Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель(Теоретические основы менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В результате проведения наблюдения были сделаны выводы, представленные далее.

Директор кафе умеет сочетать заботу о людях с заботой о производстве. Он достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя. Решает проблемы на основе компромисса, стремится к стабилизации, равновесию и избеганию крайностей. Людьми не командует, а направляет их работу путем инструктирования, постановки задач, убеждения, делегирования полномочий. Стремится принимать устраивающие всех решения, не отстаивая единственной точки зрения и жертвуя убеждениями ради интересов дела. В процессе контроля подчиненных не выискивает недостатки, а поддерживает идеи, направленные на улучшение работы, предпочитает неформальные дискуссии и личные контакты с каждым. Положительными чертами являются постоянство, заинтересованность в успехе, нестандартность мышления, прогрессивные взгляды.

Менеджер зала достаточно холодно относится как к своим подчиненным, так и к самому процессу производства. Он инертен, безучастен, формально контролирует работу персонала, избегает конфликтов, занимает позицию постороннего наблюдателя и ни во что не вмешивается. Склонен уклоняться от принятия самостоятельных решений, активных действий, ожидая, что все разрешится само или поступят указания, которые он добросовестно передаст работникам зала.

Заведующий производством заботится только о производстве и не осуществляет никакой социальной деятельности, поскольку считает, что она является проявлением мягкости и ведет к понижению результативности работы. Заранее знает, как достичь цели и добивается ее любой ценой, направляя на это всю свою активность и силы работников производства. Сосредотачивает в своих руках все полномочия, требует слепого послушания, не признает чужих точек зрения, отвергает советы, дает указания по мелочам, решения принимает самостоятельно и никогда не пересматривает. Положительными чертами являются высокий уровень ответственности, трудоспособности, организаторский талант, интеллект.

Определение эффективности системы управления кафе проводилось в соответствии с методикой тестирования Р. Блейка и Дж. Моутон. Основу методики составляют 18 утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива. Ответы на вопросы оценивались по пятибалльной шкале и распределялись по шкалам «Ориентация на персонал» и «Ориентация на задачу», результат откладывался на «управленческой решетке» и сравнивался с классическим вариантом.


Характерные позиции матрицы Р. Блейка и Дж. Моутон включают следующие типы управляющего воздействия на коллектив[48]:

  • 1.1. Примитивное руководство;
  • 1.9. Социальное руководство;
  • 5.5. Производственно-социальное руководство;
  • 9.1. Авторитарное руководство;
  • 9.9. Командное руководство;

Исследование по методике Р. Блейка и Дж. Моутон проводилось по двум направлениям - самооценка руководителей и оценка руководителей трудовым коллективом. В процессе оценки руководителей коллектива был опрошен 31 человек.

Сравнительные результаты самооценки руководителей и их оценки коллективом представлены в таблице 7.

Таблица 7 - Сравнительные результаты самооценки руководителей кафе и их оценки коллективом по методу тестирования Р. Блейка и Дж. Моутон

Ориентация

Позиция матрицы

Должность

Вид оценки

на персонал

на задачу

Директор кафе

самооценка

8

8

8.8

оценка коллектива

5

6

5.6

Менеджер зала

самооценка

5

4

5.4

оценка коллектива

2

3

2.3

Заведующий производством

самооценка

1

8

9.8

оценка коллектива

1

9

9.1

Из таблицы 7 можно сделать следующие выводы:

  • по результатам самооценки директор кафе показал высокие баллы, характеризующие как ориентацию на персонал (8 баллов), так и ориентацию на задачу (8 баллов), а по мнению коллектива он показал средние баллы, характеризующие как ориентацию на персонал (6 баллов), так и ориентацию на задачу (7 баллов);
  • по результатам самооценки заведующий производством показал низкие баллы, характеризующие ориентацию на персонал (1 балл), и высокие баллы, характеризующие ориентацию на задачу (8 баллов), по мнению коллектива, он так же показал низкие баллы, характеризующие ориентацию на персонал (1 балл), и высокие баллы, характеризующие ориентацию на задачу (9 баллов);
  • по результатам самооценки менеджер зала показал средние баллы, характеризующие как ориентацию на персонал (5 баллов), так и ориентацию на задачу (4 балла), а по мнению коллектива он показал низкие баллы, характеризующие как ориентацию на персонал (2 балла), так и ориентацию на задачу (3 балла).

В целях наглядности полученные результаты по каждой должности отображены на «управленческой решетке» Р. Блейка и Дж. Моутон (таблицы 8-10).

Таблица 8 - Сравнительная «управленческая решетка» Р. Блейка и Дж. Моутон для директора кафе

Ориентация на персонал

9

1.9

9.9

8

8.8

7

6

5

5.5

5.6

4

3

2

1.1

9.1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Ориентация на задачу

результаты самооценки

результаты оценки коллективом

Как видно из таблицы 8, директор кафе оценивает свой тип управляющего воздействия как приближенный к командному, а коллектив - как приближенный к производственно-социальному.

Таблица 9 - Сравнительная «управленческая решетка» Р. Блейка и Дж. Моутон для менеджера зала

Ориентация на персонал

9

1.9

9.9

8

7

6

5

5.4

5.5

4

3

2

1.1

2.3

9.1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Ориентация на задачу

результаты самооценки

результаты оценки коллективом


Как видно из таблицы 9, менеджер зала оценивает свой тип управляющего воздействия как приближенный к производственно-социальному, а оценка коллектива свидетельствует об отсутствии у администратора какого-либо стиля управления.

Таблица 10 - Сравнительная «управленческая решетка» Р. Блейка и Дж. Моутон для заведующего производством

Ориентация на персонал

9

9.9

8

7

6

5

5.5

4

3

2

1.1

8.1

9.1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Ориентация на задачу

результаты самооценки

результаты оценки коллективом

Как видно из таблицы 10, заведующий производством оценивает свой тип управляющего воздействия как приближенный к авторитарному, так же его оценивает и коллектив кафе.

Соотношение типов управляющего воздействия на персонал кафе представлено в таблице 11.

Таблица 11- Соотношение типов управляющего воздействия на персонал кафе «Де Касс»

Должность

Вид оценки

Тип управляющего воздействия

Директор кафе

самооценка

командное руководство

оценка

коллектива

производственно-социальное

руководство

Заведующий производством

самооценка

авторитарное руководство

оценка

коллектива

авторитарное руководство

Менеджер зала

самооценка

производственно-социальное

руководство

оценка коллектива

примитивное руководство


Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что используемые в кафе типы управляющего воздействия на персонал кафе различаются, что не способствует эффективности системы управления, менеджер зала не придерживается определенного стиля управления, тип его управления является формальным и не приносящим пользу предприятию общественного питания.

Экспертная оценка качеств личности руководителя проводилась с помощью «Анкеты экспертной оценки качеств руководителя» (приложение А)[49]. В качестве экспертов выступили работники кафе. Оценка осуществлялась по четырех балльной шкале от 2 до 5 баллов. В качестве экспертной оценки принималось среднее значение всех экспертных оценок.

Результаты оценки приведены в таблице 12.

Таблица 12 - Оценка руководителей кафе «Де Касс»

Оцениваемые качества

Средний балл

оцениваемых

Д*

ЗП*

МЗ*

Качества руководителя как специалиста

Профессиональная компетентность

5

5

5

Инициативность

5

4

4

Умение коротко и ясно говорить о деле

5

4

3

Работа над собой

4

4

3

Забота о профессиональном росте сотрудников

4

4

3

Качества руководителя как организатора коллектива

Умение организовать работу коллектива

5

5

4

Стремление совершенствовать методы работы

3

4

4

Стремление не сковывать инициативу других

2

3

3

Умение расставлять людей и распределять между ними обязанности

3

3

4

Оперативность

4

5

4

Умение осуществлять взаимодействие с другими подразделениями

4

4

3

Умение отстаивать интересы коллектива

5

3

3

Демократичность в руководстве

3

5

3

Забота о должностном росте подчиненных

4

3

3

Личные качества руководителя

Решительность

5

4

5

Дисциплинированность

4

5

4

Настойчивость в достижении цели

5

4

4

Обязательность

3

4

5

Требовательность

5

4

5

Справедливость

4

4

3