Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты сетевой формы организации бизнеса
1.1. Понятие предпринимательских сетей
1.2. Подходы к формированию предпринимательских сетей
Глава 2. Анализ сетевой формы организации бизнеса на примере компании «Икеа Дом»
2.1. Тенденции развития сетевой торговли в России
2.2. Анализ деятельности ООО «ИКЕА ДОМ»
Группа компаний «Росбизнесконсалтинг» — первая публичная и средняя по размеру медийная компания, специализирующаяся на экономической и деловой информации. В настоящее время менеджмент владеет 61% акций компании. «Росбизнесконсалтинг» работает в сфере масс-медиа и IT c 1993 г., начав свою деятельность как информационное агентство[24]. Сейчас в состав группы входит информационное агентство, бизнес-телевидение и несколько электронных порталов. В последние годы группа активно развивает направление интернет-проектирования и программного обеспечения («РБК-софт») [25].
«Российские сети» — холдинговая управляющая компания, функционирующая в секторе электроэнергетики РФ, владеющая и управляющая своими дочерними и зависимыми обществами: Межрегиональными распределительными сетевыми компаниями (МРСК), Федеральной сетевой компанией (ФСК ЕЭС), научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими институтами, строительными организациями. Филиальная сеть «Россети» насчитывает более 100 филиалов на территории 69 субъектов РФ[26].
Участие в холдинге обеспечивает предпринимателям возможность согласования производственной, торговой, финансовой и инвестиционнойполитики между всеми «дочками» для объединения усилий для совместного противостояния конкурентам.
Разновидностями предпринимательских сетей, ограниченных географическими регионами (областями, районами), являются предпринимательские кластеры, которые включают специализированные инновационные компании, конструкторские бюро, исследовательские учреждения и университеты. Их деятельность ориентирована, как правило, на потребности региона[27].
Рассматривая разновидности сетевой формы интеграции, российские авторы, выбрав в качестве ключевого критерия классификации пути развития сети, выделяют следующие ее типы: развитие корпоративной сети; выбор партнерских или клиентских отношений; франчайзинг[28].
Развитие корпоративной сети характерно для предприятий, основную деятельность которых можно продублировать при создании новых филиалов, например, в сфере услуг, торговли, образовании, автосервисе, строительстве, туризме, общественном питании. Компания продолжает в полной мере владеть всеми предприятиями, открывает новые филиалы, управляя всей сетью. Здесь наблюдается оптимальное комбинирование факторов производства в сети, проведение единой закупочной, сбытовой, ассортиментной и рекламной политики и, как, следствие, выход на новые рынки, снижение издержек производства, поддержание качества продукции и производительности труда на заданном уровне[29].
В случае выбора партнерских (или клиентских) отношений компания может открывать новые предприятия как под собственным именем, так и под именем сетевых партнеров. Координация деятельности, маркетинговая и рекламная функции выполняются совместно. Партнеры могут пользоваться ресурсами друг друга, технологиями, знаниями и компетенциями. Хотя участники этого типа сети имеют определенную свободу ведения бизнеса и определенную сферу влияния на рынок, тем не менее, они вынуждены своими достижениями делиться между собой[30].
Франчайзинг обеспечивает расширение присутствия сети в регионах, посредством партнерских отношений между франчайзером и франчайзи. Франчайзер осуществляет консалтинг, предоставляет маркетинговые услуги, обеспечивает поставку ресурсов для производственного процесса фирмы-франчайзи, контролирует франчайзи, не нарушая, однако, его юридическую и экономическую самостоятельность[31].
Рассмотрим отраслевые особенности распространения предпринимательских сетей.
Очевидным фактом является расширение сетевого бизнеса в сфере туризма. Согласно статистике, в США около 75% всех турагентств являются участниками турагентских сетей, в Европе — более 60%. Клиентов привлекает известный и надежный бренд, а участвующие в сетевом проекте агентства получают серьезную рекламную и юридическую поддержку, повышенную комиссию и другие преимущества. Согласно исследованиям, в течение первого года работы лишь 5% франчайзинговых агентств прекращают свою деятельность, в то время как для независимых агентств эта цифра на порядок выше[32].
Первые попытки формирования сетей туристических агентств в России под марками «Роза Ветров» и «Академсервис» приходятся на середину 1990-х гг. ХХ века. Существенное развитие сетевой турбизнес получил после создания А. Озолинем сети «Магазинов Горящих Путевок», которая и сегодня остается крупнейшим российским сетевым проектом[33]. Виды сетевого бизнеса различаются отношениями между собственником и агентствами: это франчайзинговый бизнес и сети турагентств, полностью принадлежащие крупным туроператорам, как например, VKO Club (ведет деятельность сна рынке туризма с 2001 г.) или «Туринфо Глобал-Трэвл» (работает с 1991 г., аккредитована в Российском Союзе Туриндустрии (РСТ), Американской Ассоциации Туристических Агентств(АSТА), Международной Ассоциации Авиаперевозчиков (IATA); является членом Мальтийского клуба). Встречаются сети крупных туроператоров, в которых представлены как собственные, так и франчайзинговые агентства. По такому пути, к примеру, идет «Интурист», где сетевой проект был принят в 2001 г. Эксперты констатируют, что, следуя общемировой тенденции, сетевые проекты будут занимать доминирующие позиции в структуре российского турбизнеса[34].
В общем случае торговые объединения могут называться сетями. Под торговой сетью в соответствии с п.8 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», понимается совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации. Розничные торговые сети формируются на базе франчайзинга, выкупа и строительства новых магазинов. Интеграция торговых предприятий может осуществляться по горизонтальной и вертикальной форме. Отметим, что классификации, основанные на вертикальном и горизонтальном взаимодействии сетевых партнеров, достаточно подробно исследованы в научных работах российских ученых[35].
Крупнейшими горизонтальными торговыми сетями являются «Магнит» (оператор ОАО «Тандер»), «Пятерочка», «Карусель», «Дикси», «Седьмой континент», «Перекресток», «Копейка» строятся на принципах подчинения, распорядительства. Они объединяют функционально зависимых производителей, посредников, продавцов и потребителей данного продукта. Такие сети, называемые также межотраслевыми, формируются на базе подчинения смежных звеньев товародвижения одним из участников канала, каждый из которых обладает наибольшим потенциалом и доминирует в ней[36]. Наиболее ярким примером интеграции розничных предприятий с изготовителем является фирменная торговля, в рамках которой организуется торговля и сервисное обслуживание товаров своей номенклатуры. Наиболее известные кондитерские фабрики, молокозаводы, мясокомбинаты, хлебозаводы, текстильные комбинаты имеют свои фирменные магазины[37].
В случае диверсификации (смешанной интеграции) могут образовываться финансово-промышленные группы и крупные межотраслевые комплексы.
В условиях стабильного роста конкуренции и постоянного поиска путей повышения эффективности, отчасти стремлением к возможности равноправного взаимодействия со звеньями цепи поставок объясняется тенденция к горизонтальной интеграции путем объединения независимых магазинов в торговые сети, а также создание стратегических союзов и альянсов между сетями[38].
По данным Росстата в 2012 г. доля розничных сетей в розничном товарообороте составила около 20%, против 15% в 2009 г. На протяжении последних 10-15 лет на российском ресторанном рынке наблюдается активная экспансия глобальных сетей. Так, первыми международными игроками, которые вышли на российский рынок, стали «Pizza Hut» (с 1989 г.), «McDonald’s» (с 1990 г.), «KFC» (с 1989 г., а с 2005 по 2011 гг. в рамках «Ростик’с-KFC»), «Baskin-Robbins» (с 1992 г.), «Sbarro» (с 1997 г.) и «Subway» (с 1998 г.). В 2008 г. в России уже работали около 30 сетей общественного питания, под управлением которых находились около 690 заведений.
В 2010 г. в России появились такие крупные иностранные бренды, как «Burger King», «Dunkin’ Donuts», а в 2011 г. на рынок вышла сеть «Wendy’s». На российском рынке действуют сегодня около 40 международных сетей.
Согласно данным агентства РБК research на территории России действуют свыше 6 тысяч отечественных сетевых ресторанов и кафе. Помимо «классических» кофеен и кафе-кондитерских большой потенциал имеют и автокофейни. Занять данную нишу стремятся развиваться сразу несколько крупных международных игроков с сетевыми проектами: «Seattles Best Coffee» и «Muzz Buzz» [39].
Сети отелей составляют основу мирового отельного бизнеса. В мире насчитывается несколько сотен различных сетей отелей. «Большая семерка» включает в себя семь международных игроков: Accor, Carlson Hospitality, Choice Hotels International, Hilton Worldwide, Intercontinental Hotels Group (IHG), Marriott International, Starwood Hotels and Resorts. По данным Всемирной Туристской Организации, каждая пятая гостиница в мире принадлежит той или иной гостиничной сети.
Постоянно растущий спрос на отели системы B&B (bed and breakfast) обусловил появление десятков гостиничных сетей B&B. В агротуризме также появляются собственные сельские гостиничные сети. Среди стран, в которых подобные сети отелей получили широкое развитие, Италия, Великобритания, Франция, Испания и Португалия.
В России сформировалось несколько крупных сетей отелей, среди которых выделяются Heliopark, владеющая несколькими отелями в Подмосковье, а также сеть отелей Азимут, гостиницы которой можно встретить в Петербурге, Владивостоке, Самаре[40].
Широко представлены в России киносети. Киносетью принято называть три и более киноцентра, развиваемых под одним брендом или одной группой собственников. Можно говорить о ведущей роли сетевой формы организации бизнеса в области кинотеатрального проката. Так, из 117 кинотеатров в Москве сетевые — 82 (представляют 18 киносетей), в Санкт-Петербурге из 48 кинотеатров — 37 являются сетевыми (представляют 12 киносетей) [41]. Основными преимуществами кинотеатральных сетей являются: бренд, узнаваемый и воспринимаемый потребителями услуг сети как гарантия качества и соответствия определённым стандартам обслуживания киносети (тех, которых ожидают от неё потребители), что позволяет привлекать и сохранять клиентов; снижение издержек на оборудование кинозалов за счёт эффекта масштаба; снижение издержек на закупку фильмов (прав на показ кинокартин); снижение издержек на услуги по предоставлению еды и напитков (услуги кафе и баров, среди которых тоже есть сетевые); снижение затрат на рекламу; снижение затрат при управлении (за счёт создания общей базы знаний о кинорынке и обмена необходимыми компетенциями); максимизация совокупных доходов за счет возникновения сетевого синергетического эффекта[42].
Выделяют группу внутриорганизационных киносетей, гарантирующих уверенность всех кинотеатров сети в постоянном и полном обеспечении деятельности (например, «Синема парк»), и межфирменных сетей. Межфирменные сети, в свою очередь, подразделяются на стратегические альянсы, дающие возможность быстрого расширения сети, как в «Киномакс», и виртуальные организации, как «Кубанькино», с характерной для участников сети высокой степенью самостоятельности, но отсутствием единых стандартов качества[43].
Сеть кинотеатров «Синема Парк» в 2011 г. приобрела кинотеатры сети «Kinostar de Luxe», что позволило ей выйти в лидеры отечественного кинопроката. Уже в мае 2011 г. данная сеть охватывала 6,8% рынка. Сеть имеет 20 кинотеатров, включающих 169 кинозалов, которые расположены в 15-ти крупных городах России. Лидирует также компания в области цифрового показа кино: 89 залов оснащены оборудованием класса 3D, для демонстрации картин в данном формате. Пять залов осуществляют показ в формате IMAX. «Синема Парк» создаёт кинокомплексы, учитывая международные требования в соответствии с европейским техническим стандартом современного мультиплекса, сертификатом SMPTE. Объединяются и сети кинотеатров, как например, «Формула Кино» и «Кронверк Синема». Объединение сетей кинотеатров произошло в 2012 г.; контрольный пакет акций объединенной сети принадлежит инвестиционной компании «А1». Сегодня это 35 современных кинотеатра в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Мурманске, Новосибирске, Сыктывкаре, Рязани и Новокузнецке. В объединенной сети действуют 6 залов формата IMAX, два из которых оснащены по уникальной для России технологии IMAX Sapphire — «Формула Кино Сити» и «Формула Кино Питерлэнд». В 5 кинотеатрах сети («Формула Кино Сити», «Формула Кино Европа», «Кронверк Синема Сити Молл», «Формула Кино Балканский», «Формула Кино Заневский Каскад») открыты залы формата Dolby Atmos, позволяющие создать естественную звуковую среду для каждого зрителя. Репертуар сети включает все самые значимые фильмы проката, в том числе на языке оригинала с русскими субтитрами, а также широкую альтернативную и фестивальную программу. Ежегодно в объединенной сети кинотеатров «Формула Кино» и «Кронверк Синема» проходят фестивали национального и тематического кино, показы роликов-победителей международных фестивалей, тематические уикенды, в кинотеатрах в режиме реального времени транслируются заметные театральные, оперные и балетные постановки с главных сцен мира. По итогам 2012 г. объединенная сеть занимает одно из лидирующих мест в России как по объемам сборов, так и по количеству залов (258 залов в России) [44].