Файл: Коммерческая деятельность оптового торгового предприятия и ее совершенствование (на примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности оптового торгового предприятия
1.1 Понятие, содержание оптовой торговли
1.2 Понятие и значение коммерческой деятельности торгового предприятия
2 Оценка коммерческой деятельности оптового торгового предприятия ООО «Трейд Хаус»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Трейд Хаус»
2.2 Особенности коммерческой деятельности оптового торгового предприятия ООО «Трейд Хаус»
3 Совершенствование коммерческой деятельности оптового торгового предприятия ООО «Трейд Хаус»
Источник: разработка автора по данным ООО «Трейд Хаус»
Проведем анализ необходимости автоматизации бизнес-процессов ООО «Трейд Хаус» на основе критериев: важность бизнес- процесса, его проблемность, затраты на его оптимизацию и возможные выгоды от его оптимизации. Данный анализ представлен в таблице 3.2.
Таблица 3.2 – Анализ необходимости автоматизации бизнес-процессов ООО «Трейд Хаус» в 2018 году
Бизнес-процесс |
Важность (по шкале от 1 до 5) |
Проблемы и сила проблемы (по шкале от 1 до 5) |
Затраты на оптимизацию и возможные выгоды |
Поиск поставщиков. |
4 |
Проблемы отсутствуют. Сила проблемы: 1. |
Оптимизация не требуется. |
Формирование закупок товаров. |
2 |
Проблемы отсутствуют. Сила проблемы: 1. |
Оптимизация не требуется. |
Организация закупок товара и отправка на склад. |
5 |
Проблемы отсутствуют. Сила проблемы: 1. |
Оптимизация не требуется. |
Обслуживание клиентов |
5 |
Долгое время доставки, отсутствие дополнительных услуг, проблема взаимодействия с клиентами, нет связи с структурными подразделениями. Сила проблемы: 5. |
Затраты: умеренные. Выгоды: значительное увеличение прибыли за счет удержания старых клиентов и привлечения новых. |
Управление складскими запасами. |
4 |
Долгое время приема и отпуска товара. Сила проблемы: 3. |
Затраты: умеренные. Выгоды: увеличение количества обслуживаемых клиентов. |
Бухгалтерский учет. |
3 |
Проблемы отсутствуют. Сила проблемы: 1. |
Оптимизация не требуется. |
Кадровое обеспечение |
1 |
Проблемы отсутствуют. Сила проблемы: 1. |
Оптимизация не требуется. |
В данном случае наиболее приоритетным бизнес-процессом для оптимизации является процесс обслуживания клиентов, так как он имеет большое количество проблем. Как видно из анализа бизнес-процессов предприятия, основная часть бизнес-процессов не имеет каких-либо проблем, поэтому их оптимизация не требуется, чего нельзя сказать о бизнес-процессе обслуживания клиентов и о процессе управления складскими запасами.
Бизнес-процесс обслуживания клиентов непосредственно связан с реализацией товаров и способен привлечь новых клиентов, удержать старых клиентов и повысить их общую лояльность, следствием чего является повышение прибыли и конкурентоспособности рассматриваемого объекта.
Достижение поставленных целей, реализация поставленных задач и обеспечение функций пользователей могут обеспечить несколько программных комплексов – корпоративных информационных систем: «1C ERP Управление предприятием», «Галактика ERP», «КИС ФЛАГМАН», «SAP ERP». Сравнительный анализ данных программ на основании критериев: положительного отзыва, уровня технологий, администрирования, интеграции и стоимости представлена в таблице 3.3.
Таблица 3.3 – Сравнительный анализ программ, рекомендованных к использованию в коммерческой деятельности ООО «Трейд Хаус» в 2019 году
Показатель |
Галактика ERP |
SAP ERP |
1C ERP |
КИС ФЛАГМАН |
Положительный отзыв |
37 |
45 |
63 |
60 |
Технологическая платформа |
50 |
65 |
80 |
50 |
Администрирование |
100 |
50 |
100 |
100 |
Интеграция |
100 |
50 |
100 |
100 |
Доработка |
100 |
50 |
100 |
50 |
Стоимость, тыс. руб. |
1500 |
200 |
250 |
300 |
По результатам расчета «1C: ERP Управление предприятием» является наилучшей альтернативой с учетом следующих критериев: количество положительных отзывов, удобство технологической платформы, легкость администрирования, интеграции, доработки типового функционала, минимальная стоимость лицензии.
Автоматизация коммерческой деятельности посредством внедрения программы «1C: ERP Управление предприятием» позволит выполнять следующие функции в ООО «Трейд Хаус»:
1. Обеспечение информационной поддержки формирования годовой программы закупок и продаж.
2. Разработка информационного инструментария взаимодействия всех подразделений и организаций в сфере закупок и продаж.
3. Обеспечение информационной поддержки бизнес-процесса на складах компании.
4. Реализация комплексной достоверной отчетности по закупкам и продажам, как следствие снижение вероятности возникновения риска ошибок и предоставления заинтересованным пользователям качественной информации для принятия обоснованных управленческих решений.
3.2 Экономическая эффективность предложенных мероприятий
Сметная стоимость проектирования и внедрения программного продукта включает в себя следующие затраты, определяемые по формуле:
С = С лиз + С доп + Ссоц+ С год (2.1)
где
Слиз- стоимость лицензии на программу;
С доп - дополнительная заработная плата персонала;
Ссоц - отчисления во внебюджетные фонды государственного социального страхования (пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования);
Сгод – ежегодные затраты на обновление и техническое сопровождение программы
В итоге затраты на внедрение программы «1C: ERP Управление предприятием» в ООО «Трейд Хаус» составят следующую сумму, представленную в таблице 3.4.
Таблица 3.4 - Затраты на внедрение программы «1C: ERP Управление предприятием» в деятельность предприятия ООО «Трейд Хаус» в 2019 году
Статья затрат |
Кол-во, шт. |
Цена, р. |
Сумма, тыс. р. |
Лицензия многопользовательская на программу |
1 |
250 |
250 |
Ежегодные затраты на обновление и техническое сопровождение |
12 |
2500 |
30 |
Итого |
300 |
ООО «Трейд Хаус» не нуждается в дополнительных наемных работниках, так как на предприятии работают системный администратор 1C и его руководитель, которые и будут заниматься внедрением программы. Экономическую выгоду от реализации данного проекта полностью в чистом виде невозможно отобразить. С помощью внедрения программы сокращается время реализации складских работ и количество потерь. При внедрении технологии выполнение данных процессов упрощается, и время их реализации существенно сокращается.
Ежегодные потери на складе компании ООО «Трейд Хаус» составляют 4% от оборота. Ожидаемое сокращение процента потерь после реализации проекта в четыре раза - 1%. Ежегодный товарооборот за прошедший год составил 57 474 тыс. рублей.
Соответственно товарооборот до внедрения программы:
57 474 тыс. руб. – 4 % = 55175, 04 тыс. р.
После внедрения программы:
57 474 тыс. руб. – 1 % = 56899,26 тыс. р.
Экономический эффект составит:
56899,26 – 55175,04 = 1724, 22 тыс. р.
Срок окупаемости проекта = бюджет проекта / дополнительный доход» от реализации проекта
Итого: 300 / 1724,22 = 1451/(1947,7 - 841,5 ) = 0,17 года
Анализ полученных результатов показал, что:
- бюджет проекта - 300 тыс. рублей;
- дополнительный доход предприятия от внедрения программы составляет 1724,22 тыс. р. в год;
- срок окупаемости проекта составляет 0,17 года.
Таким образом, внедрение предлагаемой программы автоматизации позволит повысить эффективность коммерческой деятельности предприятия.
Заключение
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Оптовая торговля является главным организатором товарного обращения на рынке и основой общественного распределения товаров. Она накапливает на своих складах определенные ресурсы и снабжает товарами предприятия розничной торговли, общественного питания, промышленности, других отраслей национальной экономики. Оптовая торговля в рыночных условиях наиболее активно решает роль организатора рынка, поскольку она непосредственно связана и с производителем, и с потребителем. В условиях формирования и развития рыночных отношений оптовая торговля должна активно способствовать увеличению объемов производства, расширению ассортимента и улучшению качества товаров, успешному развитию розничной торговли, общественного питания, более полному удовлетворению потребностей населения в товарах народного потребления.
Главная роль оптового звена торговли состоит в вовлечении имеющихся товарных ресурсов в оборот на основе конкуренции, как товаропроизводителей, так и покупателей. Но в настоящее время наряду с положительными моментами в деятельности оптовых предприятий имеются существенные недостатки. Нередко не соблюдаются сроки поставки товаров, нарушаются договорные обязательства по объему ассортименту и качеству поставляемых товаров.
Основным видом деятельности ООО «Трейд Хаус» является оптовая торговля продовольственными товарами.
На предприятии наметилась положительная динамика роста выручки от продаж.
Так, если в 2015 году выручка от продаж на предприятии составила 24 817 тыс. р., то в 2017 году объем продаж увеличился на 231,6% по отношению к 2015 году и составил 57 474 тыс. р.
Также на предприятии не удалось сдержать рост себестоимости, рост которой составил 249,5% при росте выручки от реализации за три рассмотренных года на 231,6%.
В результате прибыль от продаж увеличилась с 2015 по 2017 гг. на 130,5%, что положительно характеризует основную деятельность предприятия. С 2017 года наметилась тенденция снижения чистой прибыли организации. Так в 2017 году было получено 88,1% прибыли от 2016 года или 91,1% прибыли от 2015 года.
Чистая прибыль предприятия в 2015 году составила 3 076 тыс. р. В 2016 году она выросла до 3 182 тыс. р., а в 2017 году происходит ее снижение до 2 802 тыс. р., что связано с преобладающим ростом себестоимости по отношению к выручке от реализации. Так, если рост выручки от продаж в 2017 году составил по отношению к 2016 году 148,1%, то рост себестоимости за этот же период составил 153,5%. Это оказало прямое влияние на формирование прибыли от продаж, темп роста которой в 2017 году составил 107,1% к уровню 2016 года, а также на формирование конечного финансового результата 2017 года – чистую прибыль, величина которой составила 88,1% от объема прибыли предыдущего периода. В результате общее изменение чистой прибыли в 2017 году по отношению к 2015 году составило 91,1%.
По результатам проведенного анализа можно сделать вывод о снижающейся рентабельности ООО «Трейд Хаус» в целом. Однако при этом необходимо обратить внимание на рост показателей оборачиваемости средств, что приводит к более быстрому периоду оборота денежных средств.
Таким образом, на основании проведенного анализа технико-экономических показателей можно сделать вывод, что в целом ООО «Трейд Хаус» успешно функционирует на рынке и получает прибыль. Однако, судя по снижению валовой прибыли и производительности труда в 2017 году, компания столкнулась с рядом проблем, таких как: нехватка заказов, повышение себестоимости, высокий уровень инфляции, большая конкуренция на рынке.
Основной критерий выбора поставщиков в ООО «Трейд Хаус» – отпускная цена товара, реализуемого данным поставщиком. Как известно, наименьшая отпускная цена товара устанавливается производителем товаров, поэтому специалисты предприятия предпочитают закупать товар, непосредственно у его изготовителя. Также немаловажным критерием выбора поставщика является сумма затрат на доставку товара на предприятие.
Практически все поставщики предприятия ООО «Трейд Хаус» являются изготовителями.
Проведенное ранжирование показало, что лишь 7,41% поставщиков продукции, являются абсолютно надежными и в 2017 году данные поставщики полностью выполнили свои обязательства перед ООО «Трейд Хаус»