. С помощью данного анализа можно улучшить как внутренний менеджмент компании, так и внешние связи. Например, с помощью данной оценки можно посчитать, сколько денег получат инвесторы в будущем периоде и что нужно сделать для того, чтобы повысить данный показатель. Акционеры, инвесторы, потребители, подрядчики, поставщики и банки являются субъектами отношений на рынке. Каждый из них намерен выбирать только надежную и конкурентоспособную сторону для партнерских договоренностей. Оценка эффективности деятельности позволяет комплексно оценить состояние всех бизнес-процессов в компании, предотвратить возможные финансовые риски и потери, проанализировать качество управления персоналом и сделать выводы для того, чтобы увеличить прибыль и социальный эффект.


Сами по себе показатели не несут особой смысловой нагрузки для компании и имея данные только о прибыли или рентабельности, сложно сделать выводы. Все индикаторы должны анализироваться в системе, нужно понимать, какие существуют эталонные показатели для сравнения, а также нужно обязательно учитывать тип и сферу деятельности предприятия.

В данной работе эффективность будет представлена как группа экономических показателей, с помощью которых будет исследовано текущее состояние организации[31].

Оценка эффективности НКО полезна для использования данного анализа внутри организации для принятия управленческих решений, а также показывает состояние организации для ее стейкхолдеров и потребителей услуг, государственных органов и экспертного сообщества, а также общества в целом. Учитывая то, что основной целью НКО является вклад в общество, то самое сложное это разработать меру для измерения этого вклада.

Ресурсы в некоммерческом секторе еще более ограничены, чем в коммерческом. В связи с этим растет конкуренция за их использование.  Е.И. Борисова и Л.И, Полищук утверждают, что сейчас сильно выросло недоверие к некоммерческим организациям из-за нецелесообразного распределения денежных средств внутри организаций. Для того чтобы оправдать доверие стейкхолдеров, государства и общества руководителям НКО следует повышать инфопрозрачность своих организаций и производить оценку эффективности деятельности. Одна из основных причин, почему стоит исследовать результаты работы некоммерческого сектора, это дальнейший анализ его социального вклада.

Организация, основной целью деятельности которой не является извлечение прибыли и ее распределение между участниками, называется некоммерческой. Основная цель деятельности данной организации чаще всего общественно-значимая: благотворительная, социальная, образовательная, культурная или др.

Некоммерческий сектор способен самостоятельно накапливать средства и ресурсы, которые используются для решения социальных проблем. Тем самым, некоммерческий сектор помогает государству в реализации социальной политики без использования финансирования со стороны государства. Т.Б. Якимова считает, что некоммерческие организации являются основными партнерами органов государственной власти в решении стоящих перед обществом проблем. Автор утверждает, что некоммерческие организации являются основой гражданского общества. Гражданское общество является связующим звеном между обществом и государством или бизнесом. Организации, которые являются участниками гражданского общества, не считают получение прибыли своей основной целью. Все индивиды добровольно находятся в данных объединениях. Некоммерческие организации помогают людям стать участником социального процесса и повлиять на текущее состояние проблем в обществе.