Файл: Эффективность менеджмента организации (Теоретические основы эффективности менеджмента организации ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Дисциплина: взаимоотношения внутри организации должны быть формализованы посредством установленных правил, причем в любом случае не следует забывать о том, что в основе каждого правила должен лежать принцип справедливости.

4. Справедливость во всем: справедливость = доброта + правосудие, как сформулировал это сам Файоль. Вы должны уметь встать на место подчиненного, посмотреть на ситуацию его глазами, но в, то, же время сделать принять беспристрастное решение [2, с. 139].

5. Вознаграждение: справедливость должна быть поддержана соответствующими материальными средствами, которыми будут вознаграждаться усилия сотрудника.

6. Единоначалие: каждый член организации должен иметь над собой только одного руководителя и получать только его распоряжения.

7. Единство цели - единство усилий: работник или группа работников должна одновременно работать лишь по одному плану, направленному на достижение одной цели.

8. Централизация по ситуации: процессы в организации должны быть, безусловно, централизованы, однако этот принцип - не догма, а поэтому степень централизации зависит от корректного случая.

9. Принцип скалярной цепи: иерархия никогда не должна нарушаться, все управленцы с самого низшего уровня и вплоть до топ-менеджмента должны образовывать единую вертикаль - «скалярную цепь», по терминологии Файоля.

10. Общие интересы доминируют над личными: интересы конкретного человека никогда не должны перевешивать интересы всей организации.

11. Порядок: всему свое место и свое место для всего.

12. Стабильность персонала: текучесть кадров ослабляет организацию, следовательно, подобные явления недопустимы для успешной организации.

13. Корпоративный дух: сплоченность работников - еще одно непременное условие достижения целей организации.

14. Инициатива: работники не должны быть машинами для исполнения замыслов менеджера, в разумных пределах должны присутствовать и инициатива [2, с. 141].

Существуют ли универсальные принципы управления и как они соотносятся с вышеприведенными принципы Файоля - вопрос дискуссионный и вряд ли вообще решаемый. Однако тот факт, что простые правила, сформулированные почти сотню лет назад, и сегодня способны сильно облегчить жизнь менеджеру, неоспорим, как неоспорима роль Анри Файоля в становлении менеджмента как такового.

Современная наука выделяет три группы основных принципов, определяющих эффективность менеджмента.

Главными из них являются:

- приоритеты человеческого фактора - мотивированная деятельность, профессионализм;


- принципы критических факторов - учет фактора времени, развитие ин- формационных технологий, корпоративность, как форма эффективного сотрудничества и партнерства;

- основные принципы ориентирования - управленческая деятельность включает в себя разработку цели, миссии и стратегии менеджмента, обеспечение качества, создание условий творчества (система «думай сам») и др.

Эффективность менеджмента представляет собой результативность деятельности конкретной управляющей системы, которая отражается в различных показателях, как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления), причем эти показатели имеют как количественные, так и качественные характеристики.

Методы оценки эффективности является одним из главных инструментов анализа продуктивности ведения бизнеса.

Повышение эффективности системы менеджмента организации предполагает нахождение наилучших организационных форм, методов, технологии управления конкретным объектом в целях достижения управляемой системой определенных технико-экономических результатов в соответствии с заданным критерием или системой критериев эффективности менеджмента.

Очень важно чтобы Россия, наконец, перенесла опыт ведения эффективного менеджмента зарубежных компаний, конечно с учетом российских условий (экономики, менталитета и т.д.). Применения новейших методов ведения эффективного менеджмента сыграет положительную роль для экономики России [10, с. 117].

1.3. Основные проблемы современного российского менеджмента

С момента своего возникновения и совершенствования менеджмент в организациях был вынужден решать много вопросов и задач. Как правило, такие затруднения объяснялись самыми разными причинами, например:

- неумением мотивировать персонал компании,

- неспособностью грамотной организации распорядка дня и рабочего пространства,

- неграмотностью в сфере анализа, подбора, и принятия наиболее положительных и разумных решений и так далее.

Но ориентированные к самосовершенствованию менеджеры всегда стремились найти разрешения вопросов, обнаружить причины трудностей и выяснить, какие же методы управления работниками являются наиболее действенными.


Постепенно разрабатывались все новые принципы управления, проверка качества, постановки и достижения задач. При этом многие эти принципы имеют актуальность в нынешнее время. Однако надо признаться, что преобладающее большинство их было разработано в Японии, США и на Западе с учетом особенностей менталитета именно этих регионов и стран.

Другими словами, управленцы России пока не столкнулись с теми трудностями, которые призваны решать эти принципы – соответственно, разработанные за рубежом подходы могут оказаться для нашего государства неэффективными. Вот поэтому вопросы менеджмента в нашей стране очень актуальны и в настоящее время.

Менеджментом принято считать управление компанией, процессами и персоналом, происходящими во время функционирования данной организации.

Задачи, которые стоят перед российским менеджментом, можно объединить в следующий перечень [3, с. 28]:

1. сохранение на постоянном уровне функционирования организации в условии резкого изменения рынка и роста конкуренции;

2. точная постановка целей, которые соответствуют интересам компании и одновременно отвечают требованиям покупателей и рынка;

3. наклонность минимизировать издержки и максимизировать прибыль;

4. развитие и рост деятельности организации путем внедрения новейших способов управления;

5. стремление к максимальной реализации потенциала каждого работника и всего рабочего коллектива в целом.

Тем не менее, одновременное и при этом удачное достижение всех перечисленных задач крайне затруднительно в связи с присутствием многих проблем, наличествующих в российском менеджменте.

Разберем, какие же существуют реальные проблемы для становления и совершенствования российского менеджмента сегодня в стране.

Во-первых, это нехватка высококвалифицированных управленческих кадров.

Несмотря на то, что специальность менеджера за последние годы в ВУЗах России была внедрена, о разрешении данного вопроса пока говорить слишком рано.

В первую очередь, в стране существует нехватка топ-менеджеров, которые смогут эффективно управлять организацией в условиях рыночной экономики [9, с. 87]. Для грамотного управления очень важны практические навыки и наработанный опыт, которыми выпускники ВУЗов не обладают, отучившиеся по специальности «менеджмент».

Для существенного подъема в данной сфере нужны следующие перемены: изменение психологии работников (и прежде всего, менеджеров), увеличение степени опыта управляющего звена, повышение их личностного потенциала, радикальный пересмотр философии в российском бизнесе.


Во-вторых, это коррумпированность экономики.

Все управляющее звено государства можно поделить на две группы:

- управляющие госструктур;

- управляющие частных компаний и организаций.

В то время как на западе материальные блага и управленцы государственных структур – вещи вполне отделимые друг от друга, то в нашей стране наоборот – большие госзаказы проходят через чиновников, оседая в их карманах, и в конечном итоге делают их топ-менеджерами. В тоже время совершенствование частного сектора и выведение частных компаний России на рынок международного направления так и не стало приоритетным направлением экономики в России.

В-третьих, отсутствие продуктивной взаимосвязи владельца компании и топ-менеджера.

Нашей стране присуще такая специфика, при которой отсутствует взаимопонимание и наличие частных конфликтов между владельцем компании и топ-менеджером. В итоге, менеджер оказывается уволенным, а вопрос эффективности менеджмента в компании так и остается неразрешенным. Сверх всего, уменьшается эффективность деятельности организации, происходит потеря компетентного специалиста, который, в свою очередь, лишается места и волей-неволей должен строить карьеру заново.

Источник противоречий в этом случае чаще всего состоит в следующем. Пока владелец имеет интерес в максимизации дохода на каждом этапе совершенствования организации, топ-менеджер прилагает усилия к осуществлению стратегических целей, осознавая, что достижение стратегических высот превыше сиюминутного дохода, да и это является гораздо выгоднее в будущем. Кроме того, собственник не всякий раз может до конца понять нюансы процесса производства, требуя дохода на промежуточных этапах, например, и часто устанавливает не очень ясные цели.

Управляющий, в свою очередь, имея большую степень ответственности, имеет весьма ограниченные полномочия. В случае, если и владелец, и топ-менеджер имеют интерес в стратегическом совершенствовании организации, компанию ждет успех, а партнерство будет взаимно выгодный и продуктивным [14, с. 625].

В-четвертых, выход в топ-менеджмент сотрудников без специального образования.

В России постоянно бывают случаи, когда к управлению организацией приходит один из работников, который поднялся по карьерной лестнице, но при этом не закончивший специального образования по менеджменту. К примеру, заводом может управлять бывший инженер, телекоммуникационной компанией – связист и т.п.

Но надо осознавать, что менеджмент – это целая отрасль, которая имеет свою особенность и специфику. Особенно если принять в расчет то, что чем выше занимаемая должность, тем меньше технических навыков нужно управленцу, но при этом увеличивается потребность в изучении и освоении специфических знаний, которые позволят результативно управлять целой компанией [6, с. 106]. В соответствии с этим, руководитель высшего управленческого звена переходит от выработки решений к управлению процессами принятия решений.


В нашей стране действует такая ситуация – к руководству компании приходит рабочий, который, занимая высокий управленческий пост, по стилю мышления и подходам к разрешению проблемы остается на прежнем уровне. В результате такой топ-менеджер старается избегать принятия управленческих решений, занимаясь только тех-нологическими вопросами. Руководство на высоком уровне должно понимать, что его цель заключается в управлении процессами выработки и принятия решений в общем [15, с. 117].

За исключением вышесказанных наиболее существенных проблем, имеются и другие трудности в сфере управления. Например, как и прежде, ещё не выработана теоретическая и методологическая база для использования менеджмента на практике. При этом нынешние усовершенствованные западные принципы во многих случаях «не работают» в условиях России. Конечно, это не значит, что в изучении теории и практики зарубежного менеджмента нет надобности, но всегда нужно понимать разницу в управлении организацией на Западе и у нас. Именно поэтому, прежде чем заниматься внедрением инновации в нашей стране, имеет большое значение адаптировать её к особенностям экономики России и менталитету.

Устранив вышесказанные проблемы, можно начинать создавать новую действенную модель менеджмента. Как высказывались римские философы «sublata causa, tollitur morbus» – устраните причину, тогда пройдет и болезнь. Одним из методов повышения эффективности современного управления является внедрение и применение в организации креативного менеджмента. Так, креативное управление ставит перед собой ряд определенных целей:

- наделение человека определенными знаниями, предоставление ему актуальной, своевременной, а также правдивой информации;

- мотивация человека к творческому мышлению, созиданию и креативности в работе;

-гарантия прав сотрудника на результаты своей интеллектуальной деятельности;

- обеспечение интересов и прав предприятия как экономической системы, наделившей сотрудников необходимыми ресурсами для реализации креативного управления.

Возникающие в процессе управления все проблемы нужно преодолевать. Для всех проблем, кроме уникальных, нужно использовать общие решения, например, с использованием общих правил и методов менеджмента. При правильном функционировании и формулировании механизма разрешения проблем определенную конкретную проблему можно преодолеть стандартными методами, в каких бы выражениях данная проблема ни обнаруживалась [15, с. 119].