Файл: Понятие и классификация функций государства(Понятие и содержание государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оказание социальной услуги в сфере художественной культуры осуществляется как частными учреждениями, так и органами местной, региональной и центральной публичной власти. Все они выступают в роли реализаторов реализации социальной функции в аспекте художественной культуры. На практике сосуществуют государственные, муниципальные и частные музеи, государственные, муниципальные и частные галереи, государственные, муниципальные и частные филармонии и т. д. и т. п.

Но, пожалуй, наиболее волнующим и актуальным аспектом проявления социальной функции государства практически для всех социальных групп современного российского государственно-организованного общества является пенсионное обеспечение. Трудно определить наиболее важный аспект данной проблемы - они все равно велико важны. Можно сказать, что наиболее существенным моментом является институциональное изменение пенсионной системы. Отметим следующее: пенсионную услугу может оказывать не только государство в целом или органы местной, региональной и (или) центральной власти. Пенсионная услуга не является исключительной прерогативой государственных структур, она может оказываться и корпорациями, и частными структурами, что и имеет место в ряде государств [35, с. 4].

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что социальная функция государства многообразна по своему содержанию. Социальная функция включает в себя государственную политику в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. Именно поэтому данная функция занимает особое положение в системе внутренних функций государства. В современной России социальная функция реализуется в основном через государственно-организованную деятельность, которая осуществляется путем оказания социальной и административной услуги. Данная функция никогда не являлась и не является исключительной прерогативой публичной власти.

3. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА

3.1. Социальное назначение современного государства

Социальное назначение раскрывает, для чего предназначено государство, каким целям оно должно служить. Государство - это исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом. Это организация всего общества, его институт, обслуживающий интересы общества и признанный действовать во имя всеобщего блага [17, с. 60].


Главное предназначение государства - служить обществу. Для достижения этих целей государство устанавливает в обществе определенный порядок и поддерживает его вплоть до применения принуждения. Оно обеспечивает социальный мир и стабильность в обществе, выступая своего рода социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества при столкновении их интересов, умеряет эти столкновения и добивается определенного социального компромисса.

Государство гарантирует безопасность общества от преступных посягательств внутри страны, а также от внешних врагов и агрессии, защищает личность от произвола, создает нормальные условия жизни для всех членов общества независимо от их непосредственного участия в производстве благ, заботится о социально слабых слоях и группах населения, т.е. является социальным. Оно выступает интегрирующей силой, т.е. добивается мира и согласия в обществе, заботится о развитии культуры, образования, искусства, здравоохранения. В идеале назначение государства - служить человеку, создавать необходимые условия для того, чтобы он мог максимально развиваться и проявлять свои способности и дарования, поскольку человек - высшая из всех ценностей мира [25, с. 180].

Конституция РФ закрепила основу, для выделения главных социальных задач, выполнение которых является одним из приоритетных направлений государства на сегодняшний день. Для реализации данных задач необходимо формы и методы их осуществления государством. В науке выделяется множество таких форм, но в рамках данной выпускной квалификационной работы было рассмотрено две основных:

- Правовая форма реализации социальных задач.

- Организационная форма реализации социальных задач [21, с. 39].

Правовая форма реализации социальных задач состоит из применения законодательных и нормативно-правовых актов, которые в свою очередь реализуются через социальную политику государства.

В действительности отношения между государством и человеком противоречивы, между ними на протяжении истории человечества создавались отношения отчуждения. Заставить государство служить человеку не простая задача.

С развитием общества меняется не только воззрения на назначение государства, но и само назначение государства. Будучи по-прежнему главной управляющей системой общества, государство, во-первых, все больше превращается в орган преодоление социальных противоречий, во-вторых, в деятельности государства происходит ориентация на общедемократические институты и принципы, например, принцип разделения властей, верховенство закона, гласность, высокая роль правосудия и др. В-третьих, изменяется роль государства на международной арене: во внешней политике серьезное внимание уделяется взаимным уступкам, разумной договоренности с другими государствами [34, с. 206].


Социальная природа государства прежде всего обнаруживается в его функциях, так как «любой феномен наиболее ярко проявляется тогда, когда он действует» [27, с. 61]. «Высшее общественное предназначение государства - гарантировать на властной основе свободу в обществе, создать твердые и устойчивые условия, при которых целостность общества и его надлежащее (естественное) функционирование достигаются главным образом в силу экономических и духовных факторов» [8, с. 90].

Государство, будучи механизмом управления обществом, осуществляет общесоциальную деятельность, выступает представителем интересов всего общества, всех классов, групп и слоев населения. К таким направлениям деятельности относятся, например: перераспределение национального дохода для обеспечения социальной защищенности человека в период экономического спада и кризисных явлений; использование стимулов материальной заинтересованности для развития наиболее важных отраслей экономики и сфер общественной жизни; поддержание цивилизованного порядка; борьба с преступностью; использование государственно-правовых средств для разрешения конфликтов между отдельными социальными группами, в том числе для устранения межнациональных конфликтов, экологическая функция и т.д. [13, с. 15].

Престиж государства, политической власти, ее поддержка населением (легитимность власти) непосредственно зависят от демократического содержания его функций, умения и желания считаться и учитывать в своей деятельности многообразные классовые, групповые, национально-этнические и другие социальные интересы, опираться на общечеловеческие ценности. Государство, откровенно попирающее права человека, игнорирующее его неотъемлемые, естественные права и свободы, осуществляющее репрессии в отношении своего народа или отдельных национальных групп, препятствующих контактам между людьми и организациями разных стран, не может считаться цивилизованным. Оно не вправе рассчитывать на нормальное сотрудничество с другими государствами, на благоприятное общественное мнение общества [30, с. 204].

«В деятельности цивилизованного, демократически организованного государства приоритетное значение приобретают общесоциальные начала, гуманистические и демократические принципы, разумное сочетание национальных и интернациональных элементов. Само же государство выступает как организация, представляющая общий интерес и управляющая обществом от его имени» [7, с. 12].

Из всего вышеизложенного можно выделить следующие задачи государства;


1) Учет и координация интересов различных групп населения, защита меньшинств;

2) Самосохранение общества и государства как единого целого;

3) Безопасность и укрепление общества и государства;

4) Правообразование и защита права;

5) Содействие экономическим, социальным и культурным интересам общества [15, с. 246].

Генеральная функция государства - реализация общих дел, обеспечивающих объективные предпосылки человеческого существования. К их числу, в частности, относятся:

- природные условия, обеспечение жизни, здоровья человека и нормативной среды его обитания;

- социально-культурные условия (общая свобода, доступ к культурным ценностям, образованию, свобода творчества);

- экономические условия (частная собственность, свобода выбора занятий и т.п.);

- политические условия (доступ к управлению делами общества, реализованное участием в нем, возможность влияния на применение политического решения, гласность и т.д.) [9, с. 11].

Таким образом, логически напрашивается вывод о том, что социальное назначение современного государства состоит в его разнообразной, широкой деятельности, направленной на решение не узкоклассовых задач, а задач, вытекающих из необходимости бесконфликтного существования общества.

3.2. Формы реализации социальных задач государства

В первые, социальное государство в России стало рассматриваться не так то и давно, лишь в 1993 году с принятием Конституции Российской Федерации [1].

Таким образом, появился пункт 1 в статье 7 Конституции РФ, который гласит, что Российская Федерация является социальным государством, задача которого - достижение общественного развития на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Государство призвано помогать слабому, влиять на распределение экономических благ, чтобы обеспечить каждому достойное существование [1].

Данный пункт Конституции РФ закрепил основу, для выделения главных социальных задач, выполнение которых является одним из приоритетных направлений государства на сегодняшний день. Для реализации данных задач необходимо формы и методы их осуществления государством. В данной выпускной квалификационной работе я бы хотел выделить две основных формы реализации социальных задач, стоящих перед государством:


- Правовая форма реализации социальных задач.

- Организационная форма реализации социальных задач [18, с. 42].

Правовая форма реализации социальных задач состоит из применения законодательных и нормативно-правовых актов, которые в свою очередь реализуются через социальную политику государства. Часть 2 статья 7 Конституции Российской Федерации говорит, что все граждане России независимо обладают правом на социальную защиту со стороны государства. Отношения между государством и обществом в области социальных отношений регулируются, например законами: ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и иные [29, с. 47].

Конституция РФ закрепила основу, для выделения главных социальных задач, выполнение которых является одним из приоритетных направлений государства на сегодняшний день. Для реализации данных задач необходимо формы и методы их осуществления государством. В науке выделяется множество таких форм, но в рамках данной выпускной квалификационной работы было рассмотрено две основных:

- Правовая форма реализации социальных задач.

- Организационная форма реализации социальных задач.

Правовая форма реализации социальных задач состоит из применения законодательных и нормативно-правовых актов, которые в свою очередь реализуются через социальную политику государства.

Принципами реализации для социальной политики государства являются:

1. Принцип поощрительности властными структурами с целью общественно-политического резонанса, на какие либо общественно значимые события, которые получили оценку общества, либо для поддержания государственных важных деяний принимаются решения, направленные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях - индивидов.

2. Принцип «заявительности». Социальная помощь оказывается гражданину, который нуждается в ней, при письменном обращении заявителя или лица, который предоставляет его интересы;

3. Принцип патернализма, который обозначает государственную опеку в отношении социально и экономически незащищенных слоев и групп населения [24, с. 18].

Для решения политики государства в области социальной защиты населения создаются различные министерства и ведомства, например, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, цель которого осуществлять социальную политику по государственной защите населения, реализации государственных социальных программ, а также в структуру Министерства включен Департамент социальной защиты, непосредственно занимающийся обеспечением деятельности Министерства по выработке государственной политики и нормативному регулированию в области социальной защиты населения и по оказанию государственных услуг в сфере социальной защиты [32, с. 96].