Файл: Понятие и классификация функций государства(Понятие и содержание государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, сотрудничество государств обусловлено взаимозависимостью всех стран мира и признанием человеческих ценностей в качестве главных ориентиров в межгосударственном общении.

Однако на международной арене наблюдаются не только сотрудничество, но и соперничество государств, которое определяется уровнем их конкурентоспособности. Следовательно, констатируя возросшие возможности для сотрудничества государств в различных сферах нельзя в то же время отрицать взаимоисключающих интересов, противоречивую сложность современного мира [18, с. 154].

В функциях современных государств и их развитии можно отметить следующие тенденции:

1) расширение функций государств, сферы охвата государственным влиянием жизни общества. При этом некоторые функции перерастают внутригосударственную значимость (экологическая, охраны и защиты прав человека) и приобретают одновременно внешние аспекты;

2) кардинальное изменение содержания многих функций, что обусловлено целью формирования новой демократической государственности;

3) утверждение приоритета общесоциального, гуманистического начала в функционировании государства;

4) возрастание национальной и социальной ценности государства, что определяется тем, что оно является источником устойчивого правопорядка и безопасности общества, главным защитником прав и свобод человека; выступает арбитром в социальных, в том числе национальных, конфликтах; обладает уникальными средствами управления; формирует правовой климат в обществе [12, с. 174].

Конституция РФ закрепила основу, для выделения главных социальных задач, выполнение которых является одним из приоритетных направлений государства на сегодняшний день. Для реализации данных задач необходимо формы и методы их осуществления государством. В науке выделяется множество таких форм, но в рамках данной выпускной квалификационной работы было рассмотрено две основных:

- Правовая форма реализации социальных задач.

- Организационная форма реализации социальных задач.

Правовая форма реализации социальных задач состоит из применения законодательных и нормативно-правовых актов, которые в свою очередь реализуются через социальную политику государства [18, с. 5].

Таким образом, обобщая все вышесказанное, напрашивается вывод о том, что в юридической литературе нет единства мнений в отношении понятия «функция государства». Наиболее распространено понимание функции государства как основного (главного) направления его деятельности, в котором выражается сущность и социальное назначение государства. На основе множества мнений различных ученых, выделяется понятие, функция государства – это обусловленная сущностью государства его способность к деятельности в определенном направлении, реализуемая при соответствующих условиях в целях решения задач, стоящих перед ним.


До настоящего времени в юридической литературе вопрос о классификации функций государства остается дискуссионным. В основу классификации функций государства должны быть положены наиболее существенные признаки, имеющие объективный характер и содействующие упорядочению материала сообразно его внутренней связи. В теории государства наиболее распространено и признаваемо членение функций (по направленности) на внутренние и внешние, т.е. на определение деятельности государства по отношению к обще-ству, особой организацией которого и является государство (внутренняя функ-ция), и по отношению к другим государственно организованным обществам, другим государством (внешняя функция).

2.2. Социальные функции Российской Федерации на современном этапе развития

Конституция РФ закрепила основу, для выделения главных социальных задач, выполнение которых является одним из приоритетных направлений государства на сегодняшний день. Для реализации данных задач необходимо формы и методы их осуществления государством. В науке выделяется множество таких форм, но в рамках данной выпускной квалификационной работы было рассмотрено две основных:

- Правовая форма реализации социальных задач.

- Организационная форма реализации социальных задач.

Правовая форма реализации социальных задач состоит из применения законодательных и нормативно-правовых актов, которые в свою очередь реализуются через социальную политику государства [18, с. 5].

Социальная функция государства многообразна по своему содержанию. Ее главное назначение обеспечить занятость трудоспособного населения и осуществить социальную защиты тех, кто нуждается в государственной поддержке, а также обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении.

Социальная функция включает в себя государственную политику в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. Именно поэтому данная функция занимает особое положение в системе внутренних функций государства. Сегодня социальная функция наполнилась новым содержанием, что связано с движением России к социальному правовому государству.

Что касается нашего государства, то можно говорить о том, что Российская Федерации стремится стать социальным государством, политика которого имеет ярко выраженную социальную направленность, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации [30, с. 71]. Причем если говорить о субъекте ее исполнения в современной России, то следует сказать, что доминирующую роль здесь играют именно публично-властные структуры, а не институты гражданского общества, которые в нашей стране не получили пока большого распространения и общественной значимости [14, с. 96].


Сегодня в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность [15, с. 119].

Для развития социальной сферы государство в большинстве случаев использует бюджетные средства, предварительно закладывая и распределяя средства на те или иные социальные программы, функционирование образовательных и медицинских учреждений и т. п. Для более грамотного, эффективного и целенаправленного использования этих средств следует усилить бюджетный контроль, а следовательно, усовершенствовать систему государственного финансового контроля. Кроме этого, государство должно принимать меры по расширению источников финансирования социальных услуг за счет внебюджетных средств.

Конституция РФ закрепила основу, для выделения главных социальных задач, выполнение которых является одним из приоритетных направлений государства на сегодняшний день. Для реализации данных задач необходимо формы и методы их осуществления государством. В науке выделяется множество таких форм, но в рамках данной выпускной квалификационной работы было рассмотрено две основных:

- Правовая форма реализации социальных задач.

- Организационная форма реализации социальных задач.

Правовая форма реализации социальных задач состоит из применения законодательных и нормативно-правовых актов, которые в свою очередь реализуются через социальную политику государства [6, с. 217].

Для современной России в современных условиях требуется некоторое обновление социальной функции государства, что необходимо главным образом для установления разумного справедливого соотношения интересов различных социальных групп с интересами общества в целом. Социальная государственная функция современной России должна обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве материальных благ.

Практическое формирование социальной функции и ее эволюция должны основываться на базе отраслевого анализа, а также на базе философского, социологического, эмпирического подходов. Данная проблема должна подпитываться результатами научных исследований, полученными специалистами различных отраслей права, социологов и политологов, результаты которых затем должны адаптироваться к государственно-функциональным аспектам социального программирования, также должен учитываться исторический опыт социальных реформ, международный опыт государственного функционирования в социальной сфере [25, с. 90].


В современной России социальная функция реализуется в основном через государственно-организованную деятельность, которая осуществляется путем оказания социальной услуги и административной услуги. Социальную услугу могут оказывать органы, учреждения и предприятия публично-властные (так, например, образовательную услугу может оказать государственное образовательное учреждение - государственный вуз) и структуры гражданского общества (ту же образовательную услугу может оказать и негосударственный вуз). А вот административную услугу (например, перераспределение доходов путем финансирования льгот и компенсационных выплат из государственного бюджета) оказывают публично-властные структуры, этот аспект решения социальных проблем находится исключительно в их компетенции.

Конституция РФ закрепила основу, для выделения главных социальных задач, выполнение которых является одним из приоритетных направлений государства на сегодняшний день. Для реализации данных задач необходимо формы и методы их осуществления государством. В науке выделяется множество таких форм, но в рамках данной выпускной квалификационной работы было рассмотрено две основных:

- Правовая форма реализации социальных задач.

- Организационная форма реализации социальных задач [17, с. 4].

Правовая форма реализации социальных задач состоит из применения законодательных и нормативно-правовых актов, которые в свою очередь реализуются через социальную политику государства.

Таким образом, выявляются различия между социальной услугой и административной услугой, хотя и то и другое является государственно-организованной деятельностью. Социальные услуги оказывают и институты гражданского общества, и органы публичной власти одновременно, по сути, являясь инструментом реализации социальной деятельности. Социальная функция, независимо от того, реализуется она через социальную услугу или через административную услугу, осуществляется в той или иной форме на любом этапе его развития. Необходимо остановиться на структуре социальной функции государства. Это образование, здравоохранение, художественная культура, пенсионное обеспечение [15, с. 46].

В структуре социальной функции государства можно выделить следующие элементы: граждан (налогоплательщиков); местные органы публичной власти; региональные органы публичной власти; центральные органы публичной власти и государство в целом.

Конституция РФ закрепила основу, для выделения главных социальных задач, выполнение которых является одним из приоритетных направлений государства на сегодняшний день. Для реализации данных задач необходимо формы и методы их осуществления государством. В науке выделяется множество таких форм, но в рамках данной выпускной квалификационной работы было рассмотрено две основных:


- Правовая форма реализации социальных задач.

- Организационная форма реализации социальных задач [17, с. 4].

Правовая форма реализации социальных задач состоит из применения законодательных и нормативно-правовых актов, которые в свою очередь реализуются через социальную политику государства.

В сфере образования реализаторами социальной функции в виде образовательной услуги могут быть граждане, местные органы публичной власти, региональные органы публичной власти, центральные органы публичной власти. Так, имеют место частные дошкольные учреждения, частные школы, частные колледжи, организованные гражданами (налогоплательщиками). Причем в этом случае граждане могут быть одновременно и учредителями вышеуказанных учреждений, и получателями образовательной услуги одновременно. Муниципальные дошкольные учреждения, муниципальные школы - это традиционная норма российской жизни. Региональные органы публичной власти также могут стать учредителями образовательных учреждений и оказывать образовательные услуги населению. Центральные органы публичной власти также становятся либо учредителями от лица государства, либо от собственного лица [21, с. 100].

Качество образовательной услуги различается в государственных и негосударственных учреждениях. Для современной российской действительности характерны следующие моменты: на уровне дошкольного воспитания и школьного образования частная услуга в подавляющем большинстве случаев преобладает по качеству над муниципальной и государственной услугой. А вот на уровне начального профессионально-технического обучения и колледжей она сегодня только начинает претерпевать изменения в сторону смещения ролевой активности в пользу частных и корпоративных структур. На уровне высшего профессионального образования частная услуга иногда уступает государственной, но, видимо, это всего лишь вопрос времени. И в ближайшее десятилетие (если не в более короткие сроки) ситуация изменится и в сфере высшего образования.

Таким образом, образовательная услуга не является сферой исключительно публично-властных структур. Она может оказываться, и ее оказывают и частные лица, и корпорации [21, с. 17].

В сфере здравоохранения можно проследить аналогичную ситуацию. Здесь также в роли реализаторов осуществления социальной услуги выступают и граждане, и местные органы публичной власти, и региональные и центральные органы публичной власти. Муниципальные лечебные и поликлинические учреждения, аналогичные учреждения публичной власти на региональном и центральном уровнях - это традиционные, привычные с советских времен учреждения [8, с. 203].