Файл: Коммерческая деятельность оптового торгового предприятия и ее совершенствование (на примере конкретной организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наибольший удельный вес занимают российские поставщики, более 80% в общем объеме поступления материальных ресурсов для нужд ООО «Трейд Хаус».

По основным товарным позициям отделом закупок определены отдельные поставщики с наиболее выгодными условиями поставки и сроками оплаты.

Основной критерий выбора поставщиков в ООО «Трейд Хаус» – отпускная цена товара, реализуемого данным поставщиком. Как известно, наименьшая отпускная цена товара устанавливается производителем товаров, поэтому специалисты предприятия предпочитают закупать товар, непосредственно у его изготовителя. Также немаловажным критерием выбора поставщика является сумма затрат на доставку товара на предприятие. После проведения некоторых расчётов было определено, что цена приобретения (которая складывается из суммы отпускной цены на товар и транспортных расходов на его доставку) получается, как правило, ниже при приобретении товаров у изготовителей товаров, нежели у посредников. Следующим критерием отбора поставщиков является качество продукции.

Таблица 2.5 – Рейтинг поставщиков предприятия ООО «Трейд Хаус» за 2015 -2017 гг.

Критерий выбора

Удельный вес критерия, %

Оценка значения критерия по 10–бальной шкале, балл

Произведение удельного веса критерия на оценку.

ООО «Славда»

ООО «Атриум»

ООО «МОН’ДЭЛИС РУСЬ»

ООО «Славда»

ООО «Атриум»

ООО «МОН’ДЭЛИС РУСЬ»

1. Надежность поставки

0,30

7

6

8

2,1

1,8

2,4

2. Цена

0,25

6

7

6

1,5

1,75

1,5

3. Качество товара

0,15

8

8

8

1,2

1,2

1,2

4. Условия платежа

0,15

4

6

6

0,6

0,9

0,9

5. Возможность внеплановых поставок

0,10

7

5

7

0,7

0,5

0,7

6. Финансовое состояние поставщика

0,05

4

6

6

0,2

0,3

0,3

Итого:

1

6

6,45

7

6,3

6,45

7


В ООО «Трейд Хаус» проводится мониторинг деятельности своих поставщиков, так называемый рейтинг поставщиков. Этот метод можно считать наиболее распространенным методом выбора поставщика. Выбираются основные критерии выбора поставщика, далее работниками отдела снабжения устанавливается их значимость экспертным путем. Например, допустим, что предприятию необходимо закупить товар, причем его дефицит недопустим. Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Удельный вес этого критерия будет самым большим.

Высчитывается значение рейтинга по каждому критерию путем произведения удельного веса критерия на его экспертную балльную оценку (например, по 10–балльной системе) для данного поставщика. Далее суммируют полученные значения рейтинга по всем критериям и получают итоговый рейтинг для конкретного поставщика. Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего партнера. Если рейтинговая оценка дает одинаковые результаты для двух и более поставщиков по основным критериям, то процедуру повторяют с использованием дополнительных критериев.

Как видим из приведенного расчета в таблице 2.5, наибольший рейтинг у ООО «МОН’ДЭЛИС РУСЬ».

Договора заключаются на 5, 3 и 2 года, на год или иной период (краткосрочные, сезонные, а также на разовые поставки).

Таблица 2.6 – Структура договорных отношений с поставщиками предприятия ООО «Трейд Хаус» по срокам закупок в 2017 г.

Срок договора

Удельный вес, %

Долгосрочные

45

Краткосрочные

50

Сезонные

5

ООО «Трейд Хаус» своевременно и правильно заключает договора с поставщиками, а также устанавливает рациональные прямые договорные связи по поставкам товаров, как правило, на один год и осуществляет постоянный контроль за их исполнением.

На протяжении нескольких лет работы предприятие осуществляло поставку товаров от различных производственных и оптовых торговых предприятий. Далее проведем оценку поставщиков ООО «Трейд Хаус» в зависимости от их функционального признака. По данному признаку все поставщики подразделяются на две основные группы: а) поставщик–изготовитель; б) поставщик–посредник.

Подавляющее большинство (а именно 92,59%) поставщиков ООО «Трейд Хаус» являются изготовителями поставляемой продукции.


Далее проведем анализ поставщиков с точки зрения надежности. Результаты данного анализа занесём в таблицу 2.7.

Таблица 2.7 – Выполнение плана поставок поставщиками предприятия ООО «Трейд Хаус» за 2015- 2017 году

Предприятие

2015 г.

2016 г.

2017 г.

По плану, тыс. р.

Фактически, тыс. р.

Надежность, %

По плану, тыс. р.

Фактически, тыс. р.

Надежность, %

По плану, тыс. р.

Фактически, тыс. р.

Надежность, %

ООО «Славда»

8906

8230,4

92,4

10890

9864

90,6

16379,9

16068,7

98,1

ООО «Келлогг Рус»

10907

10109

92,7

12376

12070

97,5

10056,8

10056,8

100,00

ООО «Таурус»

12078

9780,4

81

13086

12458

95,2

11148,6

10654,3

95,56

ООО «Бондюэль-Кубань»

15876

14569,8

91,8

15908

14076

88,5

16018,1

13248,6

82,71

ООО «МОН’ДЭЛИС РУСЬ»

11845

9045

76,4

16175,5

15894,1

98,3

17125,9

12056,7

70,40

ООО «Атриум»

6177

9973,6

161,5

7890

8090

102,5

16416,9

16251,1

98,99

Итого:

65789

61708,2

93,8

76325,5

72452,1

95

87146,2

78336,2

90,34

В 2015 году по плану должно было заключено договоров на поставку товаров на сумму 65789 тыс. рублей, из них были выполнены договора лишь на сумму 61708,2 тыс. рублей. Общий показатель надежности поставщиков исследуемого предприятия торговли составил 93,8%.


В 2016 году по плану должно было заключено договоров на поставку товаров на сумму 76325,5 тыс. рублей, из них были выполнены договора лишь на сумму 72452,1 тыс. рублей. Общий показатель надежности поставщиков исследуемого предприятия торговли составил 95%.

В 2017 году по плану должно было заключено договоров на поставку товаров на сумму 87146,2 тыс. рублей, из них были выполнены договора лишь на сумму 78336,2 тыс. рублей, другими словами, в 2017 году ООО «Трейд Хаус» не дополучило товаров от своих поставщиков на сумму 8810,0 тыс. рублей. Общий показатель надежности поставщиков исследуемого предприятия торговли составил 90,34%.

Основываясь на полученных данных можно провести ранжирование поставщиков предприятия в зависимости от их надежности. По данному признаку поделим поставщиков на 5 основных групп:

а) абсолютно надежные поставщики (100%);

б) надежные поставщики (90–100%);

в) частично надежные поставщики (80–90%);

г) частично не надежные поставщики (70–80%);

д) не надежные поставщики (менее 70%).

Проведенное ранжирование показало, что лишь 7,41% поставщиков продукции, являются абсолютно надежными и в 2015 году данные поставщики полностью выполнили свои обязательства перед ООО «Трейд Хаус»

Чуть более половины поставщиков, а именно 51,85%, являются надежными поставщиками, что является положительным моментом деятельности исследуемого предприятия торговли.

Чуть более четверти поставщиков, а именно 25,93% относятся к группе частично надежных, то есть их надежность оценена на 80–90%.

Частично не надежных поставщиков зафиксировано 14,81%, абсолютно не надежных поставщиков исследуемое ООО «Трейд Хаус» не имеет.

Формирование каналов сбыта ООО «Трейд Хаус» можно изобразить следующей схемой на рисунке 2.2. Всего у компании насчитывается 148 клиентов, 128 из них – магазины, 20 – предприятия общественного питания.

Как видно на рис. 2.2 распределение происходит по двум каналам: через предприятия розничной торговли, включающие в себя супермаркеты и простые магазины, и через предприятия общественного питания – кафе, бары рестораны.

ООО «Трейд Хаус»

Предприятия общественного питания

Конечный потребитель

Предприятия розничной торговли

Торговый агент

Торговый агент

Рисунок 2.2 – Структура каналов распределения ООО «Трейд Хаус»

В каждом канале сбыта, имеются свои исключительные условия работы. С предприятиями розничной торговли у компании сложились следующие условия работы:


– продажа товара осуществляется за наличный и безналичный расчет;

– продажа товара осуществляется с доставкой до торговой точки;

– доставка товара осуществляется за счет фирмы;

– предоставляются скидки за определенный объем покупки;

– при действии акции на определенный товар;

– предоставляется отсрочка платежа до 30 календарных дней при открытии магазина, и до 14 дней в обычном режиме работы.

С предприятиями общественного питания ЗАО «ТК «Мегаполис» работает на следующих условиях:

– продажа товара осуществляется за наличный и безналичный расчет;

– продажа товара осуществляется с доставкой до торговой точки или самовывоз;

– доставка товара осуществляется за счет фирмы;

– предоставляются скидки за определенный объем покупки;

– предоставляется отсрочка платежа до 30 календарных дней при открытии кафе (ресторана, бара и т.д.), и до 10 дней в обычном режиме работы.

3 Совершенствование коммерческой деятельности оптового торгового предприятия ООО «Трейд Хаус»

3.1 Направления совершенствования коммерческой деятельности оптового торгового предприятия ООО «Трейд Хаус»

Бизнес-процессы ООО «Трейд Хаус» по их назначению разделяют на основные, вспомогательные и управленческие. Описание и классификация основных бизнес-процессов представлено в таблице 3.1.

Основные бизнес-процессы имеют прямое отношение к продукту предприятия и тем самым влияют на создание добавленной стоимости. Например, бизнес-процессы поиска поставщиков, формирования закупок товара, закупка товара и отправка его на склад.

Таблица 3.1 - Описание и классификация основных бизнес-процессов ООО «Трейд Хаус» в 2018 году

Бизнес-процесс

Подпроцессы и функции

Исполнитель

Документы

Поиск поставщиков.

Исследование рынка поставщиков. Поиск конкретных поставщиков. Ведение переговоров.

Владелец.

Список поставщиков (вся информация о них).

Формирование закупок товаров.

Планирование закупок. Заключение договоров с поставщиками.

Владелец,

кладовщик.

Договоры с поставщиками.

Организация закупок товара и отправка его на склад.

Исполнение закупки товара. Исполнение доставки товара на склад.

Обеспечение своевременной и качественной доставки товара на склад.

Кладовщик,

грузчики.

Товарно-транспортные накладные, счета- фактуры.

Реализация товаров.

Оптовая реализация товаров. Розничная реализация товаров.

Кладовщик,

грузчики.

Бланк заказа, счет-фактура.

Обслуживание клиентов, предоставление услуг.

Расчет клиента.

Фасовка продукции (если необходимо), доставка товара клиенту.

Кладовщик,

грузчики.

Товарная накладная, счет-фактура.