Файл: Понятие и классификация функций государства(Понятие и содержание государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В современной научной литературе приводится немало определений политического режима. Одним из наиболее удачных, представляется вариант, предложенный видным французским политологом Ж. Л. Кермонном: «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти в данной стране на определенный период» [27, с. 9].

Достаточно полно раскрывают сущность рассматриваемого явления и авторы энциклопедического словаря по политологии: «Политический режим - совокупность характерных для определенного типа государства политических отношений, применяемых властями средств и методов, сложившихся отношений государственной власти и общества, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культуры» [12, с. 65].

Конституция РФ закрепила основу, для выделения главных социальных задач, выполнение которых является одним из приоритетных направлений государства на сегодняшний день. Для реализации данных задач необходимо формы и методы их осуществления государством. В науке выделяется множество таких форм, но в рамках данной выпускной квалификационной работы было рассмотрено две основных:

- Правовая форма реализации социальных задач.

- Организационная форма реализации социальных задач [32, с. 11].

Правовая форма реализации социальных задач состоит из применения законодательных и нормативно-правовых актов, которые в свою очередь реализуются через социальную политику государства.

Приведенные определения показывают, что политический режим - это сложная, многоплановая категория, охватывающая своим объемом целый ряд динамических аспектов политической жизнедеятельности общества. Данным обстоятельством и объясняется возможность классификации политических режимов по самым разным критериям. Так, например, в соответствии с принципом разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти можно выделить режим слияния властей и режим разделения властей; по статусу и роли армии в обществе - военный и гражданский режимы и т.д.

Конституция РФ закрепила основу, для выделения главных социальных задач, выполнение которых является одним из приоритетных направлений государства на сегодняшний день. Для реализации данных задач необходимо формы и методы их осуществления государством. В науке выделяется множество таких форм, но в рамках данной выпускной квалификационной работы было рассмотрено две основных:


- Правовая форма реализации социальных задач.

- Организационная форма реализации социальных задач [18, с. 5].

Правовая форма реализации социальных задач состоит из применения законодательных и нормативно-правовых актов, которые в свою очередь реализуются через социальную политику государства.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что сложились два основных подхода к трактовке сущности любого государства.

Первый подход, так называемый классовый, состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого господствующего класса всему обществу. Сущность данного подхода составляют господство экономической элиты и организованное насилие в отношении других классов общества.

Второй подход исходит из общесоциальной сущности государства, то есть его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса.

Несмотря на противоположность двух указанных подходов к сущности государства, они не исключают друг друга. Следовательно, любое государство обладает двойственной сущностью и в нем присутствуют и черты классовости и черты общесоциальности, приверженности общечеловеческим идеалам.

1.2. Государство как социальный институт

Рассмотрение государства в качестве социального института предполагает обращение к междисциплинарной отрасли научного познания, в которой ведущие позиции занимает социологическая методология. Так, с точки зрения основателя социологии, французского ученого О. Конта, социальный институт - это механизм обеспечения в обществе солидарности и согласия. По мнению исследователя, «для новой науки порядок всегда составляет условие прогресса и обратно, прогресс является необходимой целью порядка» [6, с. 120]. О. Конт рассматривал основные социальные институты (семью, государство, религию) с позиций их включения в процессы социальной интеграции и выполняемых при этом функций [19, с. 4].

Социальный институт занимает важное положение в любой социальной системе, так как его функциональный объем позволяет, прежде всего, обеспечивать стабильность, предсказуемость и преемственность в развитии социума. Основное преимущество социального института по сравнению с другими социальными структурными элементами проявляется в упорядочивании социальных действий и взаимодействий, придании предсказуемого, прогнозируемого характера ключевым социальным процессам.


С точки зрения исследователей, стабильность социума едва ли не в первую очередь определяется его стандартизацией. В связи с этим социальные институты в качестве одной из основных целей предполагают стандартизацию, упорядочивание действий и взаимодействий, основных социальных процессов. В свое время А. Радклиф-Браун указывал: «…я бы определил социальную функцию социально стандатизированного образа действия или образа мышления как его отношение к социальной структуре, в существование и продолжительность которой он вносит некий вклад» [10, с. 108].

И.М. Дзялошинский считает, что именно совокупность базовых институтов, определяющих основные формальные и неформальные нормы и правила жизнедеятельности людей, формирует институциональную матрицу, которая определяет спектр возможных траекторий развития общества [27, с. 86].

В центре внимания исследователей зачастую оказывается социальный институт государства, занимающий уникальное положение в обществе, функционально-ролевой запас которого обладает неповторимым своеобразием. Между тем институт государства охватывает не только политическую, но и другие сферы общественной жизни: социальную, духовную, экономическую. Именно поэтому представляет большую сложность локализация сферы социального института государства применительно к современной социальной системе, находящейся в стадии масштабных трансформаций [5, с. 27].

На данный момент развития главный носитель политической власти в обществе - государство. Опираясь на право и закон, государство осуществляет принудительное регулирование и контроль над социальными процессами с целью обеспечения нормального и стабильного функционирования общества [24, с. 160].

Государство является одним из основополагающих социальных институтов современного общества. В этом качестве государство организует политическую жизнь в систему статусов, ролей и санкций. Будучи системой, исторически сложившихся социальных установлений, оно влияет и на остальные сферы общественной жизни.

Исходя из этого можно выделить признаки государства как социального института:

- наличие власти в виде системы государственных органов, учреждении и организаций.

- деятельность особых механизмов этой власти в ходе реализации социальных функций государства.

- сложившаяся система правовых норм и установлений, санкционированных политической властью.

- наличие отграниченной территории, определенных пространственных рамок распространения власти [31, с. 50].


Конституция РФ закрепила основу, для выделения главных социальных задач, выполнение которых является одним из приоритетных направлений государства на сегодняшний день. Для реализации данных задач необходимо формы и методы их осуществления государством. В науке выделяется множество таких форм, но в рамках данной выпускной квалификационной работы было рассмотрено две основных:

- Правовая форма реализации социальных задач.

- Организационная форма реализации социальных задач [17, с. 5].

Правовая форма реализации социальных задач состоит из применения законодательных и нормативно-правовых актов, которые в свою очередь реализуются через социальную политику государства.

Рассматривая государство как социальный институт, необходимо понимать его сложность и структурную расчлененность. В структуре государства действует целый ряд социальных институтов, с которыми люди постоянно соприкасаются в своей жизни: институты народного представительства, осуществляющие в стране публичную власть. В России это институты Государственной думы, президентства, муниципального самоуправления, глав администраций и др. [25, с. 161].

Таким образом, деятельность государства, при рассмотрении его в качестве социального института определяется разработкой и применением специфического набора социальных и правовых норм и предписаний, регулирующих поведение различных сообществ и людей, интеграцией других социальных институтов в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, созданием материальных средств и условий, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность всех структур общества, созданием основ для осуществления устойчивых связей и отношений в рамках социальной организации общества.

2. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

2.1. Понятие, классификация и виды функций государства

В юридической литературе нет единства мнений в отношении понятия «функция государства». Наиболее распространено понимание функции государства как основного (главного) направления его деятельности, в котором выражается сущность и социальное назначение государства. Так, Н.В. Черноголовкин в своей работе «Теория функций социалистического государства» отмечает следующее: «Разумеется, отдельные определения функций государства имеют особенности и различия в частностях. Однако они совпадают в главном – в понимании функций государства как основных направлений в содержании его деятельности, определяемых задачами государства» [13, с. 78].


Из данной формулировки следует, что деятельность государства «расчленяется на определенные стороны, направления, каналы, по которым «растекается» политика государства. При этом «правильный подход при анализе функций любого государства заключается в том, что при установлении его функций необходимо выявлять не все направления его деятельности, а только такие из них, без которых данное государство на данном историческом этапе либо на всем протяжении своего развития обойтись не может. Таким образом, подчеркивается, что термин «функция государства» обозначает лишь основные, главные направления деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение [28, с. 9].

Есть и иные подходы к пониманию функции государства. При этом аргументация, почему не следует рассматривать функции государства как направления его деятельности, у разных исследователей неодинакова. Так, например, Д.Ю. Цивалидзе отмечает, что, если «функции - это только направления деятельности государства, то можно говорить лишь о сохранении или направлений, но не о развитии функций, а, следовательно, «более правильно» рассматривать функции государства как элементы содержания его многогранной деятельности, ибо только при таком подходе, на его взгляд, уместно говорить о развитии функций государства» [11, с. 108].

Учитывая все вышеизложенное, можно сформулировать следующее определение: функция государства - это обусловленная сущностью государства его способность к деятельности в определенном направлении, реализуемая при соответствующих условиях в целях решения задач, стоящих перед ним.

Классификация функций государства имеет особое значение, т.к. она служит не только средством систематизации, но и предпосылкой научного анализа изучаемого объекта. До настоящего времени в юридической литературе вопрос о классификации функций государства остается дискуссионным. В основу классификации функций государства должны быть положены наиболее существенные признаки, имеющие объективный характер и содействующие упорядочению материала сообразно его внутренней связи.

В юридической науке существует множество классификаций функций государства. Это объясняется различными классификационными критериями. В качестве оснований классификации нередко избираются объекты и сферы государственной деятельности, территориальный масштаб, способ государственного воздействия на общественные отношения и т.д. [27, с. 39]

В рамках данной работы можно выделить следующую классификации функций государства по следующим основаниям: