Файл: Анализ структуры торгового ассортимента (на примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы анализа структуры торгового ассортимента предприятия
1.1 Понятие и значение торгового ассортимента предприятия
1.2 Показатели торгового ассортимента предприятия
1.3 Методы формирования и оптимизации торгового ассортимента предприятия
2. Оценка структуры торгового ассортимента на примере торгового предприятия ООО «Восток»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Восток»
2.2 Анализ показателей торгового ассортимента предприятия ООО «Восток»
Таблица 2.4 - Характеристика продукции, реализуемой ООО «Восток»
Наименование продукции |
Обозначение нормативного документа, в соответствии с которым был выпущен и может быть идентифицирован продукт |
Основные потребители |
Рынок реализации |
Хозяйственные товары |
ГОСТ 1341-97 Пергамент. Технические условия. ГОСТ 2226-2013 Мешки бумажные. Технические условия. ГОСТ Р 50962-96. Посуда и изделия хозяйственного назначения из пластмасс. Общие технические условия |
Юридические и физические лица |
г. Владивосток, Приморский край, Дальний Восток |
Средства гигиены |
ГОСТ 12.4.029-76 Фартуки специальные. Технические условия ТУ 17 РСФСР 06-7362-86 Нарукавники |
Юридические и физические лица |
г. Владивосток, Приморский край, Дальний Восток |
Пластиковая тара |
ГОСТ Р 51760-2001 Тара потребительская полимерная |
Юридические и физические лица |
г. Владивосток, Приморский край, Дальний Восток |
Одноразовая посуда |
ГОСТ Р 50962-96. Посуда и изделия хозяйственного назначения из пластмасс. Общие технические условия |
Юридические и физические лица |
г. Владивосток, Приморский край, Дальний Восток |
Пакеты и пленки |
ГОСТ Р 52903-2007 Пакеты из полимерных пленок и комбинированных материалов. Общие технические условия ГОСТ Р 51720-2001 Мешки из полимерных пленок. Общие технические условия |
Юридические и физические лица |
г. Владивосток, Приморский край, Дальний Восток |
Упаковочные материалы |
ГОСТ 25951-83 Пленка полиэтиленовая термоусадочная. ГОСТ 745-79 Фольга алюминиевая для упаковки |
Юридические и физические лица |
г. Владивосток, Приморский край, Дальний Восток |
Таблица 2.5 – Характеристика ассортимента ООО «Восток» в 2016-2018 гг.
Основные товарные группы |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Хозяйственные товары |
12 видов, 25 позиции |
14 видов, 34 позиции |
15 видов, 36 позиции |
Средства гигиены |
7 видов, 17 позиций |
9 видов, 18 позиций |
9 видов, 20 позиций |
Пластиковая тара |
4 вида, 34 позиции |
6 видов, 52 позиций |
8 видов, 64 позиции |
Одноразовая посуда |
6 видов, 78 позиций |
4 вида, 67 позиций |
8 видов, 95 позиций |
Пакеты и пленки |
8 видов, 94 позиции |
6 видов, 82 позиции |
9 видов, 99 позиций |
Упаковочные материалы |
6 видов, 17 позиций |
0 видов, 18 позиций |
11 видов, 20 позиций |
Как следует из материала таблицы 2.5, товарная продукция и ассортимент представлены достаточно широко.
Функционируя в условиях жесткой конкуренции со стороны других продавцов, предприятие в свою очередь стремится сформировать наиболее эффективную структуру ассортимента, как добавляя новые виды товаров (таблица 2.15).
Таблица 2.6 –Обновляемость ассортимента ООО «Восток» в 2016 – 2018 гг.
Показатели |
Год |
Абсолют. прирост |
Темп роста |
||
2016 |
2017 |
2018 |
2018 г. к 2016 г. |
2018 к 2016 г., % |
|
1.Количество наименования реализуемой продукции |
339 |
405 |
441 |
102 |
1,3 |
2.Количество наименования новой продукции |
17 |
25 |
39 |
22 |
2,3 |
3. Коэффициент обновляемости продукции |
0,05 |
0,06 |
0,09 |
0,04 |
1,8 |
Данные таблицы 2.6 свидетельствуют о том, что количество новой продукции в товарном ассортименте ООО «Восток» за 2016–2018 гг. возросло более чем в 2 раза, абсолютный прирост составил 102 новых наименований продукции, темп роста – 1,3%. Ассортимент представляет собой состав и соотношение различных видов продукции, товаров, услуг в ООО «Восток».
Ассортиментная политика ООО «Восток» - политика, суть которой состоит в поставщиков и партнеров, потребностей рынка, степени риска, сезонности спроса, конъюнктуры, динамики цен и других факторов.
Оптимальная структура ассортимента ООО «Восток» должна отвечать:
- определенным критериям, ограничениям, которые необходимо учитывать при оптимизации ассортимента;
- алгоритмом организации работы по оптимизации ассортимента.
В ООО «Восток» реализуются принципы формирования ассортимента и структура оптимального ассортимента:
1 Оптимальная структура ассортимента обеспечивает максимальную рентабельность.
2 Постоянный контроль за ситуацией на рынке.
3 Исключение из ассортимента нерентабельных и малорентабельных позиций из ассортимента и увеличение общей рентабельности до 3-15%.
4 Большой ассортимент не обеспечивает большую прибыль.
5 Потребителю нужен не широкий ассортимент, а необходимое для него разнообразие.
6 Классификация товаров по удовлетворяемым потребностям покупателям, по функциональному назначению товара и по выгоде для компании.
Для расчета показателей реализации и предложения товаров ООО «Восток», необходимо разбить товары по группам, в соответствии с методом АВС, так к наиболее продаваемым товарам ООО «Восток» можно отнести такие товары, как одноразовая посуда, упаковка.
К товарам категории Б относятся хозяйственные товары.
К товарам группы С относятся сопутствующие товары.
В таблице 2.7 распределим объем выручки, приходящийся на определенную группу товаров от общей суммы реализации.
Таблица 2.7 - Объем выручки ООО «Восток» по группам товаров за 2016-2018 гг.
Процент продаж, % |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
А |
61 |
67 |
73 |
Б |
24 |
23 |
20 |
В |
15 |
10 |
7 |
Таким образом, при реализации товаров категории А ООО «Восток» сможет покрыть порядка 61-73% всей суммы выручки от продаж.
2.3 Пути оптимизации торгового ассортимента ООО «Восток»
Обеспечение необходимого уровня обслуживания оптовых покупателей и роста основных экономических показателей деятельности торгового предприятия от рационального формирования ассортимента товаров. Под формированием ассортимента следует понимать процесс подбора и установления, соответствующей спросу покупателей и обеспечивающей высокую торгового предприятия. Создание оптимального ассортимента товаров является в ООО «Восток» одним из важных условий бесперебойного снабжения розничной товаров, удовлетворяющим запросы конечных потребителей. В связи с этим формирование ассортимента товаров представляет важнейшую функцию коммерческой службы предприятия.
Было выявлено, что основным принципом формирования ассортимента товаров в ООО «Восток» является обеспечение его соответствия характеру спроса населения, обслуживаемого спроса покупателей в рамках избранного сегмента рынка. В связи с этим ассортимент товаров, предлагаемый ООО «Восток», должен обладать достаточной широтой и глубиной.
При этом широта ассортимента определяется числом товарных групп, подгрупп и наименований товаров, включенных в номенклатуру, а глубина - числом разновидностей предприятия будет зависеть от ассортиментного профиля обслуживаемых оптовых покупателей, размеров складской площади, состояния предложения на потребительском рынке и других факторов.
Одним из принципов формирования товарного ассортимента на предприятии оптовой торговли является обеспечение его устойчивости, что особенно важно, когда спроса. Устойчивый ассортимент позволяет обеспечить бесперебойное и ритмичное товароснабжение розничных торговых предприятий, являющихся основными оптовыми покупателями.
И, наконец, одним из важных принципов рационального формирования ассортимента товаров на торговли является обеспечение условий его рентабельной деятельности, что особенно важно в условиях рыночной экономики.
Процесс формирования ассортимента товаров на складах оптовых предприятий с учетом рассмотренных выше принципов заключается, прежде всего, в определении перечня основных групп и подгрупп реализуемых товаров.
При этом необходимо исходить из возможности удовлетворения запросов оптовых покупателей с учетом их специализации на торговле соответствующими должен, прежде всего, удовлетворять требования этой группы предприятий. Предприятие, занимающееся торговлей товарами узкого ассортимента, должно позаботиться о достаточной глубине ассортимента в пределах товаров, иначе оно не сможет содействовать успешному формированию комплексов и микрокомплексов товаров в обслуживаемых ими универсальных и специализированных магазинах.
Инструментом, с помощью которого осуществляется регулирование ассортимента товаров на складах ООО «Восток», является ассортиментный перечень. В него включается перечень наименований товаров, которые постоянно должны быть в наличии на складе.
Ассортиментный перечень в ООО «Восток» разрабатывается на год. При необходимости в течение года вносятся изменения. В них следует предусмотреть групповую и внутригрупповую структуру, а также основные (артикул, модель и т.д.) и дополнительные (размер, полнота, рост и т.д.) признаки разновидностей товаров.
С помощью ассортиментного перечня отдел закупок ООО «Восток» контроль за полнотой и стабильностью ассортимента товаров на складах и снабжением ими оптовых покупателей своего целевого рынка.
Заключение
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Грамотная товарная политика предприятия - это основа стабильности, индивидуальности, рентабельности и, в конечном итоге, конкурентоспособности его на рынке. Товарная политика способствует приведению в соответствие спроса и предложения, что, несомненно, имеет важное социально-экономическое значение, так как от степени этого соответствия зависит полнота удовлетворения покупательского спроса и качество обслуживания потребителей.
В первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты формирования товарной политики предприятия. Товарная политика призвана обеспечить преемственность решений и мер по формированию ассортимента и его управлению; поддержанию конкурентоспособности товаров; нахождению для товаров оптимальных товарных ниш (сегментов); разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживания товаров. Отсутствие товарной политики ведет к неустойчивости структуры ассортимента, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров.
Товарный ассортимент - это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием и предлагаемых рынку.
Основным видом деятельности ООО «Восток» является оптовая и розничная торговля непродовольственными товарами.
На предприятии наметилась положительная динамика роста выручки от продаж.
Так, если в 2016 году выручка от продаж на предприятии составила 24 817 тыс. руб., то в 2018 году объем продаж увеличился на 231,6% по отношению к 2016 году и составил 57 474 тыс. руб.
Также на предприятии не удалось сдержать рост себестоимости, рост которой составил 249,5% при росте выручки от реализации за три рассмотренных года на 231,6%.
В результате прибыль от продаж увеличилась с 2016 по 2018 гг. на 130,5%, что положительно характеризует основную деятельность предприятия. С 2018 года наметилась тенденция снижения чистой прибыли организации. Так в 2018 году было получено 88,1% прибыли от 2017 года или 91,1% прибыли от 2016 года.
Чистая прибыль предприятия в 2016 году составила 3 076 тыс. руб. В 2017 году она выросла до 3 182 тыс. руб., а в 2018 году происходит ее снижение до 2 802 тыс. руб., что связано с преобладающим ростом себестоимости по отношению к выручке от реализации. Так, если рост выручки от продаж в 2018 году составил по отношению к 2017 году 148,1%, то рост себестоимости за этот же период составил 153,5%. Это оказало прямое влияние на формирование прибыли от продаж, темп роста которой в 2018 году составил 107,1% к уровню 2017 года, а также на формирование конечного финансового результата 2018 года – чистую прибыль, величина которой составила 88,1% от объема прибыли предыдущего периода. В результате общее изменение чистой прибыли в 2018 году по отношению к 2016 году составило 91,1%.