Файл: Эффективность менеджмента организации (Теоретические основы эффективности менеджмента организации ).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы эффективности менеджмента организации
1.1. Сущность эффективности менеджмента организации
1.2. Принципы эффективного менеджмента
1.3. Основные проблемы современного российского менеджмента
2. Анализ эффективности менеджмента на примере ООО «Петербургские отели»
2.1. Общая характеристика ООО «Петербургские отели»
2.2. Оценка эффективности менеджмента ООО «Петербургские отели»
2.3. Мероприятия по совершенствованию эффективности менеджмента ООО «Петербургские отели»
3. Дисциплина: взаимоотношения внутри организации должны быть формализованы посредством установленных правил, причем в любом случае не следует забывать о том, что в основе каждого правила должен лежать принцип справедливости.
4. Справедливость во всем: справедливость = доброта + правосудие, как сформулировал это сам Файоль. Вы должны уметь встать на место подчиненного, посмотреть на ситуацию его глазами, но в, то, же время сделать принять беспристрастное решение [2, с. 139].
5. Вознаграждение: справедливость должна быть поддержана соответствующими материальными средствами, которыми будут вознаграждаться усилия сотрудника.
6. Единоначалие: каждый член организации должен иметь над собой только одного руководителя и получать только его распоряжения.
7. Единство цели - единство усилий: работник или группа работников должна одновременно работать лишь по одному плану, направленному на достижение одной цели.
8. Централизация по ситуации: процессы в организации должны быть, безусловно, централизованы, однако этот принцип - не догма, а поэтому степень централизации зависит от корректного случая.
9. Принцип скалярной цепи: иерархия никогда не должна нарушаться, все управленцы с самого низшего уровня и вплоть до топ-менеджмента должны образовывать единую вертикаль - «скалярную цепь», по терминологии Файоля.
10. Общие интересы доминируют над личными: интересы конкретного человека никогда не должны перевешивать интересы всей организации.
11. Порядок: всему свое место и свое место для всего.
12. Стабильность персонала: текучесть кадров ослабляет организацию, следовательно, подобные явления недопустимы для успешной организации.
13. Корпоративный дух: сплоченность работников - еще одно непременное условие достижения целей организации.
14. Инициатива: работники не должны быть машинами для исполнения замыслов менеджера, в разумных пределах должны присутствовать и инициатива [2, с. 141].
Существуют ли универсальные принципы управления и как они соотносятся с вышеприведенными принципы Файоля - вопрос дискуссионный и вряд ли вообще решаемый. Однако тот факт, что простые правила, сформулированные почти сотню лет назад, и сегодня способны сильно облегчить жизнь менеджеру, неоспорим, как неоспорима роль Анри Файоля в становлении менеджмента как такового.
Современная наука выделяет три группы основных принципов, определяющих эффективность менеджмента.
Главными из них являются:
- приоритеты человеческого фактора - мотивированная деятельность, профессионализм;
- принципы критических факторов - учет фактора времени, развитие ин- формационных технологий, корпоративность, как форма эффективного сотрудничества и партнерства;
- основные принципы ориентирования - управленческая деятельность включает в себя разработку цели, миссии и стратегии менеджмента, обеспечение качества, создание условий творчества (система «думай сам») и др.
Эффективность менеджмента представляет собой результативность деятельности конкретной управляющей системы, которая отражается в различных показателях, как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления), причем эти показатели имеют как количественные, так и качественные характеристики.
Методы оценки эффективности является одним из главных инструментов анализа продуктивности ведения бизнеса.
Повышение эффективности системы менеджмента организации предполагает нахождение наилучших организационных форм, методов, технологии управления конкретным объектом в целях достижения управляемой системой определенных технико-экономических результатов в соответствии с заданным критерием или системой критериев эффективности менеджмента.
Очень важно чтобы Россия, наконец, перенесла опыт ведения эффективного менеджмента зарубежных компаний, конечно с учетом российских условий (экономики, менталитета и т.д.). Применения новейших методов ведения эффективного менеджмента сыграет положительную роль для экономики России [10, с. 117].
1.3. Основные проблемы современного российского менеджмента
С момента своего возникновения и совершенствования менеджмент в организациях был вынужден решать много вопросов и задач. Как правило, такие затруднения объяснялись самыми разными причинами, например:
- неумением мотивировать персонал компании,
- неспособностью грамотной организации распорядка дня и рабочего пространства,
- неграмотностью в сфере анализа, подбора, и принятия наиболее положительных и разумных решений и так далее.
Но ориентированные к самосовершенствованию менеджеры всегда стремились найти разрешения вопросов, обнаружить причины трудностей и выяснить, какие же методы управления работниками являются наиболее действенными.
Постепенно разрабатывались все новые принципы управления, проверка качества, постановки и достижения задач. При этом многие эти принципы имеют актуальность в нынешнее время. Однако надо признаться, что преобладающее большинство их было разработано в Японии, США и на Западе с учетом особенностей менталитета именно этих регионов и стран.
Другими словами, управленцы России пока не столкнулись с теми трудностями, которые призваны решать эти принципы – соответственно, разработанные за рубежом подходы могут оказаться для нашего государства неэффективными. Вот поэтому вопросы менеджмента в нашей стране очень актуальны и в настоящее время.
Менеджментом принято считать управление компанией, процессами и персоналом, происходящими во время функционирования данной организации.
Задачи, которые стоят перед российским менеджментом, можно объединить в следующий перечень [3, с. 28]:
1. сохранение на постоянном уровне функционирования организации в условии резкого изменения рынка и роста конкуренции;
2. точная постановка целей, которые соответствуют интересам компании и одновременно отвечают требованиям покупателей и рынка;
3. наклонность минимизировать издержки и максимизировать прибыль;
4. развитие и рост деятельности организации путем внедрения новейших способов управления;
5. стремление к максимальной реализации потенциала каждого работника и всего рабочего коллектива в целом.
Тем не менее, одновременное и при этом удачное достижение всех перечисленных задач крайне затруднительно в связи с присутствием многих проблем, наличествующих в российском менеджменте.
Разберем, какие же существуют реальные проблемы для становления и совершенствования российского менеджмента сегодня в стране.
Во-первых, это нехватка высококвалифицированных управленческих кадров.
Несмотря на то, что специальность менеджера за последние годы в ВУЗах России была внедрена, о разрешении данного вопроса пока говорить слишком рано.
В первую очередь, в стране существует нехватка топ-менеджеров, которые смогут эффективно управлять организацией в условиях рыночной экономики [9, с. 87]. Для грамотного управления очень важны практические навыки и наработанный опыт, которыми выпускники ВУЗов не обладают, отучившиеся по специальности «менеджмент».
Для существенного подъема в данной сфере нужны следующие перемены: изменение психологии работников (и прежде всего, менеджеров), увеличение степени опыта управляющего звена, повышение их личностного потенциала, радикальный пересмотр философии в российском бизнесе.
Во-вторых, это коррумпированность экономики.
Все управляющее звено государства можно поделить на две группы:
- управляющие госструктур;
- управляющие частных компаний и организаций.
В то время как на западе материальные блага и управленцы государственных структур – вещи вполне отделимые друг от друга, то в нашей стране наоборот – большие госзаказы проходят через чиновников, оседая в их карманах, и в конечном итоге делают их топ-менеджерами. В тоже время совершенствование частного сектора и выведение частных компаний России на рынок международного направления так и не стало приоритетным направлением экономики в России.
В-третьих, отсутствие продуктивной взаимосвязи владельца компании и топ-менеджера.
Нашей стране присуще такая специфика, при которой отсутствует взаимопонимание и наличие частных конфликтов между владельцем компании и топ-менеджером. В итоге, менеджер оказывается уволенным, а вопрос эффективности менеджмента в компании так и остается неразрешенным. Сверх всего, уменьшается эффективность деятельности организации, происходит потеря компетентного специалиста, который, в свою очередь, лишается места и волей-неволей должен строить карьеру заново.
Источник противоречий в этом случае чаще всего состоит в следующем. Пока владелец имеет интерес в максимизации дохода на каждом этапе совершенствования организации, топ-менеджер прилагает усилия к осуществлению стратегических целей, осознавая, что достижение стратегических высот превыше сиюминутного дохода, да и это является гораздо выгоднее в будущем. Кроме того, собственник не всякий раз может до конца понять нюансы процесса производства, требуя дохода на промежуточных этапах, например, и часто устанавливает не очень ясные цели.
Управляющий, в свою очередь, имея большую степень ответственности, имеет весьма ограниченные полномочия. В случае, если и владелец, и топ-менеджер имеют интерес в стратегическом совершенствовании организации, компанию ждет успех, а партнерство будет взаимно выгодный и продуктивным [14, с. 625].
В-четвертых, выход в топ-менеджмент сотрудников без специального образования.
В России постоянно бывают случаи, когда к управлению организацией приходит один из работников, который поднялся по карьерной лестнице, но при этом не закончивший специального образования по менеджменту. К примеру, заводом может управлять бывший инженер, телекоммуникационной компанией – связист и т.п.
Но надо осознавать, что менеджмент – это целая отрасль, которая имеет свою особенность и специфику. Особенно если принять в расчет то, что чем выше занимаемая должность, тем меньше технических навыков нужно управленцу, но при этом увеличивается потребность в изучении и освоении специфических знаний, которые позволят результативно управлять целой компанией [6, с. 106]. В соответствии с этим, руководитель высшего управленческого звена переходит от выработки решений к управлению процессами принятия решений.
В нашей стране действует такая ситуация – к руководству компании приходит рабочий, который, занимая высокий управленческий пост, по стилю мышления и подходам к разрешению проблемы остается на прежнем уровне. В результате такой топ-менеджер старается избегать принятия управленческих решений, занимаясь только тех-нологическими вопросами. Руководство на высоком уровне должно понимать, что его цель заключается в управлении процессами выработки и принятия решений в общем [15, с. 117].
За исключением вышесказанных наиболее существенных проблем, имеются и другие трудности в сфере управления. Например, как и прежде, ещё не выработана теоретическая и методологическая база для использования менеджмента на практике. При этом нынешние усовершенствованные западные принципы во многих случаях «не работают» в условиях России. Конечно, это не значит, что в изучении теории и практики зарубежного менеджмента нет надобности, но всегда нужно понимать разницу в управлении организацией на Западе и у нас. Именно поэтому, прежде чем заниматься внедрением инновации в нашей стране, имеет большое значение адаптировать её к особенностям экономики России и менталитету.
Устранив вышесказанные проблемы, можно начинать создавать новую действенную модель менеджмента. Как высказывались римские философы «sublata causa, tollitur morbus» – устраните причину, тогда пройдет и болезнь. Одним из методов повышения эффективности современного управления является внедрение и применение в организации креативного менеджмента. Так, креативное управление ставит перед собой ряд определенных целей:
- наделение человека определенными знаниями, предоставление ему актуальной, своевременной, а также правдивой информации;
- мотивация человека к творческому мышлению, созиданию и креативности в работе;
-гарантия прав сотрудника на результаты своей интеллектуальной деятельности;
- обеспечение интересов и прав предприятия как экономической системы, наделившей сотрудников необходимыми ресурсами для реализации креативного управления.
Возникающие в процессе управления все проблемы нужно преодолевать. Для всех проблем, кроме уникальных, нужно использовать общие решения, например, с использованием общих правил и методов менеджмента. При правильном функционировании и формулировании механизма разрешения проблем определенную конкретную проблему можно преодолеть стандартными методами, в каких бы выражениях данная проблема ни обнаруживалась [15, с. 119].