Файл: Понятие и классификация функций государства(Понятие и содержание государства).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВА
1.2. Государство как социальный институт
2. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1. Понятие, классификация и виды функций государства
2.2. Социальные функции Российской Федерации на современном этапе развития
3. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА
3.1. Социальное назначение современного государства
Важными направлениями политики государства, которые способствуют реализации социальных задач государства, прежде всего, обеспечивают социальную защиту населения, которые поддерживаются мерами, используемыми органами государства для создания и поддержания благоприятных условий жизни социально незащищенных слоев населения, улучшения законодательства в области социальной защиты и контроля за законностью правоприменения [11, с. 206].
Социальная защита граждан не способных трудиться включает следующие аспекты:
- лица постоянно проживающие в России имеют право на полное социальное обеспечение в независимости от расовой и религиозной принадлежности, социального статуса, пола, языка, места и иных обстоятельств;
- назначения пенсии по старости при утрате трудоспособности, при потере кормильца, в иных прописанных в законодательстве случаях независимо от того, в какой стране приобретено право на пенсионное обеспечение, а также выплату государственных пособий семьям, которые имеют детей;
- четкое исполнение законодательной регламентации пенсионного обеспечения, которые не при каких случаях не допускают задержку выплаты пенсий;
- осуществление мер по льготному пенсионному обеспечению инвалидов, а также мер, направленных на профилактику инвалидности;
- проживание в семье;
- сохранение денежных сбережений и ценных бумаг;
- интересы, связанные с имуществом;
- достойное обеспечение ритуальными услугами [18, с. 151].
В части 1 статье 38 Конституции говорится, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Россия обязуется заботиться о семье. «В настоящее время в РФ социальная политика пытается создать необходимые условия для достойного развития семьи». Переход семьи в позицию субъекта социальной политики предполагает существенное перераспределение прав и взаимной ответственности между семьей и государством. В то же время, исходя из прошлых лет законодательство нашей страны, как раз таки семья и является объектом. Принцип социальной защиты применяется лишь к неблагополучным семьям, материальная составляющая, которых ниже прожиточного уровня в стране установленного законодательством.
Государство, являясь своеобразным партнерам семьи, призвано участвовать в адаптации к изменяющимся социально-экономической ситуации, изменять данные условия, исходя из значимых интересов семьи.
В задачи социальной политики государства входят:
- социальная безопасность семьи;
- создания условия для реализации семьей своих основных функций;
- помощь адаптации семей к изменяющимся ситуациям, обеспечения условий нормального функционирования и самостоятельности, экономической независимости семей;
- создание благоприятной социальной системы обеспечения семьи;
- возрождения традиций семьи;
- социальные приоритеты обеспечения неблагополучных семей [5, с. 10].
Политика России в отношении семьи изменена и по своей сути представляет собой социальную защиту. Во время периода перехода от одной идеологии к другой главной составляющей семейной политики являлось выживание многих семей. Сейчас не достаточно развиты иные аспекты семейной политики государства, определяющие укрепления института семьи [33, с. 84].
Одним из важных приоритетов государства является программа «Здоровье», в рамках которой государство осуществляло такие задачи, как улучшения предоставляемых населению качества медицинской помощи, финансирование процесса внедрения технологий в медицину. Забота о здоровье граждан является первоочередной задачей органов власти. В рамках данного положения можно привести пример о том, что на территории России устанавливаются единый минимальный размер оплаты труда, продолжительность рабочей недели, установлен трудовым кодексом порядок отпуска, размеры пенсий, и иные услуги.
Осуществление конституционного права на социальное обеспечение может быть организовано в разных формах, которые принято разграничивать по таким признакам, как: круг обеспечиваемых; источники и способы формирования фондов для финансирования соответствующих мероприятий; виды обеспечения; условия и размеры обеспечения; органы, предоставляющие обеспечение [21, с. 119].
Основной гарантией социальной политики государства является признание правовой политики государства в области доходов граждан. Вследствие этого может быть создана система, которая обеспечит рост реальной доходов и зарплаты граждан. «Это обстоятельство способствует поднятию уровня жизни, ее качество и позволит признать реально действующее социальное государство», а так же юридическая гарантия в обеспечении социальной справедливости является судебная защита, которая тоже является составной частью правовой формы реализации социальных задач государства. Для осуществления судебной защиты особое значение приобретают специальные юридические, организационные, материальные и процессуальные механизмы, эффективное использование которых должно способствовать снижению субъективного, личного усмотрения судьи и обеспечивать законность и объективность судебного решения [34, с. 180].
Именно по уровню благосостояния населения страны, минимальной оплаты труда, материальной обеспеченности населения, можно судить о государстве социальное оно или же нет. Если да, то человек в таком государстве вправе требовать достойного существования, а также равенство всех граждан в независимости от каких, то ни было показателей.
Таким образом, целью правой формы реализации социальных задач государства является реализация в полном объеме социальной политики, которая направлена на удовлетворение социальных потребности общества, а в первую очередь индивида, как части этого общества. Государство оказывает поддержку населению в рамках данных правовых форм.
Наряду с правовыми широко используются различного рода организационные формы реализации социальных задач государства. Так же их можно назвать неправовыми формами деятельности государства.
Это деятельность, не требует полного и строгого правового регулирования. Она не связана с совершением юридически значимых действий (последние не влекут за собой правовых последствий). Организационные действия не нуждаются в издании специальных юридических актов и проводятся в порядке текущей, прежде всего управленческой, деятельности государства. Однако организационная деятельность осуществляется в рамках действующего законодательства, а правом здесь регламентируется лишь общая процедура совершения действий [10, с. 215].
Организационные формы деятельности государственных органов по осуществлению социальных функций государства подразделяются:
- на организационно-регламентирующие;
- организационно-хозяйственные;
- организационно-идеологические [18, с. 110].
Организационно-регламентирующая деятельность является оперативной организационная работой по решению тех или иных конкретных социальных задач (текущая деятельность государственных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанных с выполнением социальных задач).
Организационно-хозяйственная деятельность выступает как оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения социальных государственных функций.
Организационно-идеологическая деятельность является повседневной разъяснительной, воспитательной работой по обеспечению выполнения социальных функций.
Не следует смешивать организационные формы (неправовые формы) с действиями соответствующих должностных лиц вопреки праву. Такого рода действия могут осуществляться с помощью насилия, угроз, вне сферы права. В демократических государствах достижение целей с помощью таких средств недопустимо [21, с. 216].
Однако это не означает, что государство не может применять принуждение в своей деятельности. При реализации своих как социальных, так и остальных функций государство использует различные методы: убеждения, принуждения, поощрения, наказания.
Таким образом, Конституция РФ закрепила основу, для выделения главных социальных задач, выполнение которых является одним из приоритетных направлений государства на сегодняшний день. Для реализации данных задач необходимо формы и методы их осуществления государством. В науке выделяется множество таких форм, но в рамках данной выпускной квалификационной работы было рассмотрено две основных:
- Правовая форма реализации социальных задач.
- Организационная форма реализации социальных задач [20, с. 9].
Правовая форма реализации социальных задач состоит из применения законодательных и нормативно-правовых актов, которые в свою очередь реализуются через социальную политику государства.
Наряду с правовыми широко используются различного рода организационные формы реализации социальных задач государства. Так же их можно назвать неправовыми формами деятельности государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конституция РФ закрепила основу, для выделения главных социальных задач, выполнение которых является одним из приоритетных направлений государства на сегодняшний день. Для реализации данных задач необходимо формы и методы их осуществления государством. В науке выделяется множество таких форм, но в рамках данной выпускной квалификационной работы было рассмотрено две основных:
- Правовая форма реализации социальных задач.
- Организационная форма реализации социальных задач.
Правовая форма реализации социальных задач состоит из применения законодательных и нормативно-правовых актов, которые в свою очередь реализуются через социальную политику государства.
Возникновение тех или иных функций государства, его социальная сущность зависит от специфики исторического этапа развития общества. Конкретно-исторические условия определяют перечень и содержание функций государства, их приоритет и значимость, а так же и его социальную сущность. Эволюция функций государства сочетает в себе тенденции преемственности и обновления.
Подводя итоги проделанной работы, логически необходимо сделать некоторые выводы:
1. Сложились два основных подхода к трактовке сущности любого государства.
Первый подход, так называемый классовый, состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого господствующего класса всему обществу. Сущность данного подхода составляют господство экономической элиты и организованное насилие в отношении других классов общества.
Второй подход исходит из общесоциальной сущности государства, то есть его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса.
Несмотря на противоположность двух указанных подходов к сущности государства, они не исключают друг друга. Следовательно, любое государство обладает двойственной сущностью и в нем присутствуют и черты классовости и черты общесоциальности, приверженности общечеловеческим идеалам.
2. Деятельность государства, при рассмотрении его в качестве социального института определяется разработкой и применением специфического набора социальных и правовых норм и предписаний, регулирующих поведение различных сообществ и людей, интеграцией других социальных институтов в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, созданием материальных средств и условий, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность всех структур общества, созданием основ для осуществления устойчивых связей и отношений в рамках социальной организации общества.
3. В юридической литературе нет единства мнений в отношении понятия «функция государства». Наиболее распространено понимание функции государства как основного (главного) направления его деятельности, в котором выражается сущность и социальное назначение государства. На основе множества мнений различных ученых, выделяется понятие, функция государства - это обусловленная сущностью государства его способность к деятельности в определенном направлении, реализуемая при соответствующих условиях в целях решения задач, стоящих перед ним.
До настоящего времени в юридической литературе вопрос о классификации функций государства тоже остается дискуссионным. В основу классификации функций государства должны быть положены наиболее существенные признаки, имеющие объективный характер и содействующие упорядочению материала сообразно его внутренней связи. В теории государства наиболее распространено и признаваемо членение функций (по направленности) на внутренние и внешние, т.е. на определение деятельности государства по отношению к обществу, особой организацией которого и является государство (внутренняя функция), и по отношению к другим государственно организованным обществам, другим государством (внешняя функция).