Файл: Понятие и классификация функций государства(Понятие и содержание государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития огромное влияние на функции и социальную сущность государства оказывают новые условия и проблемы современной жизнедеятельности общества - демографические, сырьевые и иные глобальные проблемы, которые в том числе включают в себя вопросы экологии, ядерного вооружения и т.д. Но учитывая все новые проблемы, необходимо сохранять и то позитивное, что было накоплено и наработано в этой области на предыдущем этапе.

Актуальность данной темы курсовой работы обуславливается, прежде всего, стремлением дать ответ на вопрос, как данные новые условия и проблемы жизнедеятельности общества отразились на таком понятии как «функции государства» и его социальном назначении.

Вопросы о государстве, его социальном назначении и его функциях всегда относились к числу основополагающих и дискуссионных и в обществе и в теории государства и права, поскольку вопросы социального назначения государства прямо и непосредственно затрагивает интересы различных слоев и классов. Это так же обуславливает актуальность рассматриваемой темы в рамках исследования по теории государства и права.

Конституция РФ закрепила основу, для выделения главных социальных задач, выполнение которых является одним из приоритетных направлений государства на сегодняшний день. Для реализации данных задач необходимо формы и методы их осуществления государством. В науке выделяется множество таких форм, но в рамках данной выпускной квалификационной работы было рассмотрено две основных:

- Правовая форма реализации социальных задач.

- Организационная форма реализации социальных задач.

Правовая форма реализации социальных задач состоит из применения законодательных и нормативно-правовых актов, которые в свою очередь реализуются через социальную политику государства.

Предметом данного исследования выступают общественные отношения в части реализации функций государства, его деятельность в осуществлении данных функций, а так же общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования проявления социального назначения государства.

Объект исследования представленной работы - функции государства в современный период времени, их значение, а так же непосредственно социальное назначение современного государства.

Цель данной курсовой работы - наиболее полное раскрытие понятия функций современного государства, освещение их назначения и освещение такого немаловажного вопроса, как социальное назначение государства.


Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

1) раскрыть сущность государства;

2) дать характеристику государства как социального института;

3) рассмотреть понятие функций государства;

4) изучить социальные функции государства на современном этапе развития;

5) проанализировать социальную основу государства

6) рассмотреть механизм реализации социальных задач государства.

Степень разработанности проблемы. Комплексный характер и многоаспектность темы данного исследования предполагают обращение к различным отраслям юридической науки по вопросам функций государства и его социального назначения.

Общетеоретическими источниками курсовой работы послужили труды С.С. Алексеева, М.И. Байтина, А.Б. Венгерова, А.И. Денисова, Л.И. Загайнова, Л.И. Каска, A.A. Кененова, H.A. Кузнецова, С.А. Комарова, В.М. Корельского, Б.П. Курашвили, В.В. Лазарева, Т.Н. Радько, В.В. Лунева, Н.И. Матузова, A.B. Малько, Л.А. Морозовой, B.C. Нерсесянца, B.C. Петрова, М.И. Пискотина, И.С. Самощенко, В.И. Черноголовкина, Н.П. Фарберова, В.М. Чхиквадзе и др.

Социальное назначение государства рассматривались в монографиях и статьях таких теоретиков, как: Ю.А. Агешин, К.С. Гаджиев, A.A. Миголатьев, О.Ю. Рыбаков, Ф.Ф. Фаткуллин и др. (политическая функция); В.А. Владимиров, A.B. Клименко, С.И. Нефедов, Э.В. Талапина, В.Л. Тамбовцев, Е.В. Фомицкий, Б.Ю. Цивадзе, В.П. Шкредов и др.

Так же данная курсовая работа выполнена с использованием нормативно-правовых актов, применяемых при реализации функций государства и осуществлении социального назначения государства, в т.ч. Конституции Российской Федерации, учебной литературы для юридических вузов. При всем объеме и разнообразии литературы по теории государства и права, я отдал предпочтение учебникам, написанным под руководством Н.И. Матузова и А.В. Малько, В.М. Корельского и В.Д. Перевалова.

Метοдοлοгическοй οснοвοй данной курсовой работы являются οбщенаучные, рот частнοнаучные, рот специальные метοды пοзнания - системнο-структурный, сравнительнο-правοвοй. В хοде исследοвания также испοльзοваны οбщелοгические метοды пοзнания (анализ, синтез, οбοбщение).

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, трех глав (основной части), которые объединяют шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.

1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВА


1.1. Сущность государства

Сущность государства - это совокупность наиболее важных характеристик, устойчивых связей и внутренних закономерностей, присущих такому социальному явлению как государство [12, с. 9].

Государство представляет собой сложное явление. В научной литературе государство принято трактовать либо в широком, либо в узком смыслах. При этом под государством в широком смысле понимается определенным образом организованное общество (государственно организованное общество), а под государством в узком смысле - определенная организация, управляющая обществом.

Пиголкин А.С. выделяет два подхода к сущности государства: общесоциальный и классовый [34, с. 102].

С точки зрения классового подхода сущность государства в том, что оно есть машина для подавления угнетенных классов, навязывания им воли господствующего класса. Этот подход верно характеризовал сущность ряда исторических типов государства (рабовладельческого, феодального, буржуазного), однако на определенном этапе развития сущностные характеристики государства изменились; данный подход не может объяснить сущность современных государств.

С точки зрения общесоциального подхода, государство - средство достижения консенсуса, компромисса в обществе. Оно должно принять меры для предотвращения, сглаживания возможных конфликтов, противоречий между различными слоями, группами населения [4, с. 80].

Современное общество неоднородно по своему составу, оно включает в себя различные слои, группы, интересы которых различны, но не взаимоисключаемы. Для государства с классовой сущностью характерно наличие классов, интересы которых антагонистичны, взаимно исключают друг друга. Для современного общества характерно наличие различных социальных групп, интересы которых могут быть удовлетворены параллельно, не в ущерб другим социальным слоям. Задача современного государства – найти возможности для максимально полного удовлетворения интересов всех социальных групп, не допуская противоречий между ними.

В сущности любого государства присутствуют и классовый, и общесоциальный аспекты. На определенном этапе исторического развития доминирующим становится либо классовое, либо общесоциальное проявление сущности государства [22, с. 79].

Конституция РФ закрепила основу, для выделения главных социальных задач, выполнение которых является одним из приоритетных направлений государства на сегодняшний день. Для реализации данных задач необходимо формы и методы их осуществления государством. В науке выделяется множество таких форм, но в рамках данной выпускной квалификационной работы было рассмотрено две основных:


- Правовая форма реализации социальных задач.

- Организационная форма реализации социальных задач.

Правовая форма реализации социальных задач состоит из применения законодательных и нормативно-правовых актов, которые в свою очередь реализуются через социальную политику государства.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что сложились два основных подхода к трактовке сущности любого государства.

Сущность государства проявляется в трех моментах, называемыми сущностными характеристиками государства. Ими являются [7, с. 84]:

1. Государственная власть;

2. Суверенитет;

3. Политический режим государства.

Смысл любого государства сводится к тому, чтобы осуществлять власть в обществе. Власть - это реальная возможность проводить в жизнь свою волю, подчинять своей воле волю других субъектов. Коротко говоря, сущность государства - это есть организация власти в обществе. Однако охарактеризовать сущность государства только через категорию власти будет недостаточным. Эта власть дополняется другими важнейшими характеристиками: суверенностью, которая определяет качественную специфику государственной власти, и политическим режимом, который отражает средства и методы осуществления этой власти. Только совокупность этих характеристик позволяет полностью раскрыть сущность государства [13, с. 15].

Понятия «государственная власть» и «государство» очень часто отождествляют, не проводя между ними никакого различия [14, с. 18]. В то же время эти понятия нужно различать, так как за ними стоят хоть и взаимосвязанные, но все же разные явления.

В отечественной науке вопрос о соотношении государственной власти и государства относится к числу малоисследованных и не имеет однозначного решения. Например, одни ученые отождествляют государственную власть и государство, исходя из того, что государственная власть как бы материализуется в органах государства и ими представлена [29, с. 213]. Другие полагают, что государственная власть и государство соотносятся как содержание и форма, где власть является содержанием, а государство формой [31, с. 10]. Третьи рассматривают государственную власть в качестве признака государства. Четвертые считают, что государство - это средство осуществления государственной власти. Пятые предлагают проводить соотношение государственной власти и государства с учетом того, что понимается под государством [5, с. 81].

Последний подход представляется наиболее предпочтительным, так как соотношение государственной власти и государства действительно будет зависеть от того, что мы будем понимать под государством.


Говоря о соотношении государственной власти и государства в широком смысле, государственную власть следует рассматривать в качестве неотъемлемой принадлежности государства, его важнейшего признака, потому что государство в широком смысле - это политико-территориальный союз людей, управляемый государственной властью и находящийся под ее защитой.

Государство же (в узком смысле) будет представлять собой единство содержания (государственной власти) и формы (органов, в которых выражена государственная власть) [30, с. 125].

Суверенитет - неотъемлемое свойство государственной власти; именно он отличает государственную власть от всяких иных видов власти.

Суверенитет это политико-правовое свойство государственной власти, которое выражает ее верховенство внутри страны и независимость от всякой иной власти за пределами страны [31, с. 207].

Суверенитет имеет внутреннюю и внешнюю стороны (или, соответственно, внутренний и внешний суверенитет). Внутренний суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны, ее независимость от всякой иной власти внутри страны (власти политических партий, общественных организаций и т.д.). Внутренняя сторона суверенитета выражается в следующих свойствах государственной власти (т.е. именно благодаря наличию этих качеств государственная власть обладает верховенством):

- универсальность;

- прерогатива;

- наличие особых средств для передачи своих велений (право, законодательство);

- наличие особых средств воздействия на население, каких нет ни у какой иной власти (правосудие, армия) [10, с. 8].

Внешний суверенитет - это независимость государственной власти от всякой иной власти за пределами страны. Внешняя сторона суверенитета выражается в следующих характеристиках:

- государственная власть способна самостоятельно проводить в жизнь внешнюю политику, строить взаимоотношения с другими государствами;

- никто не вправе вмешиваться во внутренние дела государства;

- государство вправе по своему усмотрению создавать межгосударственные объединения, вступать в уже существующие объединения, а также обладает правом свободного выхода из межгосударственных союзов;

- государство обеспечивает собственную территориальную целостность и неприкосновенность;

- государство вправе по своему усмотрению вступать в экономические, культурные, иные связи с другими государствами и др.

Суверенитет современных государств самоограничивается, исходя из необходимости соблюдения естественных и неотчуждаемых прав человека, а также - международных договоров [32, с. 58].