Файл: Принципы и методы реформирования организационных структур проектноориентированного предприятия ООО «Ашан».pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 220
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие проектирования системы управления предприятия
2. Организационная структура предприятия на примере ООО «Ашан»
2.1. Характеристика предприятия и выбор объекта проектирования
2.2. Структура управления ООО «Ашан»
3. Практика внедрения сбалансированной системы показателей деятельности в ООО «Ашан»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы заключается в ом, что быстро меняющаяся окружающая среда с постоянными источниками новых возможностей и угроз, создает сложную, неоднородную и трудно предсказуемую обстановку для действующих в ней предприятий.
Невзирая на это, системы управления компаний, как правило, все еще имеют ярко выраженную функциональную ориентированность, а это достаточно часто ведет к возникновению ряда проблем. Ярким примером тому может служить тот факт, что переход с одной стадии развития организации на другую может сопровождаться серьезными организационными, управленческими и технологическими трудностями, такими как: частичная утрата собственниками контроля над бизнесом, снижение эффективности функционирования организации, частичная потеря управляемости, конфликт целей и пересечение сфер влияния бизнесов и подразделений в составе компании и пр.
Тенденция изменений внешней среды организации способствует внедрению механизмов собственного развития для того, чтобы эффективного использовать возможности внешней среды и внутренних ресурсов и структур.
Методологическая основа комплексного проектирования сложилась в результате обобщения классических взглядов на вопросы управления предприятием, отраженные в работах Фр.У. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо, Д. МакГрегор, современных взглядов на процесс формирования системы управления предприятием в условиях рынка, отраженные в работах Дж. Грейсона, Д. Эренберга, М. Мескона и в условиях российской экономики, отраженные в работах П.В. Журавлева, А.П. Егоршина, Б.М. Генкина, А.Я. Кибанова, В.А.Дятлова, А.А. Лобанова, Ю.Г. Одегова, В.А. Полякова, Э.Е. Старобинского.
Актуальность проблемы создания модели комплексного проектирования СУП, которая позволила бы повысить эффективность управления персоналом на предприятии, степень ее научной разработанности и несомненная практическая значимость в условиях современной России определили выбор темы, цели и задачи настоящего исследования.
Целью настоящей работы является изучение процесса проектирования системы управления организации на примере торгового предприятия ООО «Ашан».
Для достижения указанной цели перед работой необходима постановка следующих задач:
- изучить понятие и этапы проектирования системы управления предприятия;
- рассмотреть действующую структуру управления рассматриваемого предприятия;
- определить выбор объекта проектирования.
- рассмотреть практику внедрения сбалансированной системы показателей деятельности в ООО «Ашан».
Объект исследования – торговое предприятие ООО «Ашан».
Предметом исследования является организационные отношения, отражающие механизм хозяйственной деятельности торгового предприятия ООО «Ашан».
Методы теоретического исследования определены характером поставленных задач и системным подходом к их решению. В работе использованы методы: абстрагирования, сравнения, анализа и синтеза, группировки и классификации, научного обобщения.
Теоретическая значимость исследования состоит в необходимости теоретической обоснованности и разработки системы мероприятий по повышению эффективности системы управления предприятием.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в иных предприятиях бизнеса для управления финансовыми и человеческими ресурсами.
1. Понятие проектирования системы управления предприятия
Одним из важнейших факторов снижения себестоимости продукции (материальных и трудовых затрат), а также качественногоуправления улучшения управления объектом (обеспечения своевременногоуправления целенаправленногоуправления воздействия на объекты производственной и управленческой деятельности) является создание рациональной структуры управления предприятием. [5].
Индикатором минимизации количества связей между ее элементами при проектировании структур управления предприятием служит ее оптимальность.
Процессный подход усовершенствования системы управления предполагает регулярный менеджмент механизма управления, базирующегося на системном представлении функционирования организации в виде совокупности бизнес-процессов [8] (рис.1)
Рисунок 1- Деятельность организации как совокупность процессов
Усовершенствование системы управления является отстройкой организации и ее взаимосвязи с внешней средой для максимальногоуправления использования новых возможностей и угроз с одной стороны и эффективногоуправления использования внутренних ресурсов организации - с другой.
Сама же система управления в общем смысле есть не чтоуправления иное, как объединение подходов и воплощение их механизмов управления в организации [8].
Традиционный функциональный подход к управлению в основе своей являет функционирование компаний как объединение действий отдельных элементов линейно-функциональной иерархии.
Система управления состоит из блоков, к которым относятся стратегия и цели; продукты и бизнес-процессы; организационная структура; планово-бюджетная система в качестве основногоуправления механизма управления.
Совершенствуя систему управления, а значит и всю деятельность компании, начинать следует с определения продуктов или услуг, которые компания намерена производить, затем определить бизнес-процессы, которые обеспечивают весь производственный цикл, после чегоуправления выстраивается организационная структура и планово-бюджетная система [9].
Совершенствование стратегии и целей предполагает разработку миссии и стратегической карты целей предприятия и егоуправления подразделений, определение проблемных областей на предприятии, обзор сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз предприятия воуправления внешней среде с учетом ряда технологий и методик, таких как: SWOT-анализ, система сбалансированных показателей (Balanced 8согесагф и др. [9]
Совершенствование продуктов и бизнес-процессов заключается в разработке методологии описания бизнес-процессов и технологии проведения проекта поуправления обзору функционирования предприятия, пилотное моделирование бизнес-процессов предприятия как свидетельства возможности воплощения выработанной методологии, обзор бизнес-процессов предприятия, реинжиниринг бизнес-процессов предприятия с выполнением расчетов стоимости и времени осуществления бизнес-процессов посредством применения различных методик, например, методики ABC-анализа [9].
В общем для проведения анализа бизнес-процессов основанием представляется процессная модель компании. Анализ бизнес-процесса частоуправления приводит к выводам оуправления необходимости реорганизации модели. Результатом являются разработанные модели процессов предприятия «как должноуправления быть», описывающие более результативную технологию ведения процессов, а также база данных оуправления процессах, материальных и информационных потоках, ресурсах, доступная для анализа [10].
Оптимизации организационной структуры компании в соответствии соуправления стратегией, целями и процессами компании является совершенствованием организационной структуры. Как правило, организационная структура воспринимается предприятиями как пассивный и относительноуправления стабильный внутренней референции, образующейся в результате эволюционногоуправления развития. Такой подход с учетом динамичной быстроменяющейся внешней среды не всегда приводит к результативному функционированию компании (например, быстрый рост предприятия при отсутствии эффективногоуправления механизма усовершенствования системы управления приводит хозяйственника к потере контроля над бизнесами, сосредоточенными в руках наемногоуправления менеджмента) [10].
Совершенствование планово-бюджетной системы состоит в оптимизации структуры бюджетов компании и схем распределения средств (включая мотивационные программы на уровне работников) соразмерноуправления стратегии, целям, процессам и организационной структуре предприятия.
Таким образом, в предлагаемом подходе к построению системы управления продукты и процессы должны служить реализации стратегии компании и достижению ее целей, организационная структура предприятия должна меняться в соответствии с целями и структурой процессов предприятия, планово-бюджетная система должна способствовать воплощению целей предприятия (на достижение целей должны выделяться определенные бюджеты) и соответствовать организационной структуре предприятия [10].
Начать работу над проектами поуправления совершенствованию системы управления невозможноуправления без достижения четкогоуправления понимания всеми заинтересованными лицами (собственники компании, топ-менеджмент компании, основные участники проекта соуправления стороны компании и компании-консультанта) конечных целей и основных принципов данногоуправления подхода [8].
Поуправления уровню области, затрагиваемые в проектах совершенствования систем управления, можноуправления классифицировать следующим образом [8](рис.2):
- Уровень бизнесов (например: производствоуправления основной продукции, производствоуправления товаров народногоуправления потребления в случае промышленногоуправления предприятия или, например, промышленные предприятия, инвестиционная компания, банковский бизнес в случае крупногоуправления холдинга);
- Уровень департаментов (например, департамент продаж, снабжения и пр.);
- Уровень групп сотрудников и сотрудников (например, специалисты поуправления продажам основной продукции).
Рисунок 2 - Совершенствование (разработка) целевой системы управления
Состав затрагиваемых в проекте областей (уровней) определяется проблемами, выявленными в ходе этапа Диагностики [8].
Для выделения верхнегоуправления уровня процессов, как правило, используется какая-либоуправления из эталонных моделей, например, «6 - процессная» модель, «13 - процессная» бизнес-модель и пр.
«6 - процессная» модель представляет собой дифференциацию в функционировании компании следующих процессов: продвижение, разработка новогоуправления продукта, продажи, производство, обеспечение ресурсами, расчеты [10].
«13 - процессная» бизнес-модель представляет собой универсальную схему фракцинирования процессов на основные и вспомогательные процессы. Основные процессы включают в себя изучение рынков и потребителей, разработку видения и стратегии, разработку продуктов и услуг, маркетинг и продажи, производствоуправления и поставку продуктов и услуг (производственные компании), производствоуправления и поставку продуктов и услуг (сервисные компании), выставление потребителям платежных требований и сервис. К вспомогательным процессам относятся профессиональное и карьерное развитие кадров и управление кадрами, управление информационными ресурсами и технологиями, управление финансовыми и материальными ресурсами, исполнение программы управления охраной внешней средой, управление внешними связями, управление улучшениями и изменениями) [10].
Усовершенствование системы управления на ступени бизнеса компании сосредотачивается на: усовершенствовании либоуправления разработке миссии и стратегической карты целей компании и бизнесов в ее структуре, состава продуктов и процессов верхнегоуправления уровня (распределение продуктов и процессов поуправления бизнесам, организационная структура верхнегоуправления уровня (установление видов структуры для бизнесов компании в целом и вида структуры бизнесов в отдельности), планово-бюджетной структуры верхнегоуправления уровня (комплексности бюджетов компании и бизнесов в ее составе соуправления схемами целераспределения средств) [10].
Усовершенствование структуры управления на ступени департаментов компании сосредотачивается на усовершенствовании либоуправления разработки карт целей департаментов, совмещении их с целями компании в целом и бизнесов в ее структуре, процессов, касающихся департаментов, организационной структуры департаментов в составе бизнесов, планово-бюджетной системы внутри департаментов и ее связи с бюджетами бизнесов [9].
Усовершенствование системы управления на ступени групп сотрудников и сотрудников состоит в: совершенствовании либоуправления разработке целей групп сотрудников и сотрудников, совмещение их с целями департаментов, процессов, касающихся сотрудников, их роли, мотивационных схем и их связи с бюджетами департаментов.
Общая структура этапов проекта поуправления усовершенствованию системы управления представлена на рисунке 3 [8]. Достаточноуправления частоуправления для выполнения подобногоуправления рода проектов ввиду их комплексности компании привлекают внешних исполнителей - консультантов.