Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты сетевой формы организации бизнеса
1.1. Понятие предпринимательских сетей
1.2. Подходы к формированию предпринимательских сетей
Глава 2. Анализ сетевой формы организации бизнеса на примере компании «Икеа Дом»
2.1. Тенденции развития сетевой торговли в России
2.2. Анализ деятельности ООО «ИКЕА ДОМ»
Удовлетворенность покупателей есть результат их взаимодействия с поставщиками услуги. Это обеспечивает лояльность потребителя, которую целесообразно рассматривать с позиций экономической и эмоциональной составляющих. Экономическая составляющая лояльности означает вклад потребителей в прибыль торговой организации за длительный период времени. Увеличение срока лояльности клиента возможно при создании его эмоциональной лояльности. Удовлетворенность и лояльность покупателей определяются качеством торгового и сервисного обслуживания.
Не операционные факторы |
Операционные факторы |
|
На уровне торговой сети |
На уровне магазина |
|
Стратегия развития на мировых рынках. Устойчивое позиционирование на рынке. |
Конкурентные преимущества торговой марки. Стабильность работы. |
Сотрудники эффективно решают задачу клиента. Дружелюбие и вежливость персонала. |
Рисунок 2 - Факторы лояльности потребителей к торговому
и сервисному обслуживанию в магазинах «ИКЕА» в России[48]
Во-первых, покупатели товаров для дома ожидают удобства и разнообразия при выборе товаров. Во-вторых, потребители высоко ценят атрибуты требуемого качества, что связано с эмоциональным восприятием и в значительной степени влияет на готовность совершения покупки. В-третьих, потребители высоко ценят внимание к их проблемам и позитивно воспринимают бенефиты, бонусы, подарки.
2.3. Пути развития ООО «ИКЕА ДОМ»
Изучение возможностей развития комплекса услуг розничного торгового
предприятия показало значимость инструментария электронной коммерции и ее влияние на повышение конкурентоспособности компании. На основе исследования торговой деятельности магазина «ИКЕА» в г. Самаре нами дана оценка использования корпоративного интернет-портала, где представлены каталог товаров, график работы магазина, информация о предоставляемом сервисе. Электронные услуги ООО «ИКЕА ДОМ» в г. Самаре носят информационный характер с возможностью получения дополнительных консультаций и направлены на снижение неопределенности потребностей потребителя.
Оценка складывающихся тенденций в использовании электронной коммерции в России показала актуальность создания интернет-магазина в ООО
«ИКЕА ДОМ» в г. Самаре как дополнительного каната сбыта. Электронный
магазин является инструментом предпродажного обслуживания потребителей,
выполнения коммерческих функций, реализации послепродажного сервиса.
Создание интернет-магазинов предполагает использование систем управления
контентом сайтов, оснащенных необходимыми модулями. Функционирование интернет-магазина требует применения специализированных систем учета для
обеспечения складского, торгового, бухгалтерского и налогового сопровождения сделок.
В таблице 3 представлены преимущества интернет-магазина «ИКЕА» в г. Самаре для самой компании и для покупателей, выявленные на основе опроса посетителей.
Таблица 3
Преимущества интернет-магазина «ИКЕА» в г. Самаре
для компании и покупателей[49]
Ценность для покупателя |
Ценность для продавца |
Доступность и наглядность информации: режим работы, контактная информация, информация о товарах, информация об услугах, расчет стоимости услуг |
Круглосуточный режим работы |
Экономия времени |
Дополнительный канал сбыта, расширяющий возможности основного |
Доставка в удобное время |
Расширение рынка сбыта |
Дополнительные консультационные услуги |
Возможность повысить уровень сервиса |
Отсутствие убеждающих факторов |
Снижение транзакционных затрат, |
Экономия средств (транспортные расходы) |
Новые возможности исследования спроса потребительских предпочтений, стимулирования продаж |
Наиболее существенными причинами использования интернет-магазинов являются доступные цены (80,6%), подробное описание товара (75,3%), быстрая доставка товара (63,4 %). К сдерживающим факторам покупок через интернет-магазин потребители относят опасность получения некачественного товара отсутствие осмотра товара перед покупкой, возможные сложности с возвратом товара.
В целях развития ООО «ИКЕА ДОМ» целесообразно внедрение интернет-магазина «ИКЕА» в г. Самаре, целью которого является расширение перечня услуг торгового предприятия информационно-коммуникационного содержания. Такой сервис обеспечивает дополнительную ценность комплексу услуг
магазина и повышает лояльность потребителей. Последовательное внедрение
инновационных предложений позволит оценивать реакцию потребителей, проводить информационную обработку рынка и подготовку потребителей к новой
форме совершения покупок. Внедрение указанного проекта сопряжено с определенными рисками, которые объединены в три группы: стоимостные, временные, качественные.
Оценка эффективности внедрения IТ-проекта проводилась на основе показателей возврата инвестиций (ROI) и расчета совокупной стоимости владения (ТСО). Затраты по проекту объединены в несколько групп: дополнительное оборудование и ПО, внешние и внутренние услуги, обучение персонала, коммуникации. Из общего объема затрат за период внедрения проекта стоимостью 5,955 млн руб. на первый год приходится 3,485 млн руб. Внедрение интернет-магазина потребует существенных расходов на реорганизацию логистической инфраструктуры, а именно на развитие складского обеспечения, транспортной логистики, логистики запасов, сервисного обеспечения.
Исследование рынка электронной торговли показало наличие ряда источников получения доходов интернет-магазина «ИКЕА» в г. Самаре: это продажи
через электронный канал сбыта, рост продаж за счет повышения лояльности
потребителей, рост количества сделок за счет развития интернет-сервисов.
Важнейшим источником доходов от внедрения интернет-магазина могут
стать продажи через электронный канат сбыта, а ключевыми пользователями
данной формой торговли являются: потребители, лояльные к бренду «ИКЕА»,
стремящиеся сократить время на покупки; регулярные пользователи Интернета
и электронных магазинов; жители Самарской области, соответствующие двум
вышеназванным характеристикам.
Существенным вкладом в развитие продаж может стать рост лояльности
потребителей к бренду «ИКЕА» за счет доступности мобильных сервисов и возможности получения необходимой информации о товарах в удобное время, не привязанное к графику работы магазина.
Таблица 4
Оценка показателей возврата инвестиций при различных значениях прогнозируемых показателен
Показатель |
Значение |
|||
низкое |
маловероятное |
высокое |
среднее |
|
Планируемый прирост товарооборота за счет появления дополнительного каната сбыта |
0,83 |
1,67 |
3,17 |
1,89 |
Планируемое увеличение основных продаж за счет повышения лояльности клиентов, |
0,22 |
0,25 |
0,23 |
0,25 |
Планируемое увеличение количества сделок благодаря развитию |
0,33 |
0,67 |
1,0 |
0,67 |
ROI |
52,65 |
185,08 |
391,06 |
209,6 |
Дополнительным источником получения дохода от реализации проекта
«Интернет-магазин ИКЕА в г. Самаре» является рост количества сделок за счет
применения интернет-сервисов, особенно услуг проектирования интерьеров и
автоматического заказа товаров в электронном магазине.
Обобщающая характеристика эффективности проекта внедрения интернет-магазина представлена в таблице 4. Наиболее вероятное значение прогнозируемого показателя возврата инвестиций составит 135,08 %. Это означает, что за первые три года функционирования интернет-магазина каждый рубль инвестиций в проект принесет 1,85 руб. чистой прибыли. Такие показатели результативности проекта являются серьезным основанием для его внедрения в практику деятельности торговой компании «ИКЕА ДОМ» в г. Самаре.
Выводы
В розничной торговле России доля сетевой торговли составляет около 20 %, а в экономически развитых странах - 60-70%. Динамика проникновения сетевых розничных форматов, во многом зависящая от степени экономического развития регионов, наиболее высоких показателей достигла в Ленинградской, Псковской, Новгородской, Мурманской областях и в Ненецком автономном округе (30-40% от общего оборота).
Торговая розничная сеть – это совокупность торговых объектов, находящихся под общим управлением, имеющих единообразные принципы организации логистики и функционирующих под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации. Основные причины популярности сетевого формата связаны с получением выгод от диверсификации деятельности, использования собственных торговых марок и снижения издержек на функционирование системы. Кроме того, сетевые розничные предприятия обеспечивают более широкий ассортимент товаров, гибкое ценообразование и более высокий уровень торгового обслуживания.
ООО «ИКЕА ДОМ» входит в крупнейшую международную сеть в мире. К 2014 г. торговая сеть объединяет 357 магазинов в 27 странах мира с общим объемом продаж 28,7 млрд евро. Компания ИКЕА ежегодно наращивает показатели экономической деятельности, о чем свидетельствуют данные, приведенные в таблице 1. В Российской Федерации объем продаж составляет 7% от общих продажах компании.
Оценивая в целом позитивное развитие ООО «ИКЕА ДОМ» на российском рынке, можно выделить факторы, сдерживающие данный процесс. Всю совокупность таких факторов можно объединить в следующие группы: экономические, определяющие динамику развития торговых сетей в регионе; организационно-технологические, обусловленные развитием материально-технической базы в торговле; социально-демографические, связанные с уровнем жизни и платежеспособностью покупателей.
Изучение возможностей развития комплекса услуг розничного торгового
предприятия показало значимость инструментария электронной коммерции и ее влияние на повышение конкурентоспособности компании. Оценка складывающихся тенденций в использовании электронной коммерции в России показала актуальность создания интернет-магазина в ООО «ИКЕА ДОМ» в г. Самаре как дополнительного каната сбыта. Электронный магазин является инструментом предпродажного обслуживания потребителей, выполнения коммерческих функций, реализации послепродажного сервиса.
Наиболее вероятное значение прогнозируемого показателя возврата инвестиций составит 135,08 %. Это означает, что за первые три года функционирования интернет-магазина каждый рубль инвестиций в проект принесет 1,85 руб. чистой прибыли. Такие показатели результативности проекта являются серьезным основанием для его внедрения в практику деятельности торговой компании «ИКЕА ДОМ» в г. Самаре.
Заключение
Предпринимательской сетью принято называть группу компаний, договорившихся на основе взаимных интересов, взаимной выгоды на определенный срок о предоставлении друг другу ресурсов, производственных и иных возможностей, конкурентных преимуществ, а также об участии, по мере необходимости, в бизнес-проектах друг друга. По сути любые виды кооперативных, договорных, информационных, территориальных, правовых, финансовых и других взаимосвязей могут быть определены как сетевая форма интеграционного взаимодействия субъектов предпринимательства.
Предпринимательские сети могут формироваться на началах диверсификации бизнеса, специализации и вертикальной интеграции их участников. В этом случае они реализуют принцип взаимного дополнения бизнес-процессов, осуществляемых разными участниками предпринимательской сети. Но они могут создаваться и фирмами, выполняющими одинаковую деятельность. В этих случаях они реализуют принцип взаимозаменяемости бизнес-процессов, осуществляемых разными фирмами.
Предпринимательской сетью называют также модель организации предпринимательства через установление устойчивых связей внутри самой фирмы между различными подразделениями, выполняющими одноименные функции. Внутренние предпринимательские сети включают, наряду с головным предприятием, его филиалы и представительства. В этих случаях формируется внутренняя предпринимательская сеть, как составная часть организационной структуры бизнеса.