Файл: Коммерческая деятельность оптового торгового предприятия и ее совершенствование (на примере конкретной организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предпринимательской является независимая, осуществляемая на свой собственной риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, оказания услуг и продажи товаров[12]. Таким образом, с точки зрения гражданского права любая законная деятельность, направленная на получение прибыли, является коммерческой.

Основной целью коммерческой деятельности является получение прибыли. Прибыль может быть реализована в таких сферах как производственная, технологическая, финансовая, биржевая. Наиболее часто субъекты коммерческой деятельности должны заниматься несколькими видами деятельности, реагируя на изменения в экономике.

Коммерческая деятельность заключается в проведении широкого комплекса торговых и организационных операций, связанных между собой. В ходе коммерческой деятельности коммерческие предприятия и частные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, изучают спрос населения на рынок сбыта для продажи товаров, выделяют источники дохода и поставщиков товаров, осуществляют розничную и оптовую торговлю, занимаются рекламной деятельностью.

Коммерческая работа в торговле – понятие широкое, определяющееся не только как купля-продажа товаров, но и некоторые оперативные, экономические и организационные операции, включая изучение рынка сбыта товаров, спроса населения, поиска поставщиков и покупателей товаров, перевозка товаров, рекламные и информационные работы, организация торгового обслуживания и многое другое[13].

Главными целями коммерческой деятельности, определяющие ее содержание, становятся:

– установление партнерских и хозяйственных связей с субъектами рынка;

– согласование производства с потреблением товаров, ориентированных на спрос потребителей;

– прогнозирование и изучение рынка товаров и услуг;

– реализация процесса купли-продажи;

– улучшение рекламной деятельности;

– сокращение издержек обращения;

– проведение внешнеэкономической деятельности;

– расширение существующих и перспективное развитие целевых рынков товаров[14].

Коммерция как тип предпринимательской деятельности имеет разные организационные формы проявления и социально-экономические цели в рыночной экономике.

Коммерция является одной из множества сфер непроизводственных отраслей народного хозяйства, которая обеспечивает обращение товаров, перемещение товаров из сферы производства в сферу потребления. Выполняет посреднические функции между производителями и потребителями. Другими словами, отрасль коммерции, имея необходимые оборотные и основные средства, отвечает потребностям населения через сети торговых организаций, транспортных средств, складов, обслуживающего персонала и других специалистов, с целью получения прибыли.


Коммерция может выступать как совокупность процессов, связанных с куплей-продажей товаров, осуществляемых юридическими или физическими лицами с целью преобразования потребностей покупателя в прибыль продавца или продажи товаров путем свободного обмена[15].

И наконец, коммерция – это своего рода деятельность коммерческих служб предприятий в области производства и маркетинга, направленная на материально-техническое обеспечение производства, сбыт товара с целью удовлетворения потребностей общества и получения прибыли[16].

Такой трехсторонний подход обуславливает более широким смыслом термин коммерция в сравнении с торговлей, которую принято понимать как хозяйственная деятельность, направленная на куплю-продажу и оборот товаров.

Осуществлять коммерческую деятельность, то есть выступать в роли ее субъектов могут предприниматели, торговые предприятия или организации. А объектами коммерческой деятельности выступают товары и услуги. В обязанности субъектов входит:

– соблюдать действующее законодательство;

– повышать уровень обслуживание потребителей;

– для получения максимальной прибыли, принимать оптимальные коммерческие решения[17].

Соблюдение вышеперечисленных обязанностей поспособствует эффективному решению основных задач коммерческой деятельности, которыми являются:

– изучение и прогнозирование емкости товарных рынков, для чего пользоваться маркетинговыми исследованиями;

– совершенствование и развитие рекламной, информационной деятельности;

– создание условий для развития рынка покупателя, где предложение товара превышает спрос на него, что определяет положение потребителя – приоритетным;

– укрепление деловых отношений с клиентами;

– вовлечение в товарооборот продукцию отечественных производителей, для поддержания экономики страны;

– стремление назначать цены, которые дают возможность предоставлять льготу в виде скидок и акций потребителям. Эффективность коммерческой деятельности торговых предприятий во многом зависит от состояния материально-технической базы, уровня квалификации работников, ассортимента реализуемой продукции и услуг, условий и уровня конкуренции, а также от четкого следования ее этапам[18].

Коммерческую деятельность можно разделить условно на следующие этапы:

– определение потребности в товаре, изучение спроса;


– коммерческая деятельность по розничной торговле;

– коммерческая деятельность по оптовой торговле;

– формирование ассортимента;

– управление товарными запасами;

– рекламная, информационная деятельность;

– оказание торговых услуг[19].

Таким образом, на каждом из вышеприведенных этапов выполняются различные коммерческие операции, которые зависят от стадии процесса товародвижения, содержания и характера выполняемых операций.

Но деятельность торгового предприятия не протекает самостоятельно. Построение коммерческой деятельности базируется на определенных основополагающих принципах, а именно:

– обеспечить согласованность всех подразделений. Каждый отдел торгового предприятия имеет цель и выполняет определенные функции, то есть они имеют определенную степень автономии. В то же время их действия должны координироваться и координироваться во времени, что определяет единство системы управления торговым предприятием;

– обеспечить иерархию структуры управления на предприятии. Организация управления коммерческой деятельностью должна быть ориентирована на вертикальные и горизонтальные коммуникации;

– обеспечить комплексный подход к решению вопросов управления. С позиции сложности учитываются все факторы, влияющие на управленческие решения коммерческой деятельности. Также планируется связать коммерческие процессы коммерческого предприятия с субъектами внешней среды;

– наладить взаимодействие между коммерческой деятельностью и целями предприятия. Коммерческая деятельность организуется в соответствии с интересами предприятия. Функции управления торговлей реализуются с учетом целей предприятия;

– обеспечение адаптивности структуры управления. Внутренняя и внешняя среда подвержена постоянным изменениям. Необходимо обеспечить гибкость управленческой структуры коммерческой деятельности к изменениям и условиям окружающей среды[20].

Если рассматривать коммерческую деятельность как функцию, она, интегрируя финансово-экономические, организационно– управленческие и правовые аспекты системы обмена, способствует достижению наибольшей эффективности работы предприятия, получения прибыли. В условиях рыночной экономики эта функция наиболее приоритетна, поскольку способна обеспечить конкурентные преимущества на рынке и предотвратить банкротство. Обслуживая международный обмен, обеспечивается успех не только на национальном рынке, но и на зарубежном. Необходимо изучать особенности, передовые достижения и специфику данной сфере, используя все лучшее на практике.


В условиях развития рыночных отношений на первое место по значимости встает коммерциализация, т.е. получение прибыли, но немаловажным остается и решение социальных проблем. Государством должна быть разработана система экономических рычагов, которые будут обеспечивать решение социальных проблем, создавать благоприятные условия для эффективной коммерческой деятельности. Данный вид деятельности должен быть выгоден тем, кто занимается им, способствовать активному развитию экономики и поступлению средств для решения социальных задач[21].

Однако прибыль является лишь промежуточной целью и для предпринимателей, и для государства. Прибыль необходима для удовлетворения определенных потребностей, обеспечения инновационного развития, решения намеченных задач, достижения поставленных целей[22]. Потребности являются движущей силой бизнеса, коммерческой деятельности: если нет потребности, то и нет спроса и необходимости производить товар; если нет прибыли, то нет развития, вложений, инвестиций. Поэтому успех коммерческой деятельности – формирование и определение потребностей, а главное поиск их наиболее эффективных способов удовлетворения. Это достигается путем осуществления актов купли-продажи. Цели коммерции должны достигаться не любой ценой, а путем внедрения наиболее эффективных коммерческих решений[23].

Главным участником, помимо предпринимательской структуры, в коммерческой деятельности выступает потребитель, важный субъект деловых отношений между розничным звеном и поставщиком товара.

Для решения поставленных задач следует руководствоваться следующими принципами:

– расстановка приоритетов;

– при меняющихся условиях и требованиях рынка гибкость коммерции;

– следования принципам маркетинга;

– личная инициатива;

– ответственность за соблюдением обязательств по сделкам;

– стремление к достижению конечного результата – прибыли.

– умение прогнозировать коммерческие риски[24]. Способность предвидеть риски – важный принцип для каждого предпринимателя, занятого в сфере торговли. Риск является степенью неопределенности конечного результата.

Коммерческий риск – в первую очередь связан с хозяйственной деятельностью самого предприятия и ее финансовым успехом. Иными словами, для предпринимателя коммерческий риск – угроз понести убытки в виде незапланированных расходов или доходов ниже планируемых.


Воздействие некоторых факторов на деятельность фирмы приводит к возникновению коммерческого риска в виду неопределенности условий и невозможности всестороннего анализа компании. При таких условиях сложно предугадать конечный результат, так как нет достаточной информации для точного прогноза событий. Риск может возникать вследствие: ухудшения финансового состояния фирмы, инфляции. нестабильности политической ситуации в стране, заключения рискованных сделок, действий конкурентов, возникновения незапланированных расходов, стихийных бедствий и др.

Потребность в совершенствовании коммерческой деятельности, возникающая в ходе развития рыночных отношений, удовлетворяется следующим образом: адаптировать коммерческие операции и функции к условиям рынка, совершенствовать методы продажи и сервиса, формировать конкурентные свойства товара, рассчитывать и принимать меры по снижению коммерческих рисков, подходить к решению задач творчески, использую инновационные методы, снижать затраты, удовлетворять настоящие и предугадывать будущие потребности[25].

Использование принципов, методов и инструментов маркетинга в организации коммерческой деятельности способствует ее эффективному развитию. Маркетинговые методы помогают ориентировать коммерческую деятельность на конечного потребителя, его желания и потребности к товарам. Такое взаимодействие позволяет достигать поставленных целей при одновременном снижении затрат и рисков[26].

Какие же особенности у коммерции, основанной на концепции маркетинга?

Главная цель у торговых предприятий, работающих в современных рыночных условиях, коммерческая. Она достигается путем выявления, формирования и удовлетворения потребностей покупателя. Таким образом, для достижения коммерческой цели и обоснования коммерческих решений важно акцентировать внимание на результатах маркетинговых исследований и анализов.

Главным двигателем к совершенствованию коммерческой деятельности торговой организации становится конкуренция, и чем она сложнее, тем более грамотными, активными и инновационными становятся торговые предприятия, стремящиеся занять стабильную позицию на рынке. Наиболее эффективному достижению этой цели способствует применение организацией инструментов и методов маркетинга.

В условиях высокого уровня насыщения рынка коммерческая деятельность должна быть направлена на эффективное управление коммерческим процессом, комплексное изучение рынка, требований потребителей к производимой продукции и удовлетворения их с минимальными затратами. Для этого важно экономически обосновывать решения и воспользоваться рыночными механизмами управления коммерческой деятельностью.