Файл: Анализ структуры торгового ассортимента (на примере конкретной организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Очевидно, что необходимо жестко контролировать наличие в ассортименте товарных позиций класса «А». По отношению к товарным позициям класса «В» контроль может быть текущим, а по отношению к позициям класса «С» - периодическим. Таким образом, в ходе АВС-анализа формируется ABC-рейтинг товаров. К определению объектов и параметров анализа можно подойти творчески [16]. Сгруппировав товар по одному параметру, сопоставить полученный результат с другими параметрами. Группа «С» может приносить 20% дохода, составлять 50% товарного запаса и занимать 80% площади склада. Однако непродуманное сокращение товаров группы «С» (20% дохода компании) приведет к тому, что через некоторое время оставшиеся товары распределятся по тому же закону, но общий результат деятельности для компании может снизиться на 50%.

XYZ - анализ также, как и АВС - анализ проводится в несколько шагов по порядку:

- определить объекты анализа;

- определить параметр, по которому будет проводиться анализ объекта;

- определить период и количество периодов, по которым будет проводиться анализ;

- определить коэффициент вариации для каждого объекта анализа;

- отсортировать объекты анализа по возрастанию значения коэффициента вариации;

- определение групп X, Y, Z [8].

Данный метод анализа имеет смысл, если количество анализируемых периодов не меньше трех, чем больше количество периодов, тем более показательными будут результаты. При этом сам период должен быть не меньше, чем горизонт планирования, принятый в компании.

Используя XYZ-анализ, надо помнить о нескольких существенных ограничениях. Прежде всего, это требование к объему используемых данных. Чем их больше, тем надежнее окажутся полученные результаты. Число исследуемых периодов, как уже отмечалось, должно быть не меньше трех [12].

Весьма серьезно на результат расчетов может повлиять сезонность. Вот типичный случай. Компания информирована о повышении сезонного спроса, ситуация под контролем, необходимый запас товаров приобретен или произведен. Но из-за скачков продаж товар скатывается в «непредсказуемую» категорию Z. В этом случае рекомендуется действовать как при старте нового товара - сравнивать отклонения продаж за анализируемый период от прогноза.

Кроме того, существуют целые сегменты рынка, где применение XYZ- анализа будет совершенно бесполезно. Возьмем пример из сотовой связи - продажу карт экспресс-оплаты и контрактов на подключение. Практика показывает, что разброс значений ежедневных продаж в течение месяца здесь может составлять до 50%. Часто для анализа используются стоимостные показатели продаж. Такие данные есть даже у компаний, где управленческий учет пока в зачаточном состоянии. Кроме того, товарные запасы - результат действия множества факторов. Запас на складе может существенно зависеть от установленной периодичности поставок, от размера минимальной или максимальной партии, обеспечиваемой поставщиком, от наличия необходимых складских площадей. Часто следует еще выяснить, каким образом товар попал в ту или иную категорию. Поэтому, по мнению специалистов, лучше начинать с анализа продаж, а уже потом выходить на оптимальный товарный запас. Лучше всего применять XYZ в сочетании с ABC-анализом (хотя, и он один даст отделу логистики существенную информацию).


2. Оценка структуры торгового ассортимента на примере торгового предприятия ООО «Восток»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Восток»

Общество с ограниченной ответственностью «Восток» зарегистрировано в качестве юридического лица 19 февраля 2014 года по адресу: 690087, Приморский край, город Владивосток, улица Луговая, 83а - 86. При государственной регистрации компании присвоены ИНН 2536270066, КПП 253601001, ОГРН 1142536001410, ОКПО 31153984.

Основным видом деятельности ООО «Восток» является оптовая и розничная торговля непродовольственными товарами.

Анализ основных технико-экономических показателей ООО «Восток» необходим для комплексной оценки деятельности, он проведен на основании финансовой отчетности предприятия и показан в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Анализ основных технико-экономических показателей предприятия ООО «Восток» в 2016-2018 гг.

Показатели

Ед.

изм.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

В % к 2016г.

2017

2018

Выручка

тыс. руб.

24 817

38 815

57 474

156,40

231,59

Себестоимость

тыс. руб.

21 088

34 272

52 609

162,52

249,47

Затраты на 1 руб. продаж

руб.

0,85

0,88

0,91

103,53

107,06

Среднесписочная численность работающих

чел.

15

15

15

100

100

Фонд оплаты труда

тыс. руб.

5974

6571

8624

109,99

144,36

Среднегодовая заработная плата 1 работника

тыс. руб.

398,3

438,1

574,9

110

144,3

Среднегодовая выработка на 1 работника

тыс. руб.

1654,5

2587,7

3831,6

156,4

231,6

Прибыль от продаж

тыс. руб.

3 729

4 543

4 865

121,83

130,46

Рентабельность продаж

%

15,02

11,70

8,46

77,90

56,32

Рентабельность основной деятельности

%

17,68

13,26

9,25

75

52,32


В 2016 году выручка от продаж на предприятии составила 24 817 тыс. руб., то в 2018 году объем продаж увеличился до 57 474 тыс. руб., темп роста составил 231,59 %. Также на предприятии не удалось сдержать рост себестоимости, рост роста которой составил 249,47%. Рост себестоимости обусловлен ростом материальных затрат на производство продукции, ростом фонда оплаты труда. В результате прибыль от продаж увеличилась с 2016 по 2018 гг. с 3729 тыс. руб. до 4865 тыс. руб., что положительно характеризует основную деятельность предприятия. Численность работников в 2018 г. по сравнению с 2016 г. не изменилась и составила 15 человек. Фонд оплаты труда в 2018 г. по сравнению с 2016 годом увеличился на 44,36 %.

Показатели рентабельности подверглись снижению. Так рентабельность продаж снизилась с 15,02 % до 8,46 %. Рентабельность основной деятельности также снизилась с 17,68 % до 9,25 %, что является негативной тенденцией. Снижение рентабельности объясняется ростом себестоимости, который превышает рост выручки от продаж.

На рисунке 2.1 представлена организационная структура предприятия.

Директор

Главный бухгалтер

Отдел продаж

Склад

Бухгалтерия

Отдел закупок

Рисунок 2.1 - Организационная структура ООО «Восток»

Возглавляет предприятие руководитель, ему подчиняется главный бухгалтер и отделы предприятия. Всего в компании четыре отдела: бухгалтерия, отдел продаж, отдел закупок, склад.

Начальник отдела продаж занимается заключением и выполнением договоров с покупателями; организацией контроля за своевременностью выполнения заказа и согласованием документации в административных органах, а также за соблюдением трудовой дисциплины.

ООО «Восток» имеет линейно-функциональную организационную структуру, при которой четко выражено разделение труда. Руководитель предприятия представляет его во всех коммерческих и некоммерческих предприятиях и государственных органах. Он занимается изданием приказов, осуществлением найма и увольнения работников, наложением на них взысканий и определением мер поощрения за хорошую работу, распоряжением имуществом, заключением договоров с контрагентами, оформлением от своего имени доверенностей другим работникам, открытием в банках расчетных счетов и распоряжением денежными средствами на счетах. Он занимается принятием решений по срочным вопросам, осуществлением контроля за деятельностью предприятия, планированием и анализом структуры предприятия, определением кадровой политики и значит, фактически в его руках сконцентрированы все основные властные полномочия по руководству предприятием.


Отдел продаж ООО «Восток» является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется генеральному директору.

Структуру и штаты отдела утверждает директор ООО «Восток», исходя из условий и особенностей, а также объема работ, возложенных на отдел.

В своей работе отдел продаж руководствуется действующим законодательством РФ, приказами, распоряжениями, инструкциями, указаниями и приказами директора ООО «Восток», должностными инструкциями.

Отдел продаж ООО «Восток» не подменяет другие подразделения, а ориентирует деятельность других подразделений на рынок и коррелирует их работу с общими для Организации целями рыночной деятельности.

В соответствии с целями основными задачами отдела продаж ООО «Восток» являются:

- продажа товаров, реализуемых компанией;

- изучение деятельности конкурентов, стратегии и тактики их воздействия на покупателей;

- участие в разработке стратегии и тактики рыночного поведения Организации посредством формирования стратегии маркетинга: товарной, ценовой, сбытовой, рекламной и сервисной;

- формирование спроса, организация рекламной деятельности, стимулирование сбыта;

- разработка предложений по концепции ценовой стратегии, включая систему скидок;

- анализ причин неудовлетворенного спроса на товары и разработка предложений по снижению его размеров.

Структура отдела продаж ООО «Восток» определяется решаемыми задачами и отражается в штатном расписании.

2.2 Анализ показателей торгового ассортимента предприятия ООО «Восток»

ООО «Восток» имеет следующие данные по объему и составу товарооборота (таблица 2.2).

Таблица 2.2 - Информация о выполнении плана по товарообороту ООО «Восток» в 2018 г.

Показатели

Фактиче ски за прошлый год

Отчетный 2018 год

Отклонение

Отчетный год в % к прошлому году

План

Факт

%

выполнения

От

плана

От

прошлого

года

Товарооборот,

тыс. р.

38815

46790

57474

122,3

+10684

+18959

148,1


План товарооборота ООО «Восток» перевыполнен на 22,3% или на 10684 тыс. р. По сравнению с прошлым годом его объем возрос на 189595 тыс. р., что составляет 48,1 %.

Исследование выполнения плана и динамики товарооборота проводят не только за год, но и по кварталам. Это помогает установить, как ритмично развивается реализация, как равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары. Для определения равномерности и ритмичности развития товарооборота следует изучить выполнение плана и его динамику по кварталам, составив аналитическую таблицу. Для изучения ритмичности и равномерности развития товарооборота ООО «Восток» составляется таблица 2.3.

Таблица 2.3 - Ритмичность развития товарооборота по сбыту продукции ООО «Восток» по кварталам 2018 г.

Кварталы

Фактически за 2017 год

2018 год

Отклонение

В % к 2017 году

План

Фактичес-ки

%

выполнения плана

От

плана

От

2017

года

1 квартал

9631

11761

12228

104,0

+467

+2597

126,9

2 квартал

9505

11625

14984

128,9

+3359

+5479

128,9

3 квартал

9832

11979

15201

125,6

+3222

+5369

154,6

4 квартал

9847

11425

15061

131,8

+3636

+5214

152,9

Всего за год

38815

46790

57474

122,3

+10684

+18959

148,1

Сведения о продукции, основных потребителях, рынках сбыта ООО «Восток» представлены в таблице 2.4.

Ассортимент продукции ООО «Восток» достаточно широк и не ограничивается только лишь одноразовой тарой и посудой. Компания предлагает решения для многих бытовых вопросов как для крупных клиентов, так и для частных лиц. При этом ассортимент товаров по основным ассортиментным группам в период 2016-2018 гг. увеличился и в ширину, и в глубину (таблица 2.5).