Файл: Развитие самостоятельности младших школьников (Теоретические основы развития самостоятельности младших школьников на уроках русского языка)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 319

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Детская самостоятельность подразумевает то, как ребенок без чьей- либо помощи ориентируется в том или ином задании, как он выбирает способы действий, направленные на решение поставленной задачи (в том числе и то, как он выбирает соответствующие инструменты, материалы и способы их обработки), а также как реализовывает решение поставленной задачи на практике, как контролирует его и то, как корректирует содержание и способы своей работы. Данный феномен являет собой единство таких компонентов, как мотивационный компонент и процессуальный. Мотивационный показывает необходимость процесса познания, а процессуальный - имеющиеся знания в той или иной предметной области и использующиеся приемы деятельности, способствующие тому, чтобы было возможно осуществить целенаправленный поиск решения задачи. Несмотря на то, что данные стороны действуют в единстве, все же их разделение можно оправдать, так как ребенок может стремиться к поиску новых знаний, но при этом не уметь их находить, а также можно уметь их получать, но не испытывать в этом потребности.

Существуют особые компоненты уроков, нацеленных на развитие самостоятельности детей. Важно знать, что данные компоненты взаимосвязаны между собой. В их число входят:

    1. организация обеспечения интереса для детей и личностного смысла учебно-поисковой деятельности;
    2. интересное и полное содержание учебно-поисковой деятельности;

3) активная организация учебно-поисковой деятельности. [26, С. 125]

Повышению степени развития самостоятельности ребенка в учебной деятельности служит подспорьем:

      1. расширение области приложения знаний, действий и отношений, которые только начинают формироваться на уровне выполнения межпредметных связей. Это подразумевает переход ребенка от внутрипредметных связей к межцикловым и уже о них к межпредметным связям. Важно учитывать, что повышение уровня сложности содержания работы, а также способов возможных видов деятельности ребенка осуществлялось не только в ходе превращения от внутрипредметных к межцикловым, но и от них к межпредметным. При этом на каждом отдельном этапе, который приводит все к более широким связям;
      2. возрастание уровня самостоятельности получается благодаря особенному построению обучения ребенка, то есть в процессе его должен происходить плавный переход от того, что учитель целенаправленно указывает ребенку на надобность использования каких-либо конкретных знаний и действий для решения поставленной учебной задачи к тому, что ребенок будет без посторонней помощи стремиться отыскать подобные знания и действия;
      3. формирование учебной деятельности младших школьников определенным образом, то есть организация работы должна быть основана на переходе каждого ребенка от формирования каких-либо определенных операций выполняемых действий к формированию общего действия. Такая работа обязана иметь место не только в конкретных, но также и в общих учебных действиях, по отношению к тем или иным определенным процессуальным компонентам учебной деятельности, а также к процессу решения поставленной, учебной задачи в целом;
      4. организация перехода ребенка от овладения определенными действиями в готовом виде к личному открытию каких-либо конкретных действий и систем с целью повышения степени самостоятельности младших школьников. В данном случае важно помнить, что предметом деятельности детей были конкретные или общие действия, а также структура определенной деятельности, но и учебной деятельности в ее специфическом значении;
      5. переход учащихся от понимания обязательности овладения какими-либо определенными умениями к пониманию, какое большое значение имеет овладение целостной структурой учебной деятельности;

1.2 Место уроков русского языка в формировании самостоятельности младших школьников

Обучение языку в школе является управляемым процессом, так как у учителя имеются большие возможности для ускорения речевого развития детей младшего школьного возраста при помощи специальной организации учебной деятельности на уроках русского языка.

Существует острая необходимость глубокого изучения родного языка, так как дети часто не умеют грамотно оперировать определениями, заменяют русские слова иностранными и тому подобное. В школе данная необходимость характеризуется следующим: русский язык является важнейшим средством оформления и выражения собственной мысли; русский язык является коммуникативным средством, благодаря которому становится возможным общение людей между собой; русский язык является отличным средством для выражения человеком собственных чувств и настроений. [32, С. 145]Самостоятельная работа возможна в использовании, но лишь для закрепления уже полученных знаний и формирования умения, такую работу можно проводить как в классе, так и дома. Тем не менее, благодаря опыту учителей и экспериментам, которые доказывают, что такой метод работы можно использовать и для достижения иных целей. Например, то материал, который доступен для самостоятельного изучения, дети могут усвоить на уроке. Важно знать, что основную роль в организации самостоятельной деятельности учащихся играют технические средства и имеющееся оборудование. На уроках могут использоваться следующие пособия: алфавит, карточки с правильным написанием письменных букв и так далее. В том числе, обязательным предметом на уроке русского языка должен быть учебник. Именно учебник владеет большими возможностями при организации самостоятельной деятельности детей младшего школьного возраста. Учитель может использовать учебник в работе по решению проблемы развития самостоятельности детей следующим образом: на ряду с домашним заданием выбрать задания для самостоятельной работы. [12, С. 63]

Самостоятельную работу характеризуют как особенную форму, которую используют для организации учебной деятельности. При чем данный вид учебной деятельности осуществляется под руководством учителя, при котором дети смогут самостоятельно выполнять задания того или иного вида, имея при этом цель развить собственные знания, умения, навыки и личностные качества [17, С. 61].


Несмотря на то, что работа учащихся должна проходить самостоятельно, нельзя пускать ход работы на самотек. Важен контроль учителя. Контроль учителя заключается в проверке самостоятельных работ, подведению итогов, то есть определять, что удалось лучше всего, а на что следует обратить внимание и над чем еще стоит поработать. При возникновении ошибок в самостоятельной работе следует понять ее причину и найти самый правильный путь к ее исправлению.

Благодаря выполнению самостоятельных работ становится возможным выяснение причин возникшей ошибки, что в свою очередь позволяет учителю правильно спланировать работу, направленную на совершенствование навыков учащихся, достижение ими прочных, устоявшихся знаний, а также на рациональное использование учебного времени так, чтобы дети не были перегружены информацией и даже изъявляли самостоятельное желание к познанию чего-либо нового. Итоги самостоятельной работы позволяют учителю наглядно проследить, в правильном ли направлении он работает, что продвижение идет вперед. [5, С. 72]

Учебной самостоятельностью или умением учиться является умение проводить рефлексивные и продуктивные действия, а также операции. Перед учителем встает задача создания условий для организации и управления самостоятельной учебной деятельности детей младшего школьного возраста, и, следовательно, появляется необходимость в определении основных этапов организации самостоятельной учебной деятельности учащихся, как на уровне учителя, так и на уровне младшего школьника

.

Глава 2. Развитие самостоятельности младшего школьника на примере уроков русского языка

2.1 Диагностика уровня развития самостоятельности у младших школьников

Эксперимент проводился среди учащихся МБОУ СОШ №46 г.

Тольятти: 3 - Б класс - 25 человек (контрольный класс) 3 - В класс - 25 человек (экспериментальный класс).

Для проверки выдвинутой нами гипотезы мы организовали экспериментальное исследование в двух третьих классах в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждение Самарской области с углубленным изучение отдельных предметов школе № 46 города Тольятти Самарской области ("МБУ школа №46"). В исследовании приняли участие ученики двух классов, из них 25 учеников - контрольная, 25 - экспериментальная. Всего в исследовании приняли участие - 50 человек.


Целью констатирующего этапа эксперимента является: диагностика начального уровня развития самостоятельности младших школьников.

Для того, чтобы можно было успешно организовать исследование были учтены такие требования, как:

  1. наличие базы, в которой происходил эксперимент;
  2. своевременное обнаружение максимально эффективных условий для того, чтобы возникла возможность формирования самостоятельности детей младшего школьного возраста;
  3. активное участие всех участников экспериментальной работы в проверке
    1. участие учащихся в опытно-экспериментальной проверке теоретического положения;
    2. неизменность числа составляющих участников эксперимента, как в контрольной, так и экспериментальной группах;

5) проведение контрольного этапа эксперимента по развитию самостоятельности у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка.

Сама диагностика, которая определяет уровень развития самостоятельности детей младшего школьного возраста на уроках русского языка, достаточно трудный процесс, сложность его заключается в том, что для изучения самостоятельности, недостаточно проведения одной методики. Целесообразно провести комплекс диагностических методик, соответствующих возрасту младшего школьника, который поможет выявить уровень развития самостоятельности младших школьников.

Для того чтобы более точно описать процесс самостоятельности младших школьников, мы опираемся на следующие показатели самостоятельности:

      1. Мотивационный критерий, то есть осознание познавательной потребности ребенком младшего школьного возраста, а также отношение ребенка не только к предмету, но и к процессу деятельности, стремления учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности.
      2. Содержательно-операционный критерий, то есть наличие стремления ребенка поделиться с другими (товарищами, учителем) новой, свежей для него информацией, почерпнутой из каких-либо источников за пределами обучения.
      3. Волевой критерий, например, когда мотивы, движущие ребёнком в процессе взаимоотношения с одноклассниками. Сюда же относится готовность и стремление ребенка к преодолению сложностей в процессе поиска информации.
      4. Когнитивный критерий включает в себя объем знаний детей младшего школьного возраста по русскому языку, а также полноту, прочность, осознанность, оценочное отношение к нему, словесные проявления, уровень знаний языка.

Существуют определенные критерии познавательной самостоятельности, то есть волевой, мотивационный, когнитивный, а также содержательно-операционный. Особенно стоит отметить мотивационный критерий, так как именно с ее мотивом напрямую связано осуществление самостоятельности человека в познавательной деятельности.

Благодаря показателям по выявлению уровня развития самостоятельности детей младшего школьного возраста были определены следующие уровни:

Высокий уровень (если было замечено проявление самостоятельности по всем 4 критериям). Данный уровень характеризуется тем, что у детей сама успеваемость либо хорошая, либо отличная. В то же время ребенок выражает учебно-познавательный интерес к работе, которую предстоит выполнить самостоятельно, без чьей-либо помощи, также он проявляет инициативу при требовании выполнения нестандартного задания. Ребенок способен к организации собственного рабочего места, а также к планированию времени для выполнения той или иной работы, и решить, какой способ выполнения самостоятельной работы будет более им самим востребован и логичен.

Средний уровень (если было замечено проявление самостоятельности по каким-либо конкретным критериям). Данный уровень характеризуется тем, что успеваемость ребенка можно отнести либо к средней, либо к хорошей. К самостоятельной работе учебно-познавательный интерес у ребенка ситуативный. Он инициативен, но способен решить самостоятельно лишь задачи средней сложности. Способен к организации своего рабочего места перед выполнением того или иного задания. Может грамотно распланировать время и последовательность собственных действий для достижения той или иной цели самостоятельно, без помощи кого-либо.

Низкий уровень (если было замечено проявление самостоятельности по 2 или менее критериям). Данный уровень характеризуется тем, что у ребенка успеваемость можно отнести либо к низкому уровню. Также, ребенок не показывает интерес к выполнению какой-либо работы самостоятельно.

Проявляет интерес к самостоятельной работе лишь в заданиях репродуктивного характера. Ребенок не может организовать свое рабочее место перед выполнением какого-либо задания. Не способен грамотно распланировать свое время и последовательность действий, не говоря уже о выборе способа действий для решения определенных задач самостоятельно.

На основе этих показателей нами были подобраны диагностические методики, позволяющие выявить наличие уровня проявления самостоятельности у детей младшего школьного возраста. К таким диагностикам относятся: методика определения параметров самостоятельной деятельности детей младшего школьного возраста, которую разработала ученый Н. В. Калинина; диагностическая самостоятельная работа, которая состоит из трех заданий; тестирование по предмету «Русский язык» Г.Н. Никифорова»; методика «Нерешаемая задача».