Файл: Сетевая форма организации бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. Развитие современной экономики характеризуется широким использованием сетевых форм организации бизнеса. Формирование сети возможно различными способами на основе прав собственности, контрактных отношений, партнерства и сотрудничества заинтересованных сторон. Сетевое взаимодействие партнеров по бизнесу оказывает существенное влияние на условия конкурентной борьбы, требует модификации связей с потребителями.

Состояние рынка требует адаптации стратегий конкурентного поведения, поиска уникальных возможностей дифференциации на фоне конкурентов, не останавливаясь только на стратегии лидерства по издержкам. В условиях падения спроса потребителей необходима ориентация на потребительские ценности и формирование комплекса услуг, отвечающего запросам целевых сегментов рынка.

Цель работы заключается в исследовании сетевой формы организации бизнеса и разработке рекомендаций по ее развитию.

Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

1) исследовать понятие предпринимательских сетей;

2) рассмотреть подходы к организации предпринимательских сетей;

3) выявить тенденции развития сетевой торговли в России;

4) провести анализ деятельности ООО «ИКЕА ДОМ»;

5) определить пути развития ООО «ИКЕА ДОМ».

Объектом исследования выступают российские и международные розничные торговые сети, сервисные организации, органы управления торговой деятельностью и потребители.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе сетевой формы организации бизнеса.

Теоретической и методологической базой проведенного исследования являются труды ученых-экономистов, специалистов, материалы по развитию сетевого бизнеса, аналитическая и статистическая информация по состоянию развития розничной торговли в Российской Федерации, публикации в сборниках научных конференций.

В качестве методологической основы исследования использовались диалектический метод познания, общенаучные принципы системности и комплексности развития, методы сравнения и анализа причинно-следственных связей, методы экономического анализа деятельности предприятий, методы маркетинговых исследований.

Информационной базой исследования являются материалы государственных органов статистики, статьи в научных журналах, данные годовых отчетов розничных торговых сетей, статьи и официальные данные, опубликованные в сети Интернет.


Глава 1. Теоретические аспекты сетевой формы организации бизнеса

1.1. Понятие предпринимательских сетей

В условиях конкурентного рынка предприятия вынуждены соперничать не только за рынки сбыта и потребителей, но и за ограниченные ресурсы, новые технологии, квалифицированные кадры, нематериальные активы. Нередко сотрудничество дает предприятиям гораздо больше выгод и перспектив устойчивого развития, чем прямое соперничества. Среди стратегий конкурентных действий, адресованных конкурентам, выделяют, в том числе, стратегии, направленные на сближение с конкурентами[1].

В качестве особых субъектов предпринимательства, представленных в мировой практике, использующих в деловых коммуникациях преимущества сотрудничества и партнерства, выступают различные предпринимательские объединения. Они могут быть созданы в одной из принятых в той или иной стране организационно-правовой форме, обладая признаками самостоятельных юридических лиц, или действовать на основе договоренностей, юридического лица при этом не образуя[2]. Объединение происходит ради обеспечения новых возможностей, в том числе, за счет навязывания партнерам по объединению своих интересов, и повышения конкурентоспособности бизнеса, совместно с партнерами усиливая свои конкурентные позиции по отношению к поставщикам, клиентам, другим конкурентам[3].

Объединение фирм возможно в соответствии с различными принципами. Так, горизонтальное объединение охватывает фирмы, осуществляющие одноименную деятельность в отношении одного и того же сегмента рынка и направления предпринимательства, как, например, машиностроительные компании или страховые общества. В вертикальном объединении задействованы фирмы, осуществляющие последовательную деятельность по созданию и реализации готового продукта субъектами производственного и коммерческого предпринимательства[4]. Объединение по принципу аффилированности (причастности) направлено на взаимное оказание услуг, а объединение по принципу диверсификации охватывает фирмы, напрямую не связанные между собой, но имеющие взаимный интерес по аккумулированию финансовых ресурсов, как, например в группе компаний «Альфа», в состав которой входят: «АльфаСтройПроект» (комплекс услуг от проектирования объекта строительства до ввода объекта в эксплуатацию и последующего обслуживания); «АльфаЭкоПроект» (весь спектр природоохранных услуг и выполнение работ по вывозу, размещению и утилизации отходов); «АльфаКонсалт» (активный участник рынка консалтинговых услуг на территории России)[5].


Возможно и полное объединение, которое основано на одновременном применении горизонтально-вертикального подхода, аффилирования и диверсификации бизнеса. Такое объединение позволяет использовать совокупность открывающихся возможностей, которые возникают в результате объединения[6].

Учитывая многообразие форм объединения предприятий современные авторы и исследователи предлагают различные подходы к их классификации, выделяя такие группы объединений, как: союзы, ассоциации, некоммерческие партнерства; финансово-промышленные группы, холдинги, простые товарищества; консорциумы, концерны, конгломераты, стратегические альянсы, а также современные виды объединений в формах интегрированных бизнес-групп, виртуальных и многомерных организаций, кластеров и предпринимательских сетей[7].

Предпринимательской сетью принято называть группу компаний, договорившихся на основе взаимных интересов, взаимной выгоды на определенный срок о предоставлении друг другу ресурсов, производственных ииных возможностей, конкурентных преимуществ, а также об участии, по мере необходимости, в бизнес-проектах друг друга[8].

По сути любые виды кооперативных, договорных, информационных, территориальных, правовых, финансовых и других взаимосвязей могут быть определены как сетевая форма интеграционного взаимодействия субъектов предпринимательства[9].

1.2. Подходы к формированию предпринимательских сетей

Предпринимательские сети могут формироваться на началах диверсификации бизнеса, специализации и вертикальной интеграции их участников. В этом случае они реализуют принцип взаимного дополнения бизнес-процессов, осуществляемых разными участниками предпринимательской сети. Но они могут создаваться и фирмами, выполняющими одинаковую деятельность. В этих случаях они реализуют принцип взаимозаменяемости бизнес-процессов, осуществляемых разными фирмами. Примером такой модели сети могут служить глобальные альянсы авиаперевозчиков[10].

В современном мире существуют и успешно развиваются, объединяя 54 авиаперевозчика, обеспечивающих более половины мирового объема пассажирских перевозок, три глобальных альянса авиакомпаний: Star Alliance, Оneworld, SkyTeam[11]. К примеру, в альянс Sky Team, основанный в 2000 г., входят 19 авиаперевозчиков, среди которых Air France и KLM, Delta, NWA, Continental, Korean Air, Alitalia, Aeromexico, CSA, China Southern, «Аэрофлот», а в Star Alliance (образован в 1997 г.) представлены 27 авиаперевозчиков с 55 базовыми аэропортами, расположенными в четырех основных регионах мирового рынка авиаперевозок[12].


В рамках каждого альянса авиакомпании-участники, сохраняя финансовую независимость, проводят согласованную коммерческую и тарифную политику, координируют расписание полетов и оптимизируют маршрутные сети. Тесное коммерческое и операционное взаимодействие развивается на основе соглашений о код-шеринге, интерлайне, прорейтовых тарифах. Участники проводят общую политику по обеспечению высоких и единых стандартов безопасности полетов и авиационной безопасности, качества услуг, а также по использованию унифицированных программ поощрения постоянных клиентов. При этом заключение кем-то из участников коммерческого соглашения вне альянса требует дополнительного согласования[13].

Все три глобальных альянса организовали свои управляющие компании, которые координируют действия всех участников и продвигают общий продукт на рынках транспортных услуг. Так, деятельность участников альянса координирует управляющая компания Star Alliance Services GmbH с головным офисом во Франкфурте-на-Майне. Членами альянса Оneworld образована управляющая компания Oneworld Management Company со штаб-квартирой в Ванкувере, Канада. Штаб-квартира управляющей компании альянса SkyTeam расположена в Амстердаме[14].

Мировые авиационные альянсы существуют на рынке более десяти лет, что позволяет говорить об устойчивости и перспективах развития такой формы партнерства. Так, поиск новых партнеров продолжается не только среди перевозчиков классической модели, но также среди лоукост-авиакомпаний и железнодорожных операторов.

Предпринимательской сетью называют также модель организации предпринимательства через установление устойчивых связей внутри самой фирмы между различными подразделениями, выполняющими одноименные функции. Внутренние предпринимательские сети включают, наряду с головным предприятием, его филиалы и представительства. В этих случаях формируется внутренняя предпринимательская сеть, как составная часть организационной структуры бизнеса[15].

Одной из развивающихся отраслей современного сетевого бизнеса является так называемый сетевой маркетинг — это маркетинговая концепция, предполагающая создание сетевой (многоуровневой) организации, призванной продвигать товары и услуги от производителя к потребителю, используя прямые продажи[16]. Такие компании строят свои дистрибьюторские сети на основании гражданско-правовых договоров с физическими лицами, которые впоследствии становятся индивидуальными предпринимателями. Компании прямых продаж широко практикуют программы обучения своих независимых дистрибьюторов основам менеджмента и ведения бизнеса, для увеличения объема продаж разрабатываются различные программы мотивации[17]. Сетевая структура дистрибьюции, поддерживается и развивается благодаря информационному обмену, а также на основе формирования общей корпоративной культуры. Приоритетным для таких компаний является свободный и эффективный доступ сотрудников к новым ресурсам: идеям и информации; участие персонала в выработке решений и гибкий контроль, организация эффективного сетевого взаимодействия между всеми участниками производственного процесса. Лидерами компаний сетевого маркетинга в России являются Avon и Oriflame (на их долю приходится более 50% объема продаж), Amway, Mary Kay, Tiens Group, Tupperware, Тенториум, Zepter International, Mirra, Faberlic.


Фаберлик — это крупнейшая российская сетевая компания, которая реализует более тысячи продуктов (включая косметические средства для ухода за кожей лица, тела и волосами; декоративную косметику; биологически активные добавки и продукты функционального питания; косметику для дома; женское бельё и детскую одежду), имеющая 30 патентов, 600 тыс. консультантов и более 5 миллионов потребителей в 24 странах. Главный тренд развития компании на последующие 10 лет — это превращение Faberlic из парфюмерно-косметической компании в компанию образа жизни[18].

Сетевой подход в организации бизнеса часто реализуется субъектами предпринимательства посредством создания холдингов[19]. В России под предпринимательским холдингом обычно понимается совокупность двух или более юридических лиц (участников холдинга), связанных между собой отношениями по управлению одним из участников (головной компанией или управляющей компанией) деятельностью других участников холдинга на основе права головной компании определять решения, принимаемые другими участниками. Основной целью владельцев холдинга является не конкретная производственная, коммерческая, финансовая или иная подобная деловая деятельность, а владение и управление дочерними компаниями в качестве инструмента реализации собственных деловых интересов. В России функцию холдинговой компании выполняет головная компания, а сам российский холдинг является, по сути, предпринимательским объединением с участием холдинговой, то есть держательской компании[20].

С помощью холдингов возможно расширение географии и отраслевой структуры бизнеса[21]. Держательская компания контролирует и регулирует деятельность, осуществляемую дочерними компаниями. Таким образом, реализуется возможность организовать свободное перемещение финансовых ресурсов между различными сферами предпринимательства и благодаря этому уменьшить степень риска, возникающего в процессе концентрации капитала в одной из отраслей. Участвуя в большой сети дочерних предприятий, холдинг имеет возможность перемещать капиталы не только между отраслями, но и между фирмами, тем самым снижая риск неудачного менеджмента внутри дочерних компаний. Благодаря системе участия можно также добиться консолидации перспективных менеджеров[22].

В акционерном капитале Межрегионального многопрофильного холдинга «Группа Альянс», образованного в апреле 1998 г., через региональные фонды государственного имущества и комитеты по управлению государственным имуществом принимают участие 15 субъектов Российской Федерации: Саратовская, Новгородская, Мурманская, Ленинградская, Иркутская, Магаданская, Читинская, Амурская, Новосибирская области, Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Удмуртия, Республика Бурятия, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия (Алания), а также два крупнейших российских промышленных предприятия — ОАО «Кировский завод» и ОАО «Ижмаш». Основная сфера деятельности «Группа Альянс» — антикризисное управление, финансовое оздоровление и реструктурирование предприятий в России, оказание услуг по финансовому и юридическому консалтингу. «Группа Альянс» обеспечивает все элементы внешнего и антикризисного управления, а также менеджмент-консалтинга: финансовую, юридическую и техническую экспертизу, разработку и осуществление программ обеспечения коммерческой устойчивости предприятия (реструктуризация, финансовое оздоровление, консолидация активов, постановка менеджмента, капитализация), привлечение инвестиций[23].