Файл: История развития менеджмента (Развитие теории и практики научного и донаучного менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На сегодняшний день термин «менеджмент» используется для определения различных понятий:

- как осуществление руководства людьми в различных сферах для наиболее эффективной работы и достижения поставленных целей;

- область знаний профессиональной деятельности по управлению;

- как категории людей, организующих управление работой сотрудников компаний.

Разные источники содержат следующие понятия определения «менеджмент»:

1. Менеджмент – это достижение целей организации посредством скоординированных усилий работающих людей.

2. Менеджмент – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу (организацию).

3. Менеджмент – это процесс планирования, организации, руководства и контроля для достижения целей организации посредством скоординированного использования человеческих и материальных ресурсов.

Эти определения имеют различия, но также можно выделить и схожие черты, такие как:

- постановка цели при организации управления;

- интеллектуальный характер указанного вида деятельности, присущий именно этой деятельности;

- управление осуществляется только для компаний;

- совокупность основных процессов управления: планирование, организация, руководство и контроль.

Ядром менеджмента является управление организацией (бизнес-субъектом) в рыночной среде с учетом использования методов и механизмов хозяйствования в рыночной экономике. В центре внимания организаций стоит удовлетворение общественных потребностей и рыночного спроса, удовлетворение конкретных потребителей разработка и производство продуктов и услуг, которые осуществят и гарантируют желаемую отдачу. Одной из характеристик менеджмента, влияющей на его содержание, является частая необходимость изменяться и адаптироваться в его деятельности и управлении при постоянно изменяющихся условиях внешней среды, включая адаптацию целей и программ для их достижения в зависимости от рыночных условий и изменений в социально-экономической среде.

Важным компонентом менеджмента, который отражает его сущность, является также то, что основное внимание руководства сосредоточено на постоянном повышении эффективности производства путем достижения более высоких результатов с минимальными затратами. Эффективный менеджмент также требует экономической независимости субъектов и обеспечивает свободу принятия решений лицами, осуществляющими управление, которые несут ответственность ответственных за итоговые результаты деятельности компании и ее подразделений, а также необходимость использования современной информационной и компьютерной техники для различных вариантов расчетов и принятия оптимального и наиболее выгодного решения [5, c. 203].


Менеджмент представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности, которая направлена на достижение поставленных целей компании при ходе любой хозяйственной деятельности в рыночных условиях, при наиболее рациональном использовании материальных и трудовых ресурсов.

Менеджмент как самостоятельная профессиональная деятельность подразумевает, что менеджер не зависит от собственности на капитал компании, в которой он работает. Он может владеть своими акциями или нет, при этом работать в качестве управляющего менеджера. Руководство объединяет усилия работников в различных областях, включая инженеров, дизайнеров, маркетологов, экономистов, психологов, бухгалтеров и других, которые работают под руководством менеджера, курирующего бизнес, производственный отдел или компанию в целом.

Концепция менеджмента определяет конкретного сотрудника в качестве специалиста, который относится к профессиональной деятельности управляющего менеджера, независимо от того, какое место в управлении компании он занимает. Профессиональное управление, как самостоятельная деятельность, предполагает наличие специалиста и управленческого персонала в качестве субъекта этой деятельности и, как объекта, экономической деятельности компании, ее сферы компетенции [1, c. 170].

Выделим характерные черты менеджмента:

1. Менеджмент - это особый вид деятельности, относящийся к рыночной экономике. В то же время менеджмент представляет собой профессиональное управление, к основным элементам определения характеристик которого относится всесторонний анализ и рассмотрение конкретных условий деятельности компании в процессе управления (управленческие решения), разработка, внедрение и управление инновации, формулирование стратегии и тактики развития предприятий и многое другое.

2. Менеджмент основан на методах экономического управления, нацеленных на получение экономической выгоды.

3. Руководство компании стремится к эффективной организации работы сотрудников, постоянно повышая производительность труда и качество продукции. Это ключевые элементы в создании конкурентного преимущества компании, которые определяют ее положение и успех на рынке.

4. Менеджмент - это гибкая система управления, которая позволяет компании реструктурировать свою деятельность, реагируя на рыночные условия, изменяя конкурентные условия и факторы социального развития (страна, регион, промышленность и компании). Центральным элементом организации гибкого управления организации является разработка и повышение эффективности маркетинговой деятельности и использование маркетингового подхода в управлении компании.


5. Менеджмент – это целая наука организации и координации совместной работы сотрудников компании, деятельности ее подразделений, умения работать для достижения целей компании, при соблюдении определенных условий наиболее подходящих при выборе методов управления. Менеджмент сегодня характеризуется гуманизацией управленческой деятельности, которая в центре внимания работы менеджера по улучшению благосостояния сотрудников компании.

1.3 Развитие теории и практики научного и донаучного менеджмента

Человечество обязано своим существованием руководству в значительной степени. Именно координация людских ресурсов позволяла древним людям выживать в сложной и агрессивной среде. В этом смысле первым руководителем был лидер, координирующий действия членов группы при охоте на крупных животных или столкновении с враждебными племенами. Существует историческая информация о том, что уже в древнем мире существовала практика управления и попытки осмыслить эту практику:

- 5000 г. до н.э. Шумеры. Письменная регистрация фактов (делопроизводство);

- 4000 г. до н.э. Египет. Централизация управления. Признание необходимости планирования, организации и контроля;

- 600 г. до н.э. Царь Новуходоносор. Контроль над производством и стимулирование через заработную плату;

- 500 г. до н.э. Менциус. Признание необходимости систем и стандартов;

- 400 г. до н.э. Сократ. Формулирование принципов универсального менеджмента;

- 400 г. до н.э. Ксенофонт. Признание менеджмента как особого вида искусства;

- 1 век н.э. Новый Завет. Принцип единоначалия, человеческие отношения;

- 1100 год. Газали. Требования к менеджеру.

Таким образом, менеджмент развивался там, где происходили основные события развития человеческой цивилизации.

Однако первое проявление настоящего интереса к управлению как к самостоятельному виду профессиональной деятельности относится только к началу двадцатого века.

Изменение отношения к руководству организацией не было неожиданным. Понимание проблемы необходимости рационального управления для более эффективного достижения целей организации начало развиваться с середины XIX века.

Первой объективной предпосылкой, которая стимулировала интерес к управлению, была промышленная революция в Англии. Однако идея о том, что самоуправление действительно может внести существенный вклад в развитие и успех организации, была впервые принята в Америке. Этому способствовали объективные факторы, определяемые конкретными условиями развития бизнеса, сложившимися в начале 20-го века в США. Включение благоприятных условий для проявления личной компетентности, когда человек мог преодолеть трудности, связанные с его происхождением и национальностью. Этому способствовало создание там крупнейшего рынка труда, состоящего в основном из трудолюбивых и энергичных людей. Миллионы европейцев, стремясь улучшить свою судьбу, иммигрировали в Америку. Эти люди были готовы и могли выполнять различные роли в бизнесе, в том числе в управлении, принимая во внимание открытые возможности для получения необходимого образования. Текущая рыночная ситуация стала второй объективной предпосылкой для стимулирования развития менеджмента. [12, с. 56]


Третья предпосылка связана с появлением трансконтинентальных компаний. Их создание было завершено в конце XIX - начале XX века и превратило Америку в крупнейший (континентальный) рынок в мире. В Америке в то время не было государственного регулирования в бизнесе, что позволило предпринимателям, которые преуспели в развитии своего бизнеса, стать монополистами. Эти и другие факторы позволили сформировать крупные отрасли промышленности и конкретные предприятия, масштабы и сложность которых требовали формализованных методов управления. Появление и дизайн управления как области исследований было, во-первых, ответом на потребности крупного бизнеса в профессиональном управлении. Во-вторых, этому способствовала возможность воспользоваться технологией, созданной во время промышленной революции. И, в-третьих, это было достижение небольшой группы инициативных и любознательных людей, которые проявляли горячее стремление искать лучшие и эффективные методы и способы выполнения работы. [5, с. 27]

Достижения в области развития науки управления связаны с достижениями в других областях знаний, включая развитие технологий и изучение человеческих отношений (математика, инженерия, психология, социология и т.д.). С развитием этих областей знаний теоретики и методы управления получили все больше информации о факторах, влияющих на успех организации. Междисциплинарная наука об организационном управлении стала известна как управленческая мысль. Полученные новые знания помогли профессионалам понять причины, по которым предыдущие теории не доказали себя на практике при определенных условиях и нашли новые подходы к решению проблем управления.

В то же время в мире произошли значительные изменения, связанные с научно-техническим прогрессом, с изменением отношения общества и правительств к экономике. Эти и другие факторы побудили представителей руководства углубить понимание существования не только внутренних, но и внешних организационных факторов, которые влияют на успех организации.

Ни одна организация, ни одна компания не может преуспеть без управления. Однако руководство как деятельность и как наука в том виде, в котором она у нас сейчас, появилось не сразу.

Как только древние люди начали жить в организованных группах, им стало необходимо управлять.

Предводитель научного управления Ф.У. Тейлор сказал, что «искусство научного управления - это эволюция, а не изобретение. Значительная и целенаправленная деятельность любой команды требует влияния управления на четыре основные области: планирование, организация, управление и контроль. [6, с. 26]


На первом этапе, когда группы людей были небольшими, руководство во всех сферах осуществляло один человек - лидер этой группы. Позже, по мере того как группы росли больше, а выполняемые ими функции росли, требовалась разделение труда и дифференциация функций. Но потребовались столетия.

Египетские пирамиды, построенные в 3000 - 2000 годах до н.э., являются ярким свидетельством не только культуры древних египтян, но и их управленческого искусства. Строительство огромных пирамид требовало, прежде всего, четкого планирования.

Древние греки придавали особое значение организации и управлению производственными процессами, обеспечивая четкую специализацию рабочих. Сократ рассматривает управление как особую область человеческой деятельности. Он сказал, что самое главное в управлении - найти нужного человека в нужном месте и выполнить поставленные перед ним задачи.

Линейная структура правительства была выражена в системе управления Римской империей. Ее главной проблемой была сбор налогов со всех ее частей, которые были далеки друг от друга. Прямое правило из Рима было чрезвычайно сложно реализовать. Изменение в структуре управления укрепило власть Римской империи. В практике управления есть примеры организаций, которые возникли в глубокой древности и успешно функционируют и в настоящее время связаны с созданием рациональной структуры управления. Среди них - Римско-католическая церковь, имеющая простейшую управленческую структуру: папа, кардинал, святейший епископ, епископ и приходский священник.

Революция в производственных отношениях связана с промышленной революцией, которая началась в середине 18-го века. С промышленной революцией связано распределение трех уровней управления: верхний, средний и нижний. Пример - в производстве появился мастер, которого вскоре стали ненавидеть рабочие.

Нельзя игнорировать огромный вклад английского утопического социалиста Роберта Оуэна в развитие управленческого мышления и методов управления. Ранее он признавал и оценивал роль человеческого фактора в производстве, который другие исследователи учитывали только через 100 лет. Формирование теории управления в социалистическом обществе сильно повлияло на работу К. Маркса и Ф. Энгельса. Не изучая природу управления, они внесли свой вклад в создание этой науки с помощью разработанных ими методов исследований. Маркс получил необходимость разделения труда от развития сотрудничества: капиталист часто не может управлять своим заводом самостоятельно. Это не обязательно, так как контроль за капитальной деятельностью, который полностью отделен от владения капиталом, всегда предлагался в изобилии. Поэтому нет необходимости в том, чтобы эта надзорная деятельность осуществлялась капиталистом. Таким образом, результатом разделения труда было разделение руководства, которое рассматривалось как особая функция каждой общей работы. В то же время Энгельс отметил, что следует различать управление делами и управление людьми. Из этого тезиса многие ученые продолжат свое исследование. [8, с. 44]