Файл: Сетевая форма организации бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выводы

Предпринимательской сетью принято называть группу компаний, договорившихся на основе взаимных интересов, взаимной выгоды на определенный срок о предоставлении друг другу ресурсов, производственных и иных возможностей, конкурентных преимуществ, а также об участии, по мере необходимости, в бизнес-проектах друг друга. По сути любые виды кооперативных, договорных, информационных, территориальных, правовых, финансовых и других взаимосвязей могут быть определены как сетевая форма интеграционного взаимодействия субъектов предпринимательства.

Предпринимательские сети могут формироваться на началах диверсификации бизнеса, специализации и вертикальной интеграции их участников. В этом случае они реализуют принцип взаимного дополнения бизнес-процессов, осуществляемых разными участниками предпринимательской сети. Но они могут создаваться и фирмами, выполняющими одинаковую деятельность. В этих случаях они реализуют принцип взаимозаменяемости бизнес-процессов, осуществляемых разными фирмами.

Предпринимательской сетью называют также модель организации предпринимательства через установление устойчивых связей внутри самой фирмы между различными подразделениями, выполняющими одноименные функции. Внутренние предпринимательские сети включают, наряду с головным предприятием, его филиалы и представительства. В этих случаях формируется внутренняя предпринимательская сеть, как составная часть организационной структуры бизнеса.

В мировой практике сложились разнообразные типы интеграции фирм, различающиеся в зависимости от целей сотрудничества, характера хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий. Повышается роль долгосрочных межфирменных взаимоотношений, растет количество стратегических альянсов, сделок слияний и поглощений, создаются виртуальные компании и компании «без границ». В то же время формы интеграции существенно изменяются, компании переходят на новые, сетевые формы ведения бизнеса, чтобы использовать их преимущества. Создание сетей способствует формированию общей ресурсной базы для снижения издержек; обмену профессиональными компетенциями; распределению рисков между партнерами; максимизации совокупных доходов за счет возникновения сетевого синергетического эффекта. Широкое использование коммуникаций и информационных сетей позволяет генерировать и приобретать новые идеи, выявлять новейшие тенденции и использовать их в достижении поставленных целей.


Устойчивость и эффективность сети обеспечивается информационными связями, согласованностью действий участников сети; наличием и исполнением внутрисетевых стандартов и регламентов; доверием между участниками сети, наличием внутрисетевой корпоративной культуры.

Очевидно, что понятие «предпринимательская сеть» не ограничивается исключительно торговыми сетями и, организациям, осуществляющим сетевой маркетинг. По сути, предпринимательская сеть характеризует устойчивую систему связей между людьми и организациями, в основе взаимодействия которых лежат интеграционные процессы в управленческой деятельности, многообразие которых обусловливают актуальность дальнейших исследований в области классификации и построения моделей выстраивания сетей компаний с учетом особенностей той или иной сферы деятельности.

Глава 2. Анализ сетевой формы организации бизнеса на примере компании «Икеа Дом»

2.1. Тенденции развития сетевой торговли в России

В розничной торговле России доля сетевой торговли составляет около 20 %, а в экономически развитых странах - 60-70%. Динамика проникновения сетевых розничных форматов, во многом зависящая от степени экономического развития регионов, наиболее высоких показателей достигла в Ленинградской, Псковской, Новгородской, Мурманской областях и в Ненецком автономном округе (30-40% от общего оборота). Доля сетевой торговли в Самарской области достигла 20,8% от всего розничного товарооборота, и по оценкам экспертов, в ближайшие три года ожидается увеличение доли торговых сетей до 25% в целом по России[45].

Торговая розничная сеть – это совокупность торговых объектов, находящихся под общим управлением, имеющих единообразные принципы организации логистики и функционирующих под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации. Основные причины популярности сетевого формата связаны с получением выгод от диверсификации деятельности, использования собственных торговых марок и снижения издержек на функционирование системы. Кроме того, сетевые розничные предприятия обеспечивают более широкий ассортимент товаров, гибкое ценообразование и более высокий уровень торгового обслуживания.


Эффективное управление розничными сетями требует специфических методов и алгоритмов стратегического планирования, опирается на учет разнообразия видов торговых сетей. Комплекс услуг розничных сетей формируется с учетом специфики организации и предполагает системный подход, объединяющий интересы всей торговой сети, потребителей и рынка в целом.

Рисунок 1 - Факторы формирования комплекса услуг торговой сети

Концепция сетевой организации розничной торговли предполагает согласование действий участников сети, стандартизацию параметров качества торговых услуг, интеграцию инвестиций и тесное взаимодействие с контрагентами в рамках цепей поставок. Одновременно необходима четкая ориентация на запросы потребителей, поскольку процессы производства и потребления услуг неразделимы и требуют непосредственного участия потребителей.

2.2. Анализ деятельности ООО «ИКЕА ДОМ»

ООО «ИКЕА ДОМ» входит в крупнейшую международную сеть в мире. К 2014 г. торговая сеть объединяет 357 магазинов в 27 странах мира с общим объемом продаж 28,7 млрд евро. Компания ИКЕА ежегодно наращивает показатели экономической деятельности, о чем свидетельствуют данные, приведенные в таблице 1. В Российской Федерации объем продаж составляет 7% от общих продажах компании. Товары реализуются в 14 гипермаркетах 11 регионов страны на общей площади 280,6 тыс. кв м.

Таблица 1

Показатели развития розничной торговой сети ИКЕА[46]

Показатель

Годы

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Количество магазинов, ед.

285

301

316

325

338

345

357

Совокупная площадь магазинов, тыс. м

7,7

8,3

8,7

9,0

9,5

9,7

9,8

Средняя площадь магазина, тыс. кв.м

27,0

27,6

27,5

27,7

28,1

28,0

28,1

Рентабельность по валовой прибыли, %

н/д

45,6

47,1

45,3

43,1

43,3

43,5

Рентабельность по чистой прибыли, %

н/д

11,6

11,4

11,8

11,6

11,6

11,5

Количество сотрудников, тыс.чел.

135

134

145

151

139

135

147


Изучение деятельности розничной торговой сети ИКЕА показало, что доходы от реализации товаров для дома в консолидированных продажах занимают 93% (2014 г.), продукты питания - 5%, доходы от арендных платежей - 2%. Общие финансовые результаты компании создаются по 4 направлениям: это розничная торговая сеть, управление торговыми центрами «Мега», оптовая торговая сеть, строительство зданий и сооружений. Розничные продажи ООО «ИКЕА ДОМ» в 2014 г. составили около 50% от совокупной выручки компании, оптовая торговля - 32%. Динамика развития ООО «ИКЕА ДОМ» представлена в таблице 2.

Таблица 2

Динамика развития ООО «ИКЕА ДОМ», %[47]

Темп роста основных показателей

Базисный

Показатель

по годам

темп роста

2009

2010

2011

2012

2013

2014

к 2009 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

Выручка

113

114

133

131

116

133

260

Себестоимость продаж

115

120

128

123

115

119

252

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

6

7

8

Валовая прибыль (убыток)

110

98

149

150

116

139

278

Коммерческие расходы

107

105

125

117

113

115

187

Прибыль (убыток) от продаж

121

66

296

221

120

120

631

Текущий налог на прибыль

97

26

773

219

118

118

502

Чистая прибыль (убыток)

122

79

286

238

117

119

766


Изучение деятельности ООО «ИКЕА ДОМ» на российском рынке позволило выявить некоторые специфические черты, которые необходимо учитывать в практической деятельности: это незначительный интерес потребителей к самостоятельному строительству и ремонту; нечеткая дифференциация розничных, оптовых и профессиональных магазинов; высокая доля мелких торговых точек, реализующих товары для строительства; усиление конкуренции со стороны крупных сетевых гипермаркетов.

Оценивая в целом позитивное развитие ООО «ИКЕА ДОМ» на российском рынке, можно выделить факторы, сдерживающие данный процесс. Всю совокупность таких факторов можно объединить в следующие группы:

  • экономические, определяющие динамику развития торговых сетей в регионе;
  • организационно-технологические, обусловленные развитием материально-технической базы в торговле;
  • социально-демографические, связанные с уровнем жизни и платежеспособностью покупателей.

Согласно проведенному исследованию. ООО «ИКЕА ДОМ» обладает высоким уровнем организации внутренних управленческих процессов, поступательной стратегией развития и устойчивой конкурентоспособностью. При этом наиболее существенными факторами для ООО «ИКЕА ДОМ», определяющими развитие сети, являются платежеспособный спрос и уровень жизни населения. Покупательная способность населения определяется такими характеристиками, как численность населения, средний уровень доходов населения, доля расходов на покупку товаров и услуг, общая площадь жилых помещений в расчете на одного жителя, распределение по уровню доходов населения.

Рост среднего уровня доходов населения и увеличение расходов на покупку товаров и услуг в значительной мере определяют возможности развития сетевых розничных организаций. Являясь элементами одной системы, выделенные факторы находятся во взаимосвязи и обеспечивают результативность торговой деятельности, непосредственно связанной с удовлетворенностью покупателей.

В Приложении 1 представлена модель, включающая в себя систему факторов и условий повышения эффективности управления комплексом услуг розничных торговых сетей. Лояльность потребителей обеспечивается соответствием ожиданий покупателей и восприятием фактического обслуживания в торговой сети. Качество торгового и сервисного обслуживания включает в себя ряд элементов: стандартизацию услуг, мониторинг качества услуг, подготовку персонала, мотивацию сотрудников. Экономический эффект от реализации комплекса услуг обусловлен ассортиментной, ценовой политикой, внедрением инновационных сервисных технологий.