Файл: История развития менеджмента (Развитие теории и практики научного и донаучного менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Знание истории развития любой науки является ключом к истинному пониманию целей и задач всех научных исследований. Историей проверяются несоответствия и ошибки, что позволяет корректировать теоретические и практические результаты для их наилучшего использования в будущем. Знание и понимание прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Развитие науки об управлении показывает, что осталась только самая ценная, проверенная временем практика. Как показывает предыдущий опыт развития многих стран мира, обращение к истории часто происходило в критические, роковые периоды жизни общества и в периоды поиска путей выхода из нынешних кризисных ситуаций. Менеджмент, как и наука управления, в этом смысле не отличается от других наук. Значение исторического опыта управления неоспоримо и широко используется для анализа тенденций и определения направления развития науки и практики управления.

Известно, что каждая наука основана на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития любой науки. Наука об управлении в этом отношении не очень отличается от других наук. Как и любая наука, она заинтересована в прошлом, настоящем и будущем. Анализ прошлого позволяет нам лучше понять настоящее и понять, как будет развиваться будущее. В связи с этим изучение истории развития менеджмента является существенно актуальным и необходимым звеном в профессиональной подготовке будущего специалиста в области управления.

Объектом исследования нашей работы является менеджмент, как динамическая система управления деятельностью организаций, а предметом – история его развития.

История управления начинается с предыстории (от древних цивилизаций до новой истории) рождения управления как специального научного знания и вида деятельности. Слово «управление» («менеджмент») происходит от латинского «Manus et mens est». Дословно обозначает «Руки и ум». Данный термин впервые использовался в своем современном значении в 1670 году, и с тех пор это означает «управление коммерческими делами». Несмотря на то, что «управление» является русским словом и давно известно, а английское слово «management» имеет хождение примерно 10-15 лет в широком использовании нашей экономикой, эти термины считаются идентичными в отечественной экономике и практике.


Управление - это деятельность, направленная на координацию работы коллектива и отдельных его представителей в процессе производства товаров и оказания услуг.

Целью нашей работы является изучение и анализ этапов развития и подготовка теории и практики управления.

Задачи работы: путем теоретического анализа и сопоставления источников:

  • определить основные этапы развития донаучного и научного управления;
  • рассмотреть вопрос о возникновении, формировании и сохранении различных школ управления;
  • изучить различные модели управления;
  • проанализировать современные взгляды на управление.

Глава I. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ НАУЧНОГО И ДОНАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

1.1. Предпосылки возникновения менеджмента

Эффективность древних управленческих идей можно оценить, показывая, как были построены уникальные структуры (египетские пирамиды и т. д.) и анализ старых письменных документов. Считается, что происхождение письма в Шумере (3000 г. до н.э.) было вызвано главным образом потребностями руководства священников в ведении учета и контроле за сбором налогов и накоплением большого количества имущества. Инвентаризация и контроль осуществлялись с использованием учетных записей и документации. [10, с. 51]

В древнем Египте строительство пирамид и гробниц свидетельствует о достижениях не только структурной механики, но и управления производством большим количеством рабочих (до 100 000 человек). Очевидно, что люди, которые строили здания древнего Египта, не только знали, как проектировать объект, но также имели возможность мобилизовать и использовать человеческие ресурсы для управления и координации производственных процессов и управления.

В годы правления Вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) был принят ряд законов (кодексов), в которых излагались правила владения личной собственностью, кодекс семьи, труда, торговли, контрактов, займов и т.п. В кодексах Хаммурапи излагаются правовые нормы для установления минимальной заработной платы, контроля и ответственности. Эти принципы работали более десяти веков, прежде чем к власти пришел еще один талантливый организатор - Навуходоносор (605-562 гг. до н.э.), который добился большого успеха в военно-экономических делах.


История еврейского народа показывает редкую мудрость в управление людьми и процессами того времени. Ветхий Завет рассказывает о жизни Иосифа, который вырос от раба до человека, обладающего великим влиянием на других людей. Его советы фараону помогли Египту выжить в течение семи лет голода, который уничтожил соседние страны.

Пророк Моисей, лидер израильских племен, самый известный из еврейских лидеров, получил образование в Египте, так как был усыновлен дочерью фараона. Он организовал исход почти полумиллиона израильтян из египетского рабства в Израиль. Переход длился 40 лет, это было не совсем случайным, за это время выросло поколение, которое не знало рабства.

Закон Моисея содержит подробный структурированный набор гражданских и религиозных правил, подробно регламентирующих жизнь еврейского народа. Моисей оправдал и выполнил принцип делегирования: он назначил заместителей судей для принятия простых решений «судами низшей инстанции». Это один из старейших и наиболее часто используемых свидетельств философии и плана организационной делегации [4, с. 5].

В эпоху средневековья развивался частный бизнес. Работа была частично разделена в соответствии с талантами рабочих. Феодалы разработали некоторые административные, контрольные и учетные причем стоит отметить, что по сравнению с другими временами истории управления на этот раз все было все довольно спокойно. Возможно, поэтому время от времени реформисты и оппозиционеры призывают к возвращению в коллективную, неконкурентную экономику прошлого. Такие требования кажутся нереальными перед лицом попыток общественной жизни, которые были искушаемы и отвергнуты.

Период, который длился с последних дней средневековья до рождения американской системы частного сектора, называется эпохой протестантского капитализма и меркантилизма (коммерческого капитализма). Торговый капитализм показал, что рынок должен расширяться по мере консолидации бизнеса. Это простое открытие проложило путь для многих преобразований [2, с. 36].

Первым периодом развития менеджмента, ка такового является промышленный период (1776-1890). Самая большая заслуга в развитии представлений о государственном управлении принадлежала А. Смиту. Он не только был представителем классической политической экономии, но и являлся специалистом в области управления, мог анализировать различные формы разделения труда. Большое влияние на формирование многих научных школ управления, возникших в то время, было учение Р. Оуэна. Оуэн обеспечил рабочих хорошим жильем, улучшил условия их работы, проводил стимулирующие выплаты и на этом фоне проводил оценку эффективности их работы. Оуэн проявлял большой интерес к вопросам достижения максимальной эффективности в управлении предприятием. Его идеи по управлению производством и осознанию необходимости обучения и улучшения условий труда и жизни сотрудников актуальны и сегодня. Первая революция в теории и практике управления предполагает создание и использование компьютерных технологий. В 1833 году английский математик Ч. Бэббидж разработал проект «аналитической машины» - прототипа современной цифровой компьютерной технологии, которая уже быстрее принимала управленческие решения.


Понятие о том, что организацией можно управлять систематизировано, и это позволяет наиболее эффективно и быстро достигать ее целей, возникло не сразу. В связи с этим считается, что и менеджмент стал считаться самостоятельной наукой лишь на рубеже Х1Х-ХХ веков.

Впервые курс менеджмента для преподавания в колледже предложил прочесть студентам, будущим инженерам, американец Джозеф Вартон в 1881 году, это был «научный курс управления». По его стопам в 1886 году Генри Р. Таун предложил разработку научных основ менеджмента, как профессиональной деятельности. Однако, началом принятия менеджмента, как науки, считается начало ХХ века, когда Фредерик Тейлор в США, Анри Файоль во Франции и Вальтер Ратенау в Германии опубликовали свои первые работы по научной организации труда. Американский инженер Ф. Тейлор в 1911 году издал книгу «Принципы научного менеджмента», в которой управление впервые признано наукой и самостоятельной областью исследования. Это ранние работы, в которых продемонстрирована попытка научно обобщить имеющийся опыт и сформировать основы научного управления [7, c. 92].

В этом нуждался технологический прогресс и промышленное развитие того времени, так как происходила организация массового производства и сбыта товаров, рынки требовали большой емкости поступлений, в итоге происходило увеличение производства и появление огромных корпораций и акционерных сообществ. Такие крупные компании нуждались в организации правильного управления и систематизации управления, рациональном налаживании труда и производства, слаженной работе всех сотрудников и подразделений.

Стимулом интереса к управлению можно назвать промышленную революцию в Англии. Но родиной зарождения современного управления можно назвать США, так как идея о правильной организации управления в компаниях зародилась именно в Америке. Дело в том, что в начале XX века именно США являлись фактически единственной страной, где люди имели свободу выбора и возможности самореализации, не связанные с происхождением. За счет большого количества иммигрантов в США образовался многомиллионный рынок свободной рабочей силы. В Америке была хорошо развита система получения образования, что увеличивало долю образованных людей, их вливание в бизнес и в конечном счете развитие управления. Бизнес не регулировался государством, и поток умных и способных личностей, создавших собственные компании, привел к появлению монополий, что требовало модернизации и систематизации способов управления [4, c. 112].


Таким образом, возникновение менеджмента обусловлено:

- органическим составом капитала, развитием машинного производства, увеличением требований к управлению, неспособностью владельца и предпринимателя справиться с растущими трудностями управления; - увеличением количества субъектов рыночной экономики, а также увеличением объема и усилением рыночных связей;

- повышением конкуренции и нестабильностью рыночной экономики, что требовало профессионального подхода к управлению;

- возникновением больших компаний, что приводило к повышению объема и уровня сложности управленческих работ, выполняемых специальным аппаратом работников;

- распределением собственности между учредителями;

- внедрение новых разработок и технологий в производство;

- стремлением людей разработать наиболее эффективные способы выполнения работы.

1.2. Сущность понятия «менеджмент»

Во вступительной статье к фундаментальной книге М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури «Основы менеджмента» дается такое определение: «Менеджмент - совокупность принципов, методов и средств управления производством с целью повышения его эффективности и увеличение прибыли» [6, с. 41].

Дж. Дункан в работе «Основополагающие идеи в менеджменте» отмечает: «Менеджмент - это координация человеческих и других ресурсов с целью решения поставленных организацией задач». Так или иначе, менеджмент - это система управления коммерческими структурами. Он является обобщением теории и практики, которая обеспечивает коммерческий успех, прежде всего в масштабах фирмы.

В русском языке синонимом английского термина «менеджмент» является термин «управление», который наиболее четко отражает общую суть обоих понятий относительно управления организацией. Однако между терминами «менеджмент» и «управление» есть и некоторое различие.

Понятие «управление» намного шире. Оно применяется в различных видах человеческой деятельности и её сферах (управление в неживой природе, биологических системах, управление государством и т.д.).

Термин «менеджмент» применим в основном к управлению социально-экономическими процессами для предприятий, корпораций [7, c. 183]. В странах, направленных на развитие рыночной экономики, термин «менеджмент» используется в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью. В упрощённом понимании, менеджмент можно рассматривать как деятельность для достижения целей организации с помощью работы, интеллекта и труда других [6, c. 110].