Файл: Личность и ее формирование в младшем школьном возрасте (Общее понятие о личности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 716

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особо щепетильная детализация – скованность, педантичность.

Принятие задания с минимальным протестом – хорошее начало, за которым следует усталость и прерывание рисования.

Описание дерева

Земля опускается к правому краю листа – упадок сил, недостаточность стремлений.

Корни меньше ствола – тяга к спрятанному, закрытому. Корни равны стволу – более сильное любопытство, уже представляющее проблему.

Круглая крона – экзальтированность, эмоциональность. Круги в листве – поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувства покинутости и разочарования.

Закрытая листва – охрана своего внутреннего мира детским способом. Зачернение, штриховка – напряжение, тревожность.

Заштрихованный ствол – внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность. Линии ствола прямые – ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах. Ствол расширяется книзу – поиск надежного положения в своем кругу. Три четверти листа – хорошее приспособление к среде. Лист использован целиком – хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться. Высота листа 6/8 – высота листвы находится в прямой зависимости от интеллектуального развития и духовных интересов Земля изображена несколькими различными чертами – действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале. Несколько совместных линий, изображающих землю и касающихся края листа – спонтанный контакт, внезапное удаление, импульсивность, капризность.

Первым нарисован дом, что говорит о том, что на первом месте – безопасность, успех

Характеристика рисунка Валерия У. (9 лет).

На выполнение работы затрачено 30 минут. Рисовала с увлечением и удовольствием. Рисунок выполнялся последовательно: вначале дом, затем дерево и человек.

Описание дома

Дом вблизи – открытость, доступность и (или) чувство теплоты и гостеприимства. Изображение двух стен с акцентированным горизонтальным изменением свидетельствует о плохой ориентировке во времени, чувства давления со стороны, имеются серьёзные тенденции отчуждения и оппозиции.

Двери очень большие – чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью.

Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок – отсутствие стремления скрывать свои чувства.

Окна закрытые (занавешенные). Озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта).


Крыша, тонкий контур края – переживание ослабления контроля фантазии.

Отсутствие трубы – субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома.

Рисунок выполнен в черном, зелёном, оранжевом цветах.

Цвет черный – застенчивость, пугливость.

Цвет зеленый – потребность иметь чувство безопасности, оградить себя от опасности. Это положение является не столь важным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева или крыши дома.

Цвет оранжевый – комбинация чувствительности и враждебности.

Дом изображён в двухмерной перспективе, что говорит о чрезмерной озабоченности мнением окружающих о себе.

Рисунок расположен в центре листа с использованием прямых контуров штрихов, что свидетельствует о незащищённости и ригидности. Потребность заботливого контроля ради сохранения психического равновесия.

Описание человека

Голова большая – неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека.

Длинная тонкая шея – торможение, регрессия.

Плечи покатые – уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности.

Лицо подчеркнуто – сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом. Подведенные глаза – грубость, черствость. Волосы сильно заштрихованы – тревога, связанная с мышлением или воображением.

Руки длинные и слабые – зависимость, нерешительность, потребность в опеке.

Руки неясно очерчены – нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях. Человек в плавном легком шаге – хорошая приспособляемость. Профиль амбивалентный – определенные части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны – особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.

Закругленные (округленные) линии – женственность. Контур неяркий, неясный – боязливость, робость. Энергичные, уверенные штрихи – настойчивость, безопасность.

Легкие линии – недостаток энергии. Легкий нажим – низкие энергетические ресурсы, скованность.

Горизонтальные штрихи – подчеркивание воображения, женственность, слабость.

Вертикальные штрихи – упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность.

Большой рисунок – экспансивность, склонность к тщеславию, высокомерию.

Рисунок на весь лист – компенсаторное превознесение себя в воображении. Избыток деталей – "неизбежность телесности" (неумение ограничить себя) указывает на вынужденную потребность наладить всю ситуацию, на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несущественные или странные) может послужить для более точного определения специфичности чувствительности.


Особо щепетильная детализация – скованность, педантичность.

Принятие задания с минимальным протестом – хорошее начало, за которым следует усталость и прерывание рисования.

Описание дерева

Круглая крона – экзальтированность, эмоциональность. Листва из кривых линий – восприимчивость, открытое принятие окружающего. Листва тонкими линиями–тонкая чувствительность, внушаемость.

Ствол линиями с нажимом – решительность, активность, продуктивность. Ствол открыт и связан с листвой – высокий интеллект, нормальное развитие, стремление сохранить внутренний мир. Ствол расширяется книзу – поиск надежного положения в своем кругу.

Высота листа 3/8 – хорошие контроль и рефлексия Земля изображена несколькими различными чертами – действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале. Несколько совместных линий, изображающих землю и касающихся края листа – спонтанный контакт, внезапное удаление, импульсивность, капризность.

Первым нарисован дом, что говорит о том, что на первом месте – безопасность, успех

Характеристика рисунка Никита Н. (9 лет).

На выполнение работы затрачено 30 минут. Рисовала с увлечением и удовольствием. Рисунок выполнялся последовательно: вначале дом, затем дерево и человек.

Описание дома

Дом вдали – чувство отвергнутости (отверженности). Изображение двух стен с акцентированным горизонтальным изменением свидетельствует о плохой ориентировке во времени, чувства давления со стороны, имеются серьёзные тенденции отчуждения и оппозиции. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок – отсутствие стремления скрывать свои чувства.

Окна закрытые (занавешенные). Озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта).

Крыша, тонкий контур края – переживание ослабления контроля фантазии.

Дверь одна – отступление, отрешенность, избегание.

Дым тоненькой струйкой – чувство недостатка эмоциональной теплоты дома.

Рисунок выполнен в оранжевом и коричневом цветах:

Цвет оранжевый – комбинация чувствительности и враждебности.

Цвет коричневый говорит о психологической теплоте дома.

Перспектива, рисунок изображен вдали – желание отойти от конвенционального общества. Чувство изоляции, отверженности. Явная тенденция отграничиться от окружения. Желание отвергнуть, не признать этот рисунок или то, что он символизирует. Перспектива, признаки "потери перспективы" (индивид правильно рисует один конец дома, но в другом рисует вертикальную линию крыши и стены – не умеет изображать глубину) – сигнализирует о начинающихся сложностях интегрирования, страх перед будущим (если вертикальная боковая линия находится справа) или желание забыть прошлое (линия слева).


Размещение рисунка точно в центре листа – незащищенность и ригидность (прямолинейность). Потребность заботливого контроля ради сохранения психического равновесия.

Контур эскизный, применяемый постоянно – в лучшем случае мелочность, стремление к точности, в худшем – указание на неспособность к четкой позиции.

Описание человека

Перспектива, рисунок изображен вдали – желание отойти от конвенционального общества. Чувство изоляции, отверженности. Явная тенденция отграничиться от окружения. Желание отвергнуть, не признать этот рисунок или то, что он символизирует. Перспектива, признаки "потери перспективы" (индивид правильно рисует один конец дома, но в другом рисует вертикальную линию крыши и стены – не умеет изображать глубину) – сигнализирует о начинающихся сложностях интегрирования, страх перед будущим (если вертикальная боковая линия находится справа) или желание забыть прошлое (линия слева).

Размещение рисунка точно в центре листа – незащищенность и ригидность (прямолинейность). Потребность заботливого контроля ради сохранения психического равновесия.

Контур эскизный, применяемый постоянно – в лучшем случае мелочность, стремление к точности, в худшем – указание на неспособность к четкой позиции. Голова большая – неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека.

Длинная тонкая шея – торможение, регрессия. Плечи широкие – сильные телесные импульсы. Туловище угловатое или квадратное – мужественность.

Лицо подчеркнуто – сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом. Глаза выпучены – грубость, черствость. Полные губы на лице мужчины – женственность. Лицо, похожее на маску – осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденности. Широкие руки (размах рук) – интенсивное стремление к действию. Руки шире у ладони или у плеча – недостаточный контроль действий и импульсивность. Руки слишком крупные – сильная потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению.

Ноги непропорционально длинные – сильная потребность независимости и стремление к ней. Профиль амбивалентный – определенные части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны – особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации. Неуравновешенная стоячая фигура – напряжение. Контур. Нажим. Штриховка. Расположение Мало гнутых линий, много острых углов – агрессивность, плохая адаптация. Сильный нажим – энергичность, настойчивость. Большая напряженность. Изменчивый нажим –эмоциональная нестабильность, лабильные настроения.


Прямые штрихи – упрямство, настойчивость, упорство. Короткие штрихи – импульсивное поведение. Ритмичная штриховка – чувствительность, сочувствие, раскованность. Горизонтальные штрихи – подчеркивание воображения, женственность, слабость.

Маленькие фигуры – тревога, эмоциональная зависимость, чувства дискомфорта и скованности.

Избыток деталей – "неизбежность телесности" (неумение ограничить себя) указывает на вынужденную потребность наладить всю ситуацию, на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несущественные или странные) может послужить для более точного определения специфичности чувствительности. По ходу рисования уменьшаются темп и продуктивность – быстрое истощение.

Описание дерева

Ветви в разные стороны – поиск самоутверждения, контактов, самораспыление. Суетливость, чувствительность к окружающему, отсутствие противостояния ему. Ветви нарисованы одной линией – бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание.

Заштрихованный ствол – внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность.

Ствол нарисован тонкими линиями, крона толстыми – может самоутверждаться и действовать свободно.

Линии ствола прямые – ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах. Ствол ограничен снизу – ощущение несчастья, поиск поддержки.

Земля изображена несколькими различными чертами – действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале. Несколько совместных линий, изображающих землю и касающихся края листа – спонтанный контакт, внезапное удаление, импульсивность, капризность.

Первым нарисован дом, что говорит о том, что на первом месте – безопасность, успех.

Характеристика рисунка Виктора Д. (9 лет).

На выполнение работы затрачено 30 минут. Рисовала с увлечением и удовольствием. Рисунок выполнялся последовательно: вначале дом, затем дерево и человек.

Описание дома

Испытуемый изобразил дом с двумя крышами, который расположен вблизи, что говорит об открытости, доступности и чувстве теплоты, гостеприимстве. Стена – одна с чёткими акцентирующими линиями говорит о сознательном стремлении осознать контроль. Изображённая боковая дверь говорит об уединении, отчуждении. Окна со светом говорят об озабоченности взаимодействия со средой, значимые для самого субъекта, свет символизирует теплоту, идущую от субъекта.